Предмет и методы истории экономики, основные этапы ее становления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы истории экономики, основные этапы ее становления.



Предмет и методы истории экономики, основные этапы ее становления.

История экономики – становление и развитие хозяйственной жизни людей от древности до наших дней. Экономисты впервые обратили серьёзное внимание на историю в середине прошлого века, когда несколько немецких ученых в противовес английской классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других общественных институтов. Именно немецкая историческая (экономическая) школа положила начало новой научной дисциплине – экономической истории. Итак, курс истории экономики как самостоятельный предмет начал преподаваться в европейских университетах на рубеже X1X – XX вв. Его стали читать в специализированном колледже при Лондонском университете в 1895 году. Полные же курсы начали преподавать в начале XX века в

Оксфордском и в Кембриджском университетах. Позднее (в первом - в 1923 году, во втором -1931году) были открыты кафедры экономической истории. Через некоторое время в Париже были созданы институты экономической и социальной истории, благодаря кружку единомышленников, которым были одинаково близки и история, и экономика. Эти люди сплотились вокруг издававшегося тогда журнала “Анналы” и впоследствии получили его имя - школа “ Анналов”. Курсы истории экономики в европейских вузах. Однако количество часов было ничтожно малым. В 90-е гг. история экономики была введена в программы экономических вузов и факультетов бизнеса технических университетов при подготовке специалистов экономического профиля. Интерес к экономической истории сильно увеличился именно в последнее время. А до середины 80-х годов двадцатого века история хозяйства существовала как бы на обочине истории и экономики, вдели от основного направления исследований. Но уже в 1993 году американские ученые Роберт Фогель и Дуглас Норт получили Нобелевскую премию за разработку экономических методов изучения истории, чего раньше никогда не случалось (Нобелевская премия по экономике присуждается только с 1960 года, а “исторической номинации” и вовсе нет).

1 этап. Адам Смит. Рынок. Чем больше он развит,тем лучше живу народы(нач.XIX века). 2 этап. Марксизм (существуют объективные экономические законы,по которым движется общество) и немецкая культурно-историческая школа (культурные традиции). – серед. XIX в.

3 этап. В.Зомбарт, М.Вебер (нач.XXвека) 4 этап. «Анналы» М.Блок,Л.Февр,Ф.Бродель. 5 этап. Англоамериканская школа историко-статистических исследований. Предметом экономической истории является изучение хозяйственной деятельности народов разных стран, развития их производственных сил и производительных отношений, смены способов производства, исследование отдельных отраслей народного хозяйства, организационных форм общественного производства. Основными методами истории экономики считают следующие: исторический,

хронологический; логический; сравнительно-исторический; исторического

моделирования; математической статистики, социальной психологии и др.

 

ВОПРОС7.

Рухнула римская империя, а восточная империя сохранилась(византия).

Крушение происходит в 5 веке

Внешний фактор падения римской империи из великих переселений народа.

Причины крушения:

1)рынок не выдержал

2)христианство

3)нехватка денег, налогов

4)Кризис классического рабовладения

Стали создаваться виллы- специализированные хозяйства.

Следствии: крестьяне бросают свою частную собственность и идут в город (рим),чтобы потребовать от гос-ва еды,воды,идр.

Почему рабство перестает быть экономически оправданным:

1. Условия содержания раба выше результата.

2. Участки земли –парцеллы давались рабу, чтобы он приносил им прибыль.

Происходит феодализация в рамках античности.

Образовались колоны – смесь раба и рабочего.

Пути феодализации:

1.феодализм рождается, как результат разложения рабовладельческого строя. Восток Испании, северная африка –феодализм.

2.север и восток Европы () Скандинавия будущая территория Киевской Руси) – результат разложения варварского родоплеменного строя. Античность здесь почти не существует.

3. промежуточное м\д 1 и 2 – античное и варварское начало представлены ровно.

 

 

Вопрос8

Феодализм-система, основная на внеэкономической (личной) взаимной зависимости людей. Эк.зав- предпри-ль и рабочий

Внеэк.зав. – крестьянин мог прожить и без феодала. Появление личной зависимости - это взаимоотношение: сеньора и вассала.

Черты феодализма:

1. Численное преобразование деревни над городом, господство натурального хоз-ва.

2. Сочетание крупного землевладения с мелким крестьянским землепользованием.

3. Наличие феодальной ренты(натуральная, отработочная, денежная) Феодальную ренту, конечно, нельзя рассматривать как разновидность обыкновенной арендной платы, отражающей отношения равноправных субъектов – земельных собственников и арендаторов. Однако в некотором плане она была даже выгоднее крестьянину. Дело в том, что в отличие от аренды, крестьянское землепользование носило в принципе бессрочный характер, размер ренты регулировался традицией и мог оставаться неизменным на протяжении длительных периодов. Слабая, почти незаметная реализация возможностей крестьянского накопления объясняется не столько феодальной эксплуатацией как таковой, сколько совместным действием ряда других факторов, препятствовавших расширению производства и повышению его эффективности.

4. Условная или расчетная собственность на землю(право владения, пользования уничтожения собсвенности разделены м/д участниками собственности.).

5. Принципиально антиконкуреннтый характер общества

6. Сословно - корпоративный характер организации общества. Ф-ии двор-во: воевать и управлять, духо-во отмаливать грехи, крес-во кормить себя и дво-во, и т д. Религиозное единение сказывалось и в социально-экономической организации. Воплощением принципиального неприятия конкуренции являлись корпоративные структуры на всех уровнях феодального общества. Корпорации того времени представляли собой объединения людей по сословным, территориальным и профессиональным критериям. Дворянство и духовенство группировались вокруг конкретных орденов, размежёвывались по географическому принципу.

Самыми многочисленными являлись, разумеется, корпорации крестьян – сельские общины. Гильдии торговцев, купеческие землячества и цехи городских ремесленников также имели корпоративную окраску. Подчинённость личности корпоративным интересам была безусловной и оставляла весьма узкое поле для проявления индивидуальной инициативы. Вне пределов тех или иных корпораций существовали лишь единичные изгои. Даже нищие, воры и проститутки имели свои корпоративные объединения (как, впрочем, и сейчас). Сословно-корпоративная организация выступала залогом стабильности всей системы общественных отношений.

Принцип формирования сословий –происхождения

7. Религиозность общества. Далеко не последнюю роль в сложившемся «механизме торможения» играла специфическая ментальность Средневековья, гипертрофированная религиозность, в частности. Пожалуй, никогда ранее и никогда позже религиозные мотивы не оказывали столь глубокого воздействия на хозяйственную практику, как в эту эпоху. Человеческая жизнь в большей мере рассматривалась как время, даруемое Богом для соискания людьми вечного блаженства на небесах. Корыстолюбие, чрезмерная активность в накоплении могли воспрепятствовать достижению этой цели, а отчисления в пользу Церкви – ей способствовать. Ожидание конца света-1000год. В разгар средневековья люди считали, что будет конец света.

8. Праздность. У крестьян 100-120 выходных дней.

9. Традиционность. Квинтэссенцией феодального общества можно считать его традиционность, в различных аспектах которой находили отражение все другие названные и неназванные его качества. Именно традиция, сила стихийно установившихся порядков, регулировала большую часть общественных отношений в условиях забвения античного права, практически всеобщей неграмотности и фрагментарности феодального законодательства. Традиция определяла круг потребностей отдельных слоёв общества, рутинный характер хозяйственной деятельности, сословно-корпоративное разделение труда. Она же характеризовала тип мышления, специфическую ментальность Средневековья.

16.

 

26.

 

27.

28.

 

30.

 

31. Кризис крепост-ва и его отмена.(1861год аграрная реформа) Крепостническая система организации сельского хозяйства на рубеже XVIII и XIX веков переживала период разложения и упадка. Производительные силы в сельском хозяйстве достигли относительно высокого развития, показателем чего было применение сельскохозяйственных машин, определенные достижения в области агрономической науки, распространение посевов трудоемких технических культур.Во второй четверти XIX века наряду с улучшенными сельскохозяйственными орудиями получают относительно большое распространение машины: молотилки, веялки, сортировки. Количество предприятий, производивших эти машины, к середине XIX века значительно увеличилось. В крестьянском хозяйстве наблюдался процесс развития производительных сил (усовершенствование сельскохозяйственных орудий, выращивание улучшенных пород скота, посевах технических культур). Эти новые производительные силы были несовместимы со старыми феодальными производственными отношениями, основанными на подневольном труде с присущей ему рутинной техникой, вследствие чего они не получили значительного развития.В первой половине XIX века наблюдается значительный рост товарно-денежных отношений, которые в условиях начавшегося внедрения новой, капиталистической техники и частичного применения вольнонаемного труда характеризовали собой кризис феодально-крепостнической системы.

 

Финанс.реформа Витте.

Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) — денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или свободный обмен рубля на золото-золотой стандарт рубля. Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции. Законом от 8 мая 1895 было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб. (с 1896 — 7 руб. 50 коп.). К 1897 Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн руб.). 29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты. Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов. С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён; все 629 миллионов золотых

 

 

33. Столып.аграрн.реф-ма Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы. Результаты реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России.

34.

 

НЭП в России.

Основное содержание новой экономической политики заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.С переходом к нэпу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года - акционерных обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. В отличие от промышленности подъем сельского хозяйства начался не сразу. В 1921 г. оно пострадало от страшной засухи, последствия которой сказывались и в 1922 г. Посевные площади сократились до 77,7 млн га. Потом они стали постепенно увеличиваться: в 1923 г. достигли 91,7 млн га, что составило 99,3% к уровню 1913 г. В 1925 г. валовой сбор зерновых почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор за пятилетие 1909-1913 гг. В ходе восстановления сельского хозяйства-произошли и структурные изменения: уменьшался удельный вес зерновых культур, но увеличивался-технических. К 1927 г. в целом довоенный уровень был достигнут и в животноводстве.С переходом к нэпу, расширением рыночных связей усиливался процесс социальной дифференциации крестьянства. Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы нэпа являлся рост национального дохода. В 1925/26 г. он превысил уровень 1921 г. в 2,3 раза (согласно данным официальной статистики).Рост производства национального дохода создал условия для улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. Несмотря на, казалось бы, значительные темпы экономического роста в годы нэпа, нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран. Нарастал антагонизм между политикой и экономикой. В городе партию в основном пополняли рабочие от станка, не питавшие особых симпатий к нэпманам. В деревне важным источником пополнения рядов партийно-советского аппарата являлись "жертвы рынка" - разорявшиеся крестьяне. Вследствие этого можно представить "любовь" городских и сельских партсовфункционеров к нэпу.Эти противоречия в конечном счете привели нэп к гибели. НЭП в сельском хозяйстве: На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом - твердым, процентным отчислением от урожая. азвитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. В период нэпа кооперация становится самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета.

 

38. Форсированная индустриал. Индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности. Необходимость индустриализации: экономическая: крупная пром-ть определяет экономическое развитие страны в целом. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы. Были определены ее осн. задачи:(ликвидация технико-экономической отсталости страны;достижение экономической независимости;создание мощной оборонной промышленности;первоочедное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, машиностроительной). Выполнение задач тормозилось отсутствием необходимых материалов и финансовых средств, что вынуждало идти по пути все большей централизации распределения ресурсов. Источники индустриализации: внутренние накопления: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки, снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового пр-ва, массовые аварии и поломки.

В 27г. экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который должен был предусмотреть комплексное развитие всех районов и использование всех ресурсов для индустриализации страны. Когда этот план был составлен, Сталин сам скорректировал его, подняв все плановые показатели до головокружительных высот. Но этого показалось ему мало, и он выдвинул лозунг: «Пятилетку за 4 года!». Масштабность задач и крайняя лимитированность всех средств заставляли усиливать централизованное планирование, жестко регламентировать задачи, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы. Для выполнения сталинских планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок была ликвидирована безработица.

Гл. источником средств, пошедших на осуществление первой пятилетки, были внут. накопления населения. Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие. Значительную помощь в поставке новейшего оборудования оказывали иностранные фирмы., в 28-32г. сделан значительный шаг в области индустриализации страны. Произ-во продукции тяж. пром-ти выросло в 3 раза, машиностроения – в 4 раза.

Выполнение заданий второй пятилетки превратило страну из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от др. стран. Произ-во продукции всей пром-ти выросло в 2 раза. Свыше 80% всей продукции дали вновь построенные или реконструированные предприятия. В намеченный Сталиным 10-летний срок страна, путем неимоверных усилий и лишений, все-таки обогнала по своей индустриальной мощи крупнейшие гос-ва Европы. Индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную.

 

39. Массовая Коллективиза́ция — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Цели:(налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на обеспечение индустриализации;ликвидация кулачества как класса;огосударствление сельскохозяйственного производства;ликвидация аграрного производства.) Экономические последствия (Перекачивание средств из села в город; Ликвидация кулачества; Огосударствление сельскохозяйственного производства;Ликвидация аграрного перенаселения.Социальные последствия: Отвлечение огромных средств от развития с/х производства и инфраструктуры села; Укрепление социальной базы сталинской диктатуры; Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов с/х производства; Массовый "исход” крестьян из деревень, дефицит рабочей силы на селе. Итоги:

Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству (валовое производство зерна снизилось, Осуществление коллективизации стало важнейшим этапом в окончательном утверждении тоталитарного режима. Однако некоторая часть сельского населения выиграла от проведения коллективизации. В годы второй пятилетки государство усиливает финансирование сельского хозяйства, в результате чего происходит некоторая стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян. Но в значительной части колхозов в силу отсутствия у крестьян заинтересованности в труде царили бесхозяйственность, низкая дисциплина.

40. Экономика ссср в годы вов. От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Главная задача, стаявшая перед советской экономикой в начале войны, - перевод хозяйства на военный лад. Война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий, покрыть расходы, вызванные переводом экономики на военные рельсы, эвакуацию большого числа промышленных предприятий и населения из прифронтовой зоны и восстановление хозяйства в освобождённых районах.Решение этих задач происходило в обстановке, когда обычные источники дохода были не в состоянии покрыть возросшие финансовые потребности государства. В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Одной из важнейших задач дальнейшего укрепления экономики страны являлось возрождение промышленности, транспорта и сельского хозяйства на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории. В первой половине 1945 г. фронт восстановительных работ значительно расширился. По призыву Коммунистической партии борьба за выполнение этой задачи приобрела всенародный характер.. Центральный Комитет партии проводили большую организаторскую работу по мобилизации сил и средств для восстановления народного хозяйства. Восстановительные работы осуществлялись еще в условиях, когда война продолжала отвлекать огромные людские и материальные ресурсы. Наша страна, пишет Л. И. Брежнев, «вынуждена была начинать во многих областях едва ли не с нуля... вторая мировая война уничтожила треть нашего национального богатства»

41.

 

42. Частичная либер-ция советск.общества в хрущ.период. Либерализация — это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность.В 1953 году, после долгих лет существования тоталитарного режима, названного историками сталинизмом, вождь-тиран, харизматическая личность, его центральное звено, умер. После недолгой борьбы, к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев. Период с середины 1950-х до середины 1960-х гг. принято называть

"оттепелью". И действительно, после долгих лет существования монолитной авторитарной системы, в обществе стали проклевываться некоторые ростки либерализации. Немалая роль в этом процессе принадлежала лично Хрущеву. Период "оттепели" чрезвычайно важен в истории отечества. Это был первый удар по системе, сложившейся еще в 1920-х годах. После "хрущевского периода" был период "застоя", который можно охарактеризовать как возврат к старым традициям. После "застоя" пришла "перестройка" – второй крупный удар по системе, после которого она так и не смогла оправиться. Конечно, и до сих пор не уничтожены все ее пережитки, но все же, в целом, тоталитарная коммунистическая система прекратила свое существование. А начался процесс ее разложения именно с середины 1950-х годов. В экономической сфере новый период ознаменовался попыткой либерализации

экономической деятельности при сохранении прежней формы собственности: создавались совнархозы, устранялась дис-

пропорция развития тяжелой и легкой промышленности.

 

 

Предмет и методы истории экономики, основные этапы ее становления.

История экономики – становление и развитие хозяйственной жизни людей от древности до наших дней. Экономисты впервые обратили серьёзное внимание на историю в середине прошлого века, когда несколько немецких ученых в противовес английской классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других общественных институтов. Именно немецкая историческая (экономическая) школа положила начало новой научной дисциплине – экономической истории. Итак, курс истории экономики как самостоятельный предмет начал преподаваться в европейских университетах на рубеже X1X – XX вв. Его стали читать в специализированном колледже при Лондонском университете в 1895 году. Полные же курсы начали преподавать в начале XX века в

Оксфордском и в Кембриджском университетах. Позднее (в первом - в 1923 году, во втором -1931году) были открыты кафедры экономической истории. Через некоторое время в Париже были созданы институты экономической и социальной истории, благодаря кружку единомышленников, которым были одинаково близки и история, и экономика. Эти люди сплотились вокруг издававшегося тогда журнала “Анналы” и впоследствии получили его имя - школа “ Анналов”. Курсы истории экономики в европейских вузах. Однако количество часов было ничтожно малым. В 90-е гг. история экономики была введена в программы экономических вузов и факультетов бизнеса технических университетов при подготовке специалистов экономического профиля. Интерес к экономической истории сильно увеличился именно в последнее время. А до середины 80-х годов двадцатого века история хозяйства существовала как бы на обочине истории и экономики, вдели от основного направления исследований. Но уже в 1993 году американские ученые Роберт Фогель и Дуглас Норт получили Нобелевскую премию за разработку экономических методов изучения истории, чего раньше никогда не случалось (Нобелевская премия по экономике присуждается только с 1960 года, а “исторической номинации” и вовсе нет).

1 этап. Адам Смит. Рынок. Чем больше он развит,тем лучше живу народы(нач.XIX века). 2 этап. Марксизм (существуют объективные экономические законы,по которым движется общество) и немецкая культурно-историческая школа (культурные традиции). – серед. XIX в.

3 этап. В.Зомбарт, М.Вебер (нач.XXвека) 4 этап. «Анналы» М.Блок,Л.Февр,Ф.Бродель. 5 этап. Англоамериканская школа историко-статистических исследований. Предметом экономической истории является изучение хозяйственной деятельности народов разных стран, развития их производственных сил и производительных отношений, смены способов производства, исследование отдельных отраслей народного хозяйства, организационных форм общественного производства. Основными методами истории экономики считают следующие: исторический,

хронологический; логический; сравнительно-исторический; исторического

моделирования; математической статистики, социальной психологии и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.033 с.)