Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилистические нормы в сопоставлении С языковыми нормами↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных задач вузовского курса «Русский язык и культура речи» является формирование и совершенствование коммуникативной компетенции, которая предполагает не только знание языковых ресурсов и языковых норм, но и умение отбирать и использовать в речи те или иные языковые средства в зависимости от ситуации и условий общения. Именно этому учит стилистика. Стилистическая наука сегодня представляет собой чрезвычайно широкую область языкознания (что мы пытались отразить в данном издании), однако наиболее важными аспектами, с нашей точки зрения, представляются функциональная стилистика и практическая стилистика. Умение составлять деловые бумаги, технические и должностные инструкции, выступать на совещании и в средствах массовой информации – всё это является важнейшей составляющей профессиональных умений и навыков специалиста любого профиля и уровня. От свободного владения подобными коммуникативными (и в первую очередь речевыми) навыками во многом зависит успешность человека в социуме, возможности его самореализации в профессиональной деятельности и в общественной жизни. Безусловно, в данном методическом пособии темы и разделы стилистики представлены обзорно, схематично. Хотя теоретический материал адаптирован для студентов негуманитарного профиля, некоторые теоретические сведения всё же требуют развёрнутого комментария преподавателя. Значительное место отведено практическому материалу – текстам упражнений и заданиям к ним, причём при отборе речевых произведений особое внимание обращалось на их стилевое и жанровое многообразие. Нами сознательно не затрагивался вопрос о специфике художественного стиля, так как данная тема представляется настолько сложной и интересной, что заслуживает особого рассмотрения (возможно, в рамках отдельного пособия). Здесь отсутствует и подробная языковая характеристика обиходно-разговорного стиля и сведения о нём (стр. 11) приводятся лишь в сопоставлении с так называемыми «строгими» стилями с целью более наглядно показать внеязыковые особенности последних. С учётом специфики вуза при рассмотрении официально-делового стиля главное внимание уделялось административно-хозяйственному подстилю и его ситуативно-жанровому многообразию.
Таким образом, настоящее издание призвано помочь студенту - освоить основные понятия и категории стилистики; - уяснить специфику стилистических норм применительно к официально-деловому, научному и публицистическому стилям; - сформировать элементарные навыки анализа и создания текстов разной жанровой принадлежности книжных функциональных стилей. Методические рекомендации в первую очередь рассчитаны на аудиторную и самостоятельную работу студентов технических, естественнонаучных и экономических специальностей. Вместе с тем, как нам кажется, приведённые здесь теоретические сведения, практические задания, вопросы для самоконтроля, а также названные в Приложении нерешённые, спорные вопросы стилистики особый интерес должны вызвать у студентов социально-экономического факультета, изучающих стилистику в качестве самостоятельной лингвистической дисциплины, и у преподавателей, ведущих этот предмет. СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ИЗУЧАЮЩИЕ РЕЧЬ
СТИЛЬ Термин стиль, восходящий к латинскому stilus (остроконечная палочка, манера письма), в современном русском языке имеет несколько значений
КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
УПРАЖНЕНИЯ Упражнение 1
НЕРАВЕНСТВО ПЕРЕД СМЕРТЬЮ Говорят, что перед лицом смерти все равны. Это неправда. Нет и никогда не было равенства перед смертью. Различие классов выражается не только в неравенстве положений, занимаемых людьми в жизни. Оно сказывается также в возможности для одних остаться в живых, тогда как другие гибнут, в возможности одних жить дольше других. Известно, что у бедняков детей умирает больше, чем у богатых, что буржуа живут в среднем дольше, чем рабочие, что эпидемии свирепствуют преимущественно в рабочих кварталах и т.д. Это понятно. Бедняки хуже питаются, хуже живут. Трудовая жизнь рабочих классов из поколения в поколение протекает в отвратительных условиях. Неравенство здесь зависит от глубоких и сложных общественных причин. Воля отдельной личности здесь бессильна. Но вот тысячи людей очутились лицом к лицу перед стихийной опасностью. В открытом море гибнет громадный корабль. Смерть угрожает каждому, кто бы он ни был, бедняк или миллионер, слабый или сильный, больной или здоровый. Но одинакова ли для всех без различия возможность спасения? Посмотрим. В английскую палату общин доставлена статистика спасённых и погибших пассажиров и команд парохода «Титаник» с указанием точных чисел каждого класса и экипажа. Эта мрачная статистика бесстрастным голосом цифр говорит следующее: Дети 1 и 2 классов спасены все без исключения. Но 70% детей 3 класса было покинуто на верную гибель! Женщины 1 класса спасены все и 2 класса - почти все. Исключение составляют, по-видимому, лишь те, кто не пожелал оставить своих мужей, да старая мисс, решившая скорее умереть, чем бросить свою собачку... Но 45% женщин 3 класса погибло! Только для первых двух классов был соблюдён старый морской обычай, требующий, чтобы женщины и дети были спасены в первую очередь. Если взять все категории спасённых, без различия пола и возраста, то окажется, что спасено 1 класса 63%, 2 класса 42%, 3 класса 25%, 23% экипажа. В страшную минуту гибели, перед лицом смерти, католики и протестанты объединились в одной общей молитве, исчезли религиозные различия, исчезли национальные различия. Но различия классов сохранились! Директору пароходной компании позволили спастись, но трёх эмигрантов, последовавших за ним, встретили револьверными выстрелами... Две трети пассажиров 1 класса спасли, а половину жён бедняков и две трети их детей оставили погибнуть вместе с корабельными крысами... Упражение 2
Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела; между ними часто встречаются дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такою искренностью и правдивостью и нередко отличаются такою образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многие боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговариванья и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду, но не ошибусь также, прибавив, что это не должно останавливать вас, судей, в строго беспристрастном и особенно внимательном отношении к каждой подробности в нем. Если в нем много наносных элементов, если оно несколько затемнено неискренностью и отсутствием полной ясности в показаниях свидетелей, если в нем представляются некоторые противоречия, то тем выше задача обнаружить истину, тем более усилий ума, совести, и внимания следует употребить для узнания правды. Задача становится труднее, но не делается неразрешимою. Упражнение 3
Три вечера я пытался решить эту задачу, и только сегодня понял, что неправильно составил чертеж. Изменил его, и сразу все получилось. Проверил по ответу – все правильно. Упражнение 4
Автор рассматривает сущность, типы, источники социальной информации, требования, которые к ней предъявляют. Затем он рассматривает информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценку и результат. Кроме того он дает приложение – целевые программы: основы теории, методика разработки и реализации. Книга академика РАН В.Г.Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности – информатике. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. Упражнение 5
Упражнение 6
ИНСТРУКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЮ 1. Силами торгующих организаций и местных Советов развернуть среди населения разъяснительную кампанию под лозунгом «Нельзя всех цыплят под одну гребёнку!» для её проведения мобилизовать лучшие научные силы региона с целью получения неопровержимых данных о том, что при правильном хранении некоторые цыплята не только не стареют, но, подобно коньяку, приобретают более ценные вкусовые и питательные качества. Так, по истечении трёх лет цыплята маркируются тремя звёздочкам, пяти лет - пятью звёздочками. Семь лет спустя продукт переходит в принципиально новое качество, ему присваивается классификация КВВК – «куры выдержанные высшего качества». Через десять лет после закупки Аргентиной куры будут проходить уже по категории «Юбилейные», что, несомненно, повысит их привлекательность в глазах потенциальных потребителей. 2. Из наиболее активных куропотребителей создать общественный комитет «Маззорин с нами». Его цель - проведение широкой кампании по реабилитации бывшего аргентинского министра торговли, который намеревался совершить прорыв в развитии дружественных отношений между Аргентиной и странами СЭВ. 3. В случае, если потребители-дальневосточники всё же проявят необоснованное упорство и откажутся покупать венгерско-аргентинских цыплят, рассмотреть вопрос о возможности их (цыплят) реэкспорта в четвёртые страны. С этой целью администрации военторга №78 г. Владивостока привлечь оборонные предприятия региона на предмет нанесения на тушки фирменного логотипа в виде звезды и танка и надписи «Командирские» с припиской на оборотной стороне «водонепроницаемые, противоударные». Такого рода продукция пользуется повышенным спросом на рынках Западной Европы и США.
Упражнение 7
МОЗГ, ДАЙ РУКУ! Реакция ребёнка на определённую ситуацию может повлиять на его поведение в будущем. Американские учёные обнаружили, что мозг застенчивых и общительных людей по-разному реагирует на знакомство с новым человеком, и различие это возникает в детстве. Опираясь на результаты проведённого исследования, они выдвинули гипотезу о том, что реакция ребёнка на новый объект свидетельствует о том, как его нервная система будет откликаться на нечто новое во взрослой жизни. Амигдала, мозжечковая миндалина, которая отвечает за эмоции, возможно, контролирует этот процесс. Карл Шварц из Массачуcетской больницы общего типа в Чарлстауне провёл эксперимент, в котором молодым людям показывали фотографии незнакомцев. Оказалось, что мозжечковая миндалина стеснительных ребят проявляла большую активность. Сюрпризом для учёных оказалось то, что эта реакция сохранилась в течение жизни – впервые эти же испытуемые были обследованы ещё детьми. У ребёнка генетически заложен темперамент определённого типа, но он может меняться под воздействием факторов окружающей среды, повлиять может, например, чрезмерная опека родителей или несчастный случай. Судя по полученным данным, активность мозга взрослого человека зависит от того, какой у него был темперамент в детстве. Но это вовсе не доказывает, что сдержанный ребёнок превратится в застенчивого взрослого.
Упражнение 8
Специалисты компании «Вимм-Билль-Данн» разработали для Вас новый фруктово-молочный коктейль «Мажитель». «Мажитель» – это удивительное сочетание свежих сочных фруктов и нежного натурального молока, придающее коктейлю полезные свойства и чудесный бархатный вкус. Новый коктейль серии «Био-Макс» – уникальный по полезности продукт: *изготовлен из высококачественного сока и натурального молока (сок – это источник витаминов, минеральных веществ, микроэлементов, а молоко богато белком, фосфором и кальцием); *обогащен комплексом из 10 витаминов (А, Д, Е, В1, В2, В6, В3, фолиевая кислота, В12). В одном стакане «Мажителя» содержится 25% суточной нормы потребления витаминов; *содержит пектин – вещество, способствующее выводу из организма тяжелых металлов и радионуклеидов; *освежает и тонизирует (богат моносахаридами, дающими энергию); *не содержит консервантов. Насладитесь гармонией полезных свойств и чудесного вкуса восхитительного фруктово-молочного коктейля «Мажитель». Упражнение 9
Вставка книжного блока в переплёт – операция, которой завершается изготовление книги. Но прежде чем вставить книжный блок в переплётную книжку, их необходимо ещё раз примерить. И только убедившись, что они точно подходят друг другу, можно приступать к скреплению их между собой. Положив крышку корешковой частью на кусок микропористой резины, войлока или сложенный в 2-3 раза кусок сукна, слегка проводят ребром косточки по отставу, придают корешку округлую форму. После чего крышку кладут лицевой стороной на стол. Рядом помещают книжный блок вверх последними страницами и промазывают наружную сторону форзаца крахмальным или близким ему по составу клеем с таким расчётом, чтобы на той части, где прикреплены концы шнура или тесьмы, клей лёг сочнее, чем по краям форзаца. Осторожно, чистыми руками берут блок за верхний и нижний обрез, переворачивают его промазанной частью вниз. Придерживая пальцами кромки форзаца, подносят блок к задней сторонке переплётной крышки так, чтобы его корешок пришёлся к продольному краю отстава, а канты со всех сторон имели одинаковую величину, опускают и слегка прижимают. После этого намазывают клеем наружную часть форзаца и опускают на него переднюю сторонку, следя за тем, чтобы она легла точно по корешку форзаца и канты были одинаковыми. Подобным приёмом можно приклеивать и обе сторонки переплётной крышки. Желательно сразу же после вставки блока в переплётную крышку поместить книгу для обжимки в пресс и дать ей подсохнуть, но только не на сквозняке и не вблизи отопительных приборов. После просушки книгу извлекают из пресса и, не раскрывая, окатывают (штрихуют) рубчик, т. е. прожимают косточкой или специальным роликом канавку вдоль корешка в том месте, где подклеена картонная сторонка. Рубчик получается качественнее, если его прокатать слегка подогретым, не очень широким роликом. Он увеличивает устойчивость формы корешка и облегчает открывание книги. За неимением роликов можно воспользоваться хорошо отшлифованными металлическими пластинками, по форме напоминающими переплётную косточку. Цветные красочные и «золотые», а также текстовые тиснения можно сделать в переплётных мастерских, располагающих позолотным прессом.
Упражнение 10
Упражнение 11
Глава II Общие и специальные требования к рекламе Статья 8. Неэтичная реклама 1. Неэтичной является реклама, которая: содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путём употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы; порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар. Неэтичная реклама не допускается. 2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке. Упражнение 12
Упражнение 13
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.57 (0.021 с.) |