Структура научного сообщества и этические нормы науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура научного сообщества и этические нормы науки



 

Как социальный институт наука формировалась наука оформилась в Новое время. Вешнее это выглядело как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии, а позднее – в исследовательские лаборатории и НИИ, подобно тому, как ранее в рамках специальных учреждений объединялись служители культа, юристы, финансисты и другие категории людей, занятых профессиональной деятельностью. Ныне численность мирового научного сообщества составляет около 5 млн. человек. Считается, что наукой способны заниматься не более 6-8% населения (в развитых странах в ее сфере занято около 0,3% жителей).

 

Важной проблемой развития современной науки является соблюдение учеными этических норм научной деятельности. К числу сложившихся основных норм такого рода относятся:

 

1. Установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового знания;

2. Запрет на плагиат;

3. Бескорыстность (вознаграждение для ученого не главная цель для ученого, а одно из условий работы);

4. Организованный скептицизм (отказ от прежних ошибочных результатов);

5. Равноправие всех членов научного сообщества в обязанности исполнять данные и ряд других этических норм и требований научной деятельности.

 

***************************************************************************

№54

Феномен научной революции

Научная революция – это процесс коренных изменений в определенной области знаний или отдельной дисциплине, происходящий в сравнительно короткое время. В настоящее время революционные изменения в науке связывают, во-первых, с построением новых фундаментальных теорий, радикально меняющих принципы объяснения исследуемых явлений; во-вторых, с разработкой новых научных средств и методов; в-третьих, с перестройкой оснований научного знания.

 

Современные научные революции активно стимулируются запросами производственно-технологической сферы и в свою очередь оказывают на них мощное обратное воздействие.

 

***************************************************************************

№55

Программы в обществознании

В истории социальной философии сложились и функционируют исследовательские (научные) программы каждая из которых представляет систему теоретических и методологических принципов, ориентирующих и направляющих исследовательскую деятельность. К основным относят следующие:

 

Натуралистическая программа ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин (физики, биологии и др.) и рассматривает общество по аналогии с природой.

 

Социологическая программа формируется в результате становления в первой половине 19 века социологии – науке об обществе, родоначальником которой является О. Конт, стремившийся создать специальную методологию исследования общества, так называемую «социальную физику».

 

Культурно-историческая программа формируется во второй половине 19 – нале 20 вв. и исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе и, соответственно, разной методологии, используемой при анализе природных и социальных систем.

Психологическая и социопсихологическая программы, несмотря на то, что вторая возникает на базе первой, методологически едины в анализе общественной системы, т.к. приоритетными избираются психические факторы на основании биопсихосоциальной природы человека.

 

***************************************************************************

№56

Понятие общества и его структура

Общество определяют как:

  1. выделенную из природы и взаимодействующую с ней реальность;
  2. систему человеческой деятельности, ее условий и результатов;
  3. систему взаимодействий между людьми;
  4. систему социальной коммуникации между людьми на основе культурных ценностей;
  5. определенный этап человеческой истории или конкретного общества и др.

Структура

Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры являются отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества — экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни.

 

Структура общественной системы выступает не только как отношения людей друг к другу. Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.— находятся в определенной связи, отношениях.

 

Структура есть и отношение людей к процессам — экономическим, политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т. д.

 

Говоря о том, что структура общественной системы многообразна, проявляется в различных связях и отношениях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно, в конечном счете, проявляется через людей.

 

***************************************************************************

№57



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.008 с.)