Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Первичные и вторичные жанры Научного стиля
Подстили
|
Первичные жанры
|
Вторичные жанры
| СОБСТВЕННО
НАУЧНЫЙ
|
Монография
Диссертация
Статья в журнале или сборнике
Научный доклад
Научное сообщение
Научная дискуссия
Дипломная работа
| Научный комментарий текста
Автореферат диссертации
Отзыв на диссертацию
Отзыв на дипломную работу
Научное обозрение
Научная рецензия
Тезисы
Реферат
| НАУЧНО-
УЧЕБНЫЙ
| Учебник
Учебное пособие
Учебная лекция
Методические указания
Методические рекомендации
| Реферат
Конспект
Конспект лекции
Отчёт по лабораторной работе
Отчёт по учебной практике
| НАУЧНО-
ПОПУЛЯРНЫЙ
| | Статья
Очерк
Заметка
Повесть
| НАУЧНО-
СПРАВОЧНЫЙ*
|
Энциклопедия
Словарь
Грамматика
| Аннотация
Патентное описание
Статья в каталоге
Справочник
|
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
В СОПОСТАВЛЕНИИ С НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ
Научные
|
Производственно-технические
| Сфера использования
| Научная деятельность
Преподавание и обучение
| Различные виды производства
Преподавание и обучение
| Коммуникативная цель
| Классификация и обобщение фактов и явлений
Сохранение информации о научных достижениях
| Описание технологических процессов
Инструктирование
| Адресат
| Учёные
Аспиранты, студенты
Школьники
Все интересующиеся определённой отраслью знания
| Обслуживающие и создающие технику
Занятые в промышленности
и сельском хозяйстве
Ремесленники
Домохозяйки
| Характер содержания
| Абстрактный
| Конкретный
| Композиционно-речевые особенности
| Используется генеритивный
и информативный регистры
Типы речи – описание и рассуждение
Акцентированы причинно-следственные
отношения
| Преобладает информативный
и волюнтивный регистры
Типы речи – описание и предписание
Причинно-следственные отношения
могут быть не выражены
| Общие языковые черты
| • Термины, в том числе составные наименования
• Отглагольные существительные, обозначающие абстрактные свойства, признаки
• Отглагольные существительные, обозначающие процесс и результат действия
• Существительные, обозначающие конкретные предметы в собирательном значении
• Слова с модальным лексическим значением
• Качественные прилагательные в краткой форме
• Глаголы с абстрактным лексическим значением
• Простые предложения со значениями бытийности, тождества
• Односоставные предложения с семантикой долженствования, необходимости
| Особые языковые черты
| • Преимущественное использование глагольных форм 3-го лица
• Формы глагола настоящего времени во вневременном значении
• Вводные слова и выражения, передающие логику развития мысли
• Вводные слова и выражения, передающие точку зрения
• Цитирование, ссылки, сноски как средства выражения чужой точки зрения
• Многочленные сложные предложения с разными видами связи (подчинительной, бессоюзной, сочинительной)
| • Местоимения и глагольные формы не только 3-го, но и 1-го и 2-го лица
• Профессионализмы
• Существительные, обозначающие инструменты, орудия труда
• Глаголы со значением конкретного физического действия
• Формы глагола настоящего времени в узуальном значении
• Вводные слова и выражения, переда-ющие последовательность действий
• Простые предложения, осложненные
однородными и обособленными членами
|
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Сфера функционирования
и типовая ситуация общения
| Общественно-политическая деятельность.
Агитация и пропаганда
| Функция речи
| Сообщения и воздействия
| Тип содержания
и предмет речи (тема)
| Конкретный, обобщенный и образный тип;
Все явления общественной жизни в сфере политики, экономики, культуры, спорта, морали и др.
| Коммуникативная цель
| Информирование
Воздействие на актуальные
общественно-политические процессы
Формирование общественного мнения
| Стилеобразующие
признаки
| Тенденциозность, оценочность, полемичность
Эмоциональность, призывность
Сочетание стандартных и индивидуально-экспрессивных языковых средств
| СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ЯЗЫКОВЫЕ
СРЕДСТВА
| ▪Использование как книжной, так и разговорной лексики
▪Термины из области политики, экономики и других отраслей знания
▪Фразеологизмы, в том числе их трансформация и переосмысление
▪Речевые стереотипы (газетизмы): духовный лидер, подрастающее поколение
▪Заимствования: иноязычные слова, старославянизмы, варваризмы
▪Разнообразные способы выражения оценки: авторской, чужой и неопределённо-обобщённой
▪Употребление слов в переносном, чаще в метафорическом значении, в том числе переосмысление терминологической лексики
▪Иноязычные приставки типа а-, анти-, архи-, гипер-, пост- и др.
▪Эмоционально-экспрессивные суффиксы типа – щин(а), -ик, -ищ(е) и др.
▪Сложные слова с первой частью все-, меж-, обще-, сверх - и т.п.
▪Побудительные предложения; глагольные формы повелительного наклонения
▪Формы простой и превосходной степени прилагательных и наречий
▪Употребление некоторых устаревших грамматических форм типа издревле, тщетный, сонмище и т.п.
▪Восклицательные и вопросительные предложения, в том числе риторический
вопрос
▪Синтаксические разговорные средства: неполные и односоставные предложения, цепочки назывных предложений, сегментированные конструкции
▪Широкое использование прецедентных текстов, литературных и иных ремини-сценций
▪Употребление синтаксических фигур и тропов в качестве средств речевой изобразительности
▪Разнообразие типов заголовка, его особые функции
| | Форма бытования
|
Письменная и устная
|
|