Генезис античной цивилизации,сущность и особенности «античного способа производства». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис античной цивилизации,сущность и особенности «античного способа производства».



Начала античной эпохи лежат в древнейшей истории греков. Специфика греческой античности коренилась в своеобразии природно-климатических и геополитических условий северо-восточного Средиземноморья. Умеренно тёплый климат в сочетании с достаточным количеством осадков обусловили здесь отсутствие ирригационного земледелия, столь много значившего для Востока. Хозяйственной основой нового типа цивилизации явилось пашенное земледелие, ставшее возможным на каменистой почве Эллады с появлением железных орудий труда (рубеж II и I тыс. до н.э.). Относительно низкая, в сравнении с Востоком, продуктивность земледелия отчасти компенсировалась развитием скотоводства. К этому подталкивал и преимущественно холмистый рельеф угодий, объективно лимитировавший размеры пригодных для земледелия участков. Не слишком богатые природными ископаемыми недра всё же давали возможности развития добывающих промыслов, металлургии, гончарного дела и других ремёсел.

«В Греции есть всё» Горы, прикрывающие материковую Грецию с севера, и моря, окружающие её с других направлений, служили определённым барьером для завоевателей. Вместе с тем хребты, рассекающие страну на отдельные области, затрудняли их хозяйственную и политическую интеграцию. Но они же во многом обусловили исключительное региональное разнообразие природно-климатических условий. На сравнительно небольшой территории Греции оказались представленными все типы существующих в Европе природных зон, вся европейская фауна и флора.

Разнообразие в природных условиях отдельных регионов способствовало их ранней хозяйственной специализации. В зависимости от особенностей микроклимата, рельефа местности, характера почв, ассортимента полезных ископаемых упор мог делаться на выращивании тех или иных сельскохозяйственных культур, развитии тех или иных ремёсел. На лошадях из Фессалии, к примеру, разъезжала половина Эллады. Хозяйственная специализация была сопряжена с регулярностью обмена произведёнными продуктами, формированием общегречеcкого рынка.

География предопределила и абсолютное господство морских путей в оптовой торговле. Морским экспедициям потворствовали уникальная изрезанность побережья, наличие множества островов и полуостровов, заливов, проливов и бухт на всём протяжении от восточного побережья материковой Греции до западного берега Малой Азии. Благодаря этому мореплаватели не упускали из виду сушу, благоразумно ночуя на ней и пережидая штормы. Столь существенные преимущества акватории Эгейского моря обусловили её роль как перекрёстка торговых путей, опережающее развитие расположенных здесь островов, формирование первых в истории Греции государств.

В начале II тыс. до н.э. наиболее богатым и сильным стало государство на острове Крит (минойская цивилизация). Размеры и особенности утвари обнаруженного здесь археологами царского дворца недвусмысленно говорят о подражании местных правителей восточным владыкам. Схожие с древнеазиатским укладом черты присутствовали в социально-экономической организации критского общества, его политическом устройстве. Сильнейшие землетрясения в середине II тыс. до н.э. на Крите нанесли непоправимый ущерб минойской цивилизации.

В XV – XVIII вв. до н.э. лидерство в регионе перешло к основанному греками-ахейцами на Пелопоннесском полуострове городу Микены. Как и другие ахейские города, Микены находились под сильным влиянием древневосточных цивилизаций. Вторгшиеся на земли ахейцев греки-дорийцы (XII в. до н.э.) такого прогресса ещё не достигли, а потому для начала разгромили чуждый им мир городов и дворцов «до основания». «А затем» на основе собственного уклада, творчески приспособляя достижения Востока под свои нужды, принялись выстраивать качественно новую цивилизацию.

Генезис полисной цивилизации Время, прошедшее от утверждения дорийцев на территории Греции до расцвета эллинских государств, подразделяют на два этапа: так называемые «тёмные века» (XI – IX вв. до н.э.) и архаический период (VIII – VI вв. до н.э.). «Тёмные века» обозначают ещё и как гомеровский период, поскольку основным письменным источником их изучения являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Уровень цивилизации в это время повсеместно снижается, однако начавшееся производство железных орудий труда подготавливает предпосылки для последовавшего подъёма.

В рамках архаического этапа полуразбойный строй «военной демократии» у дорийцев трансформировался в столь же не отягощённую чрезмерным миролюбием полисную цивилизацию. Полис формировался, как правило, в результате слияния соседних территориальных общин и представлял собой город-государство с прилегающей к нему сельской местностью. Его экономической основой было сочетание элементов общинной, государственной и частной собственности на землю. Эту совокупность и называют античной или полисной собственностью.

В отличие от Древнего Востока, верховная собственность на землю принадлежала здесь не деспоту, а всему полису как коллективу граждан. Полисная государственность для граждан была не фатальной внешней машиной принуждения, а их собственным кровным делом. В одном из своих первоначальных смыслов греческое слово «идиот» давало оценку человеку, уклонявшемуся от участия в решении полисных проблем. Гражданские права в полисный период Греции сливались воедино с гражданскими обязанностями, главной из которых была воинская.

Долгое время греческие полисы не были столь богаты, чтобы позволить себе роскошь содержания наёмного войска. В случае войны за оружие брался каждый боеспособный гражданин. Это в решающей мере гарантировало его значимость в государстве, полноценность гражданского статуса, поскольку оборонительные и наступательные войны, внутригреческие «междусобойчики», а также грабительские набеги на богатый Восток и военные экспедиции за рабами были делом повседневным.

Как и на Востоке, собственность на землю реализовывалась в различных экономических формах, однако сами формы были другими. Часть земельного фонда представляла собой непосредственно общественное владение, коллективно обрабатывалась гражданами, и доходы с неё шли на общественные нужды. Эти земли полис мог сдавать и в аренду. Полис выступал как владелец недр земли, организуя добывающие предприятия – рудники и каменоломни, которые также могли сдаваться в аренду частным лицам.

Основная же часть земельных массивов полиса поступала во владение отдельных граждан, хозяйствовавших вполне автономно, не нуждаясь в «руководящей и направляющей» опеке государства, в отличие от земледельцев Востока, «повязанных» между собой ирригационными заботами. Типичным являлся небольшой владельческий участок в 3-5 га, обрабатывавшийся домочадцами, включая одного – двух рабов. Причастность к полисной земельной собственности определяла гражданский статус её владельца и, наоборот, квинтэссенцией полноправного гражданства было владение полисной землёй.

Полноценность грека как гражданина подтверждалась также его отстранённостью от регулярной выплаты налогов. Лишь в экстраординарных случаях, вроде персидского нашествия, граждане выплачивали чрезвычайный налог эйсфору. В обычное время налогообложение распространялось только на свободное, но лишённое гражданских прав население – метеков. Так называли осевших в полисе чужеземцев, вольноотпущенников, выступавших в качестве ремесленников и торговцев. Кроме того, толстосумы время от времени делали добровольные пожертвования (литургии) на общественные нужды, немалая часть которых перепадала обедневшим согражданам для поддержания «достойного образа жизни»

«Всюду деньги – господа» Широкий размах торговли обусловил количественный и качественный рост денежного обращения. На рубеже VII-VI вв. до н.э. на островах Эгина и Эвбея начинается чеканка монет, а в дальнейшем каждый уважающий себя греческий полис чеканил собственные деньги. Несовпадение веса и покупательной способности полисных валют вызвало к жизни особую профессию трапезитов (менял). Лавки трапезитов стали выполнять некоторые банковские функции: хранения денег, учёта векселей, выдачи денежных ссуд под залог движимого (корабли и товары) и недвижимого (земля и постройки) имущества. Усиливалось денежное наполнение и арендной платы.

Коммерциализация хозяйственной жизни передовых греческих государств вела к кризису традиционной полисной структуры и деформации прежних ценностей. Величина денежного дохода становилась важней, чем родовое право на полисную землю. Купля-продажа земли, сдача её в аренду из исключения превращаются в норму. Параллельно менялись социальные институты: с одной стороны, появляются граждане, утратившие свой земельный надел, с другой – негражданскому населению, метекам, предоставлялась возможность приобретения гражданских прав. Землевладельческая аристократия всё больше утрачивала свои привилегии под напором торгово-ремесленной демократии. Реформатор законодательства Афин – мудрый Солон, как раз и был купцом.

Проделав именно такой путь, Афины дали миру образцовый тип торгово-ремесленной державы, с интенсивным, специализированным на выращивании оливок и винограда, земледелием. Наряду с изделиями афинских ремесленников, вино и оливковое масло стали важнейшими экспортными продуктами, в производстве которых участвовали сотни тысяч рабов. Массы рабов трудились в рудниках и каменоломнях, обеспечивая добычу мрамора для строительства уникальных памятников архитектуры и серебра для чеканки афинской драхмы. Важнейшей статьёй афинского импорта были продовольственные товары первой необходимости, прежде всего – зерно. Снабжение горожан хлебом у греков, а впоследствии и у римлян было делом государственным.

Пик могущества Афин наступил в V в. до н.э. после победоносных для греков войн с персами. Он ознаменовался выдающимися, непревзойдёнными достижениями эллинской цивилизации, но продолжался недолго. Многолетняя изнурительная Пелопоннесская война со Спартой и её сторонниками закончилась поражением Афинского Союза. На этом заканчивается классический этап истории Древней Греции. В последующем эпицентр мировых событий транзитом через Македонию перемещается на Апеннины.

Античный способ производства основан на применении труда рабов как главной рабочей силы. Целью античного производства являлось производство прибавочного продукта не только для удовлетворения потребностей рабовладельцев, но и для накопления. Основным средством достижения такой цели становилась эксплуатация рабов.

Господство античного способа производства начинается с VI в. до н. э. в Греции, с III в. до н. э. в Риме, где достигает расцвета на рубеже тысячелетий. Завершается этот период к III–IV в. н.э. Ремесленная специализация греческих полисов приводила к преимущественному использованию рабского труда в ремесленных мастерских – эргостериях и на рудниках. Рим, являясь аграрной страной, подавляющую часть рабов использовал в сельском хозяйстве.

Коренное отличие производственных отношений античного способа производства состоит в переходе отношений собственности на более высокий уровень. В Эллинском и Римском государствах впервые осуществляется правовое закрепление института частной собственности. Появление такого института означало разрушение общинных отношений, а причину этого сегодня видят в природно-климатических изменениях, выразившихся в глобальном похолодании I тысячелетия до новой эры. Результатом похолодания становится изменение агрокультуры на территории современной Греции. Производство зерновых, требующее высокого напряжения коллективного труда по орошению, севу и сбору урожая, замещается производством овощных, масличных культур, виноградорством и оседлым скотоводством, допускающими самостоятельное семейное хозяйство. Огромную роль сыграли демографические факторы: избыточный рост населения на территории Греции был поглощен греческой колонизаций средиземноморского и черноморского побережья в VIII–VI в. до н. э. Сокращение численности общин позволило перейти к соседской общине. Наряду с перечисленным различие природных условий в греческих колониях-полисах обеспечило территориальную специализацию и возможность обмена, углублявшие отношения собственности.

Растущий товарообмен, объективная слабость территориально разделенных греческих государств, не обремененных необходимостью поддержания системы орошения, способствовали разделению функций власти и собственности.

 

ВОПРОС7.

Рухнула римская империя, а восточная империя сохранилась(византия).

Крушение происходит в 5 веке

Внешний фактор падения римской империи из великих переселений народа.

Причины крушения:

1)рынок не выдержал

2)христианство

3)нехватка денег, налогов

4)Кризис классического рабовладения

Стали создаваться виллы- специализированные хозяйства.

Следствии: крестьяне бросают свою частную собственность и идут в город (рим),чтобы потребовать от гос-ва еды,воды,идр.

Почему рабство перестает быть экономически оправданным:

1. Условия содержания раба выше результата.

2. Участки земли –парцеллы давались рабу, чтобы он приносил им прибыль.

Происходит феодализация в рамках античности.

Образовались колоны – смесь раба и рабочего.

Пути феодализации:

1.феодализм рождается, как результат разложения рабовладельческого строя. Восток Испании, северная африка –феодализм.

2.север и восток Европы () Скандинавия будущая территория Киевской Руси) – результат разложения варварского родоплеменного строя. Античность здесь почти не существует.

3. промежуточное м\д 1 и 2 – античное и варварское начало представлены ровно.

 

 

Вопрос8

Феодализм-система, основная на внеэкономической (личной) взаимной зависимости людей. Эк.зав- предпри-ль и рабочий

Внеэк.зав. – крестьянин мог прожить и без феодала. Появление личной зависимости - это взаимоотношение: сеньора и вассала.

Черты феодализма:

1. Численное преобразование деревни над городом, господство натурального хоз-ва.

2. Сочетание крупного землевладения с мелким крестьянским землепользованием.

3. Наличие феодальной ренты(натуральная, отработочная, денежная) Феодальную ренту, конечно, нельзя рассматривать как разновидность обыкновенной арендной платы, отражающей отношения равноправных субъектов – земельных собственников и арендаторов. Однако в некотором плане она была даже выгоднее крестьянину. Дело в том, что в отличие от аренды, крестьянское землепользование носило в принципе бессрочный характер, размер ренты регулировался традицией и мог оставаться неизменным на протяжении длительных периодов. Слабая, почти незаметная реализация возможностей крестьянского накопления объясняется не столько феодальной эксплуатацией как таковой, сколько совместным действием ряда других факторов, препятствовавших расширению производства и повышению его эффективности.

4. Условная или расчетная собственность на землю(право владения, пользования уничтожения собсвенности разделены м/д участниками собственности.).

5. Принципиально антиконкуреннтый характер общества

6. Сословно - корпоративный характер организации общества. Ф-ии двор-во: воевать и управлять, духо-во отмаливать грехи, крес-во кормить себя и дво-во, и т д. Религиозное единение сказывалось и в социально-экономической организации. Воплощением принципиального неприятия конкуренции являлись корпоративные структуры на всех уровнях феодального общества. Корпорации того времени представляли собой объединения людей по сословным, территориальным и профессиональным критериям. Дворянство и духовенство группировались вокруг конкретных орденов, размежёвывались по географическому принципу.

Самыми многочисленными являлись, разумеется, корпорации крестьян – сельские общины. Гильдии торговцев, купеческие землячества и цехи городских ремесленников также имели корпоративную окраску. Подчинённость личности корпоративным интересам была безусловной и оставляла весьма узкое поле для проявления индивидуальной инициативы. Вне пределов тех или иных корпораций существовали лишь единичные изгои. Даже нищие, воры и проститутки имели свои корпоративные объединения (как, впрочем, и сейчас). Сословно-корпоративная организация выступала залогом стабильности всей системы общественных отношений.

Принцип формирования сословий –происхождения

7. Религиозность общества. Далеко не последнюю роль в сложившемся «механизме торможения» играла специфическая ментальность Средневековья, гипертрофированная религиозность, в частности. Пожалуй, никогда ранее и никогда позже религиозные мотивы не оказывали столь глубокого воздействия на хозяйственную практику, как в эту эпоху. Человеческая жизнь в большей мере рассматривалась как время, даруемое Богом для соискания людьми вечного блаженства на небесах. Корыстолюбие, чрезмерная активность в накоплении могли воспрепятствовать достижению этой цели, а отчисления в пользу Церкви – ей способствовать. Ожидание конца света-1000год. В разгар средневековья люди считали, что будет конец света.

8. Праздность. У крестьян 100-120 выходных дней.

9. Традиционность. Квинтэссенцией феодального общества можно считать его традиционность, в различных аспектах которой находили отражение все другие названные и неназванные его качества. Именно традиция, сила стихийно установившихся порядков, регулировала большую часть общественных отношений в условиях забвения античного права, практически всеобщей неграмотности и фрагментарности феодального законодательства. Традиция определяла круг потребностей отдельных слоёв общества, рутинный характер хозяйственной деятельности, сословно-корпоративное разделение труда. Она же характеризовала тип мышления, специфическую ментальность Средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.031 с.)