ВОПРОС 9.Европейское Средневековье: города и ремесла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 9.Европейское Средневековье: города и ремесла.



Город- это торгово-промышленный центр, где есть городской рынок.так же это место где живет царь либо его наместники. (в античном мире город- центр культуры). Наличие рынка –отличие города от деревни. Городской уклад Город являлся стержнем античной цивилизации в Средиземноморье, воплощением и источником её достижений, локомотивом развития. Закономерно, что упадок античности и генезис протофеодальных отношений выражался в ослаблении городского уклада ещё до разгрома Западной римской империи варварами. Её победители вообще по складу жизни в городах не нуждались. Они их грабили, унося всё полезное себе, и от избытка чувств ломали всё чуждое и непонятное. «Разрядившись» таким способом в Риме, германский племенной союз вандалов увековечил своё имя термином вандализм, означающим бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

В течение нескольких столетий с момента крушения Рима на большей части прежней империи городская жизнь практически остановилась. Исключение составили лишь некоторые города Италии: либо прямо входившие в состав Византии, либо сохранившие с ней торговые связи. Несколько городов последнего типа выжили в Южной Франции (Марсель) и Испании (Барселона). На остальной территории Западной Европы была подорвана сама экономическая основа городского уклада.

Такой основой служил товарообмен между городом и деревней, возможный лишь при достаточно высокой продуктивности сельского хозяйства. Низкая агротехническая культура варваров данной возможности не создавала. Урожайность пшеницы в начале Средневековья снизилась до 1:3, а в отдельные годы даже до 1:1,5. Катастрофическое снижение продуктивности сельского хозяйства предопределило такое же сокращение пригодных для обмена излишков, натурализацию хозяйственной жизни и радикальный сдвиг её в «лоно природы».

Резко уменьшившееся население старых римских городов встало на путь самообеспечения продовольствием. Города стали продолжением деревни: образ жизни горожан мало отличался от сельского. Они разводили огороды и небольшие сады, выращивали зерновые по окраинам. По улицам вечного города важно расхаживали его «спасители» гуси и другая, поневоле подвергшаяся урбанизации, живность. В свою очередь сельское население не особенно нуждалось в высококачественных изделиях городских ремесленников, довольствуясь собственным кустарничеством и незатейливой продукцией доморощенных умельцев. Автаркический круг замкнулся.

В итоге, от атрибутов городской жизни остались лишь укреплённые стены и резиденции элиты в уцелевших античных строениях. Но и этого, как оказалось впоследствии, было достаточно для сохранения спор городской жизнедеятельности, её возобновления в более благоприятных условиях. Городские стены не могли не притягивать к себе население при том «ералаше», который сопровождал раздел и передел Империи между её победителями и победителями её победителей. Во всяком случае городские укрепления гарантировали определённую безопасность, если не от многочисленных орд очередных завоевателей, то хотя бы от разбойничьих шаек, стремительно размножившихся в обстановке политического и правового хаоса. Да и впоследствии, на протяжении всей феодальной эпохи, внутренние усобицы и межгосударственные войны не внушали чрезмерных иллюзий населению насчёт государственных гарантий безопасности. Печальный опыт заставлял прижиматься к городским и крепостным стенам, концентрироваться вокруг укреплённых замков и монастырей, не бросая при этом хозяйствование на прилегающих земельных массивах.

Если фактор безопасности обеспечивал высокую плотность населения в укреплённых местах и вокруг них, то рост производительности сельского хозяйства и потребностей населения создавал предпосылки их превращения в центры ремесла и торговли. Ранее всего пробуждение подлинно городской жизни началось внутри старых римских городов, которых было довольно много в Средиземноморье, особенно в Италии. Поскольку в северо-западной Европе уровень урбанизации в античный период был на порядок ниже, и число старых городов измерялось единицами, то именно там особо большой размах в конце первого тысячелетия приняло новое градостроительство

Новые города, как и старые античные в своё время, вырастали из бывших племенных центров и культовых мест; возникали на пересечениях торговых путей и маршрутов паломников, вдоль судоходных рек и в уютных морских бухтах. Такие точки притягивали к себе и обособлявшуюся феодальную элиту, выросшие потребности которой способствовали увеличению спроса на высококачественные ремесленные изделия, престижную одежду и обувь, красивую посуду и качественное оружие. Примитивная продукция сельских ремесленников-универсалов этот спрос удовлетворить не могла. Условием её совершенствования становилась дифференциация ремёсел. Однако «узкий специалист» не обеспечивался надлежащим количеством заказов в деревне ни со стороны крестьянства, ни со стороны местного сеньора. Потребность в сбыте подталкивала таких ремесленников либо к постоянной жизни «на колёсах», либо к местам повышенной концентрации людей, к городам. По той же причине туда влекло и торговцев. Торгово-промышленное ядро в средневековых городах ощущалось гораздо сильнее, чем в античных, и тем более – в древнеазиатских городах.

По современным меркам уровень средневековой урбанизации не впечатляет. Подавляющее большинство городов насчитывало 1-2 тыс. жителей. Город с населением в 9-10 тыс. человек уже считался большим. До стотысячного рубежа (Милан, Флоренция, Севилья, Кордова, Париж) не дотягивал даже Лондон в XII-XIII вв., уже тогда по праву считавшийся одним из крупнейших городов Европы. Несмотря на рост удельного веса горожан в общем составе населения, в сельской местности проживало его абсолютное большинство.

При относительной малочисленности городского населения его плотность была весьма высокой, поскольку не безразмерным являлось окружённое городскими стенами пространство. Улицы были настолько узкими, что проблему подчас представляло не то чтобы разъехаться конным экипажам – а разойтись встречным пешеходам. Скученность населения вкупе с вопиющей антисанитарией (помои выливали прямо из окон) делали города беззащитными перед эпидемиями. Когда дальнейший рост населения становился уже просто невозможным, строились новые стены, охватывавшие большее пространство. Такое расширение защищённой стенами площади могло происходить неоднократно.

Главными достопримечательностями средневековых городов были их соборы и церкви, выстроенные в устремлённом в высь готическом стиле. Помимо них предметом гордости горожан часто являлось здание городского самоуправления – ратуша, в зрелом Средневековье – с непременными часами на башне. В пределах городских стен могли находиться и замки феодалов, их дома, а также монастыри. Состав городского населения отличался пестротой. Кроме ремесленников и торговцев, дворян, их слуг и духовенства, в городах со временем появились люди свободных профессий – служители искусства. Присутствовали и маргиналы – нищие, воры, проститутки. Некоторые города уже в Средневековье имели свои университеты. Старейшим был Университет права в Болонье, сохранивший античные традиции светской направленности образования. В отдельных случаях университетское начало становилось доминирующим или, как сейчас принято выражаться, градообразующим (Оксфорд, Кембридж).

Средневековые города были интегрированы в феодальную систему, являясь её составным, но специфическим элементом. С одной стороны, города возникали на землях конкретных феодалов, обладавших сеньориальной властью над ними. Горожане выплачивали феодальную ренту, подчинялись суду своего властелина, были его подопечными во многих других отношениях. Однако города с их обезличенным товарооборотом и сложным составом населения по самой сути своей не могли оставаться увеличенными копиями деревни. В противном случае они бы не стали местом, в котором, как по волшебству, натуральная рента феодалов превращалась в их денежные доходы. Растущая потребность в деньгах обусловливала заинтересованность сеньоров в нормальном функционировании городского хозяйства, что, в свою очередь, определяло их лояльность к отдельным элементам городского самоуправления.

Вместе с тем города поначалу были слишком слабы для самостоятельного обеспечения своей безопасности и действительно нуждались в покровительстве сеньоров. Поэтому горожане мирились с фактом своей сеньориальной зависимости, время от времени поднимаясь не столько против системы феодальной опеки как таковой, сколько против очевидного произвола конкретных сеньоров, попыток ликвидации уже полученных льгот и свобод. По мере укрепления городов их взаимоотношения с сеньорами становились всё более напряжёнными. Издержки феодальной опеки с очевидностью превысили выгоды от неё в XII-XIII вв., ставших эпохой коммунальных революций.

Их смысл как раз и заключался в освобождении городов от сеньориальной зависимости. Способы освобождения были разными – от постепенного выкупа городских повинностей, до вооружённого восстания и насильственного изгнания прежнего повелителя. Добиваясь подъёма своего статуса, города действовали автономно друг от друга, используя противоречия между отдельными феодалами и их корпорациями. Они искали и часто находили поддержку у центральной власти, заинтересованной в расширении собственной базы. В Англии король Ричард от всего своего «львиного сердца» наладил серийное производство и распродажу освободительных хартий городам, благодаря чему подкопил немалые деньги.

Конкретные результаты коммунальных движений варьировались в зависимости от характера и уровня развития самих городов, соответствующих государств и регионов, соотношения сил в них. Процветавшие итальянские города (Венеция, Генуя, Флоренция, Милан и др.) стали фактически независимыми республиками. В духе своей эпохи они подчиняли себе соседние местности, по отношению к которым становились как бы коллективными сеньорами. Далеко за пределы Италии распространялась власть Венеции и Генуи – могущественных морских держав, имевших с многочисленные колонии и фактории по всему Средиземноморью.

В других регионах города остались под верховной властью короны, но многие из них получили статус коммуны (автономной общины). В Германии, схожие по статусу с коммунами города назывались имперскими или вольными. Они имели выборное самоуправление, собственную правовую базу, автономные финансы и войска. Помимо прав на строительство укреплений, обладание особым гербом и печатью, высоко котировалось право на устройство виселицы, которого добивался каждый уважающий себя город.

Практически во всех, даже в не добившихся формальной самостоятельности городах всё население считалось лично свободным. Укрывшийся в городе крепостной по истечении одного года и одного дня считался свободным. Многие города сознательно способствовали личному освобождению крестьян в пределах своих окрестностей. Особенно преуспели в этом опять же итальянские города-республики, выкупая свободу селянам или прямо принуждая поместное дворянство к их освобождению. Свободные крестьяне были нужны им как важнейший ресурс для собственного развития. Страхуясь от рецидивов феодальной реакции, городские власти часто не прогоняли, а, напротив, в принудительном порядке переселяли знать в города и даже обязывали её овладевать городскими занятиями, чаще всего – торговлей. Довольно быстро значительная часть итальянского дворянства слилась с городской торгово-промышленной верхушкой, включилась в высшие органы городского управления.

Коммунальные революции политически закрепили экономическое превосходство города над деревней, его ведущую роль в этой связке. Городской спрос всё больше определял структуру аграрного производства как поместных, так и крестьянских хозяйств. Многие богатые горожане являлись и землевладельцами, арендодателями, получающими земельную ренту, а в Италии некоторые из них стали сами хозяйствовать на земле по всем правилам рынка, с привычным для города аккуратным подсчётом расхода и прихода денежной массы.

По мере развития городов шло увеличение удельного веса ремесла в их хозяйственной жизни. В сравнении с сельской местностью специализация ремесленной деятельности в городе была на порядок выше. Деревенскому кузнецу-универсалу в XIII в. Париж противопоставлял 22 вида металлообрабатывающих ремёсел: по отдельности считалось производство оружия и кольчуг, подков и гвоздей, металлической посуды и т.д. Единая для крестьянки задача изготовления нехитрой одежды, в общественном производстве распадалась на прядение, ткачество, окрашивание тканей... Последовательное углубление специализации труда, выражавшееся в увеличении числа отдельных видов ремёсел, являлось важнейшим источником роста его производительности и повышения качества продукции.

Ремесленное производство носило мелкотоварный характер. Весь процесс осуществлялся в небольших мастерских под руководством мастера-хозяина с помощью 1-2 подмастерьев и нескольких учеников. Разделение труда внутри мастерской почти отсутствовало. Некоторые операционные отличия в содержании труда работников вытекали лишь из разницы в их квалификации и производственном опыте. К мастерским примыкали жилые помещения, в которых проживали не только домочадцы мастера, но и все его работники. Сюда же приходили заказчики и покупатели.

Ремесленники одного профиля в масштабах города объединялись в цехи (братства). Средневековые цехи не были производственными структурами, осуществляющими свою деятельность под одной общей крышей. Цеховая организация ремесленников брала на себя множество других функций в самых различных жизненных сферах. Первые цехи появились в X в. на территории Италии. В XI – XII вв. цеховая система, за исключением отдельных регионов (юга Франции, Скандинавии), утвердилась на большей части Западной Европы и получила юридическое оформление в особых хартиях и уставах цехов.

В цеховой организации воплощался общий корпоративный дух феодальной эпохи. Её экономическая подоплёка заключалась в стабилизации мелкотоварного производства в условиях достаточно узкого рынка сбыта. Привилегии, которыми обладали цехи, обеспечивали их монополию на местных рынках, исключали конкуренцию со стороны иногородних мастеров, деревенских ремесленников и неорганизованных «кустарей-одиночек». Уставы цехов пронизаны стремлением не допустить конкуренцию между его членами, дать возможность каждому хозяину иметь гарантированный заработок.

Цеховые хартии чётко регламентировали ассортимент, объём и качество продукции. Одновременно жёстко фиксировалась технология производства, новшества в которой, мягко говоря, не приветствовались. Нельзя было и превышать определённое уставом количество подмастерьев, учеников в отдельных мастерских. Общими для всех были и цены на готовую продукцию. Знаменательно выглядит полное запрещение индивидуальной рекламы.

Цехи являлись самоуправляющимися организациями, и все важнейшие решения принимались на собраниях всех его членов. Текущие оперативные задачи (закупка, доставка и распределение сырья для всех мастерских, совместный сбыт продукции на отдалённых рынках) решал избранный магистр. Но цехи не именовались бы братствами, если бы ограничивались деловым сотрудничеством. Цеховая солидарность присутствовала во всём. Уставы предусматривали, в частности, обязательность и регулярность общих застолий. Само слово «цех» произошло от немецкого «zeche» – пирушка. Крупные цехи строили и содержали собственные церкви, “бронировали” отдельные участки на кладбищах для своих членов и их домочадцев. Семья покойного мастера могла рассчитывать на всемерную поддержку со стороны его цеха.

Братства не были беззащитными перед «сильными мира сего». Проживавшие на одной улице «братья» были всегда готовы дать совместный отпор любым обидчикам. Члены каждого цеха выставляли при необходимости собственный вооружённый отряд в городском ополчении. Таким образом, цехи совмещали в себе функции, которыми по отдельности наделены сегодня ассоциации товаропроизводителей, профсоюзы, религиозные общины, суды, муниципалитеты и даже военкоматы. Они регулировали весь комплекс человеческих отношений.

Подмастерья и ученики полноправными членами цеха не считались, но имели перспективу стать ими. Пройдя длительное обучение, неотделимое от текущей работы в мастерской, кандидат в мастера должен был выдержать серьезный экзамен – выполнить какое-либо особо трудное задание. В Германии, к примеру, для вступления в один из металлообрабатывающих цехов претенденту нужно было изготовить подкову для лошади без снятия с неё мерки, “на глаз”. При всей сложности достижения статуса мастера длительное время такая возможность была реальной не только для сыновей мастера. Вряд ли следует рассматривать как искусственное препятствие для вхождения в цех и средневековую специфику обязательное “угощение” претендентом будущих коллег. И сейчас такое не формально практикуется при включении нового члена в то или иное сообщество (даже научное). В целом функционирование цехов, как и весь уклад городской жизни, на восходящем отрезке феодализма находились в определённой гармонии с его устоями, дополняли и подправляли их.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.49.193 (0.012 с.)