Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ стилистических ошибок в современной прессе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА) Маркова К.В. Ульяновский государственный технический университет Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство, как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. С течением времени сложился стереотип, что все газеты и журналы являют собой образец грамотности. Именно поэтому современная пресса оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы, она формирует речевую культуру всего общества. К сожалению, в настоящее время многочисленны случаи тиражирования небрежной, неточной речи, поэтому такое влияние зачастую оказывается отрицательным: «люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму» (Шапошников 1998, с.209). По мнению В.И. Даля, «норма - общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример» (Даль, 54). Таким образом, норма является неким идеалом, на который следует ориентироваться. Применительно к «языковой норме» мы можем сказать, что норма русского языка — это «языковой идеал» или «паспорт грамотности» (Касарова 2003, с.120), которые характерны для образованных людей. Очевидно, что соблюдение языковой нормы – один из основных критериев правильности речи, речевой культуры. Нарушение языковой нормы является ошибкой и требует исправления. В литературном языке К.С. Горбачевич различает следующие типы норм (Горбачевич 2001, с.88): лексические, грамматические, стилистические нормы, нормы орфографии, пунктуации, произношения, ударения, интонационные нормы. Все перечисленные нормы, кроме стилистической, отвечают за такой обязательный, но не единственный показатель культуры речи, как ее правильность. "Наряду с задачей писать и говорить грамотно, правильно, как велит и требует данная культурная среда, существует и другая задача - писать и говорить умело, мастерски" (Винокур 1997, с.13). Стилистическая норма - это «совокупность наиболее пригодных (правильных, предпочитаемых) для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (Ожегов 1994, с. 259–260). Являясь разновидностью литературных норм, стилистические нормы охватывают все стороны языка и речи. Отклонения от данного типа нормы являются стилистическими ошибками, которые могут проявляться в области лексики, морфологии и синтаксиса. Понимание термина «стилистическая ошибка» является далеко не однозначным. Одна часть ученых употребляют его в расширительном значении для обозначения всех речевых ошибок не орфографического и не пунктуационного характера. Выделяя лексико-стилистические, морфолого- стилистические, синтактико-стилистические ошибки, Н.Е. Сулименко, Т.А. Колосова, В.А. Багрянцева включали в их состав не только собственно стилистические, но и лексические, морфологические, синтаксические ошибки нестилистического характера. Такой подход до сих пор сохраняется в учебных пособиях по практической стилистике для журналистов. Другая часть – против такого расширительного толкования стилистических ошибок и включения в их состав лексических и грамматических. Многими языковедами предпринимаются попытки разграничить речевые ошибки нестилистического и стилистического типов (М.Н. Кожина, В.И. Капинос, С.Н. Цейтлин и др.). Основной целью большинства ученых-лингвистов и языковедов, занимающихся исследованием стилистических ошибок, является их предупреждение и устранение. Для решения этой задачи необходимо разработать правильную классификацию. В настоящее время существует множество различных классификаций стилистических ошибок. Каждый автор выбирает свой метод классифицирования, в зависимости от целей, которые они хотят достичь с помощью данной классификации, от области ее применения. По мнению Н.Н. Романовой и А.В. Филиппова «к стилистике причастны все, любые несовершенства речи – фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и собственно стилистические отклонения, нарушения» (Романова 2006, с.172). И.Б. Голуб считает, что основными ошибками, нарушающими стиль речи и текста, являются ошибки, связанные с лексикой и фразеологией языка. Именно поэтому, она разработала подробную классификацию стилистических ошибок на лексико-фразеологическом уровне. Н.Е. Сулименко все стилистические ошибки объединил в два основных типа (Сулименко 1966, с.33-34): стилистические ошибки, нарушающие правила семантически точного использования лексических средств; стилистические ошибки, связанные с нарушением функций, присущих определенным категориям лексических средств, и правил употребления эмоционально-оценочных слов. Т.А. Колосова подразделяет все ошибки в языковом выражении мысли на речевые и собственно стилистические ошибки, понимая под последними только те «ошибки, которые нарушают не общелитературные (в отличие от речевых ошибок), а стилистические нормы – коллективные привычки употребления стилистически окрашенных элементов языка в тех или иных условиях» (Колосова 1992, с.15). Наиболее часто встречающиеся нарушения норм языка М.Н. Кожина подразделила на нестилистические (нарушения норм лексических, фразеологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических) и собственно стилистические (нарушения единства стиля, где это недопустимо, несоответствия употребленных форм, слов, конструкций избранной стилистической манеры высказывания и задачам данной сферы коммуникации, неучитывание особенностей форм и типов речи, жанра). Классификация В.А. Багрянцевой содержит две основные группы стилистических ошибок: грамматические (морфологические, словообразовательные, синтаксические) и речевые (семантические, стилевые). Более того, автор данной классификации различает понятия стилистической ошибки и стилистического недочета. Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных. Морфологические ошибки – это неправильные образования форм слов при словоизменении. Словообразовательные ошибки являются результатом неправильного словообразования, при этом часто по имеющимся в языке моделям образуются "несуществующие" слова. Синтаксические ошибки – это «ошибки в нарушении подчинительных связей на уровне словосочетания (при согласовании и управлении) или в нарушении структуры простых и сложных предложений» (Багрянцева, 50). Речевые ошибки встречаются в письменных работах намного чаще грамматических. Семантические ошибки – это «нарушение требований, предъявляемых к точности словоупотребления» (Багрянцева, 50). Стилевые ошибки – это «употребление в письменной работе слов, не относящихся к стилям кодифицированного литературного языка, т.е. употребление слов просторечных, диалектных, а также жаргонизмов и арготизмов» (Багрянцева, 50). Основными видами стилистических недочетов являются: неудачное использование местоимений: неудачное использование лексического повтора в одном предложении или в качестве средства связи разных предложений; тавтология - это «повторение однокоренных слов в рамках одного или двух соседних предложений» (67). плеоназм - это «речевая избыточность, ошибка, при которой одно слово полностью включает в себя значение другого» (67). Другими словами, плеоназм - это лишнее слово, без которого можно обойтись. штамп - это «выражение, потерявшее свою образность из-за частого употребления» (67). Во всех печатных СМИ используется свой так называемый газетно- публицистический стиль, особенностью которого является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Основными видами современной прессы являются газеты и журналы, по функциональному назначению которые делятся на общественно- политические, рекламно-информационные и отраслевые (тематические). Влияние публицистического стиля на речевую культуру всего общества огромно. Поэтому общение в рамках этого стиля требует особого внимания к содержанию и форме высказываний. Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова и М.А. Рыбаков выделяют три основных требования к языку прессы (Балыхина, 52): 1) Правильность речи - соблюдение принятых в данное время литературных норм, отражённых в словарях, грамматических справочниках, правилах орфографии и пунктуации. 2) Точность речи - соответствие значения высказывания замыслу говорящего и зависит от правильности употребления слов, различения слов, близких по смыслу или по форме, соблюдения норм сочетаемости слов. 3) Чистота речи - исключение языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности. Чистота речи предполагает последовательное соблюдение стилистических и этических норм. Произведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: 1) наиболее распространенной на сегодняшний день стилистической ошибкой является стилевая, то есть употребление в печати слов, не относящихся к стилям кодифицированного литературного языка, особенно вульгаризмов, жаргонизмов, просторечных и грубопросторечных слов, а также американизмов. 2) современные авторы статей обладают неплохой грамотностью и стремлением к соблюдению принятых в данное время норм морфологии и синтаксиса русского литературного языка. Именно поэтому, меньше всего допускаются грамматические ошибки (морфологические, словообразовательные и синтаксические). 3) в рекламно-информационных изданиях встречаемость стилистических ошибок незначительно больше, чем в остальных. Особенно в них распространены стилевые ошибки, в частности, вульгаризация речи. В отличие от данного типа газет, отраслевые издания, в которых также наиболее популярной ошибкой является стилевая, злоупотребляют именно американизмами, что делает речь не совсем понятной массовому читателю. Остальные виды ошибок встретились примерно в равном количестве. Следовательно, тип печатного издания не оказывает большого влияния на распространенность стилистических ошибок. Итак, в современной прессе часто нарушаются требования, предъявляемые к языку печати, особенно требование чистоты речи, то есть не соблюдаются стилистические и этические нормы, что особенно опасно для формирования культуры речи всего общества. Очевидно, что современные печатные издания оказывают огромное влияние на функционирование языковой нормы. Поэтому, необходимо обратить особое внимание на качество печати, ужесточить цензуру, которая так «страдает» в настоящее время. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Винокур Г.О. Из бесед по культурной речи // Русская речь. 1997. № 3. - С. 13-14. 2. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. – М.: Эксмо, 2007. - 430с. 3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 2001. - 277с. 4. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся// Русский язык в школе. – 2003. - №6. - С. 17-19. 5. Касарова В.Г. Речевые ошибки иностранных студентов и их причины // Гуманитарные науки. - Вып. 21. - М., 2003. - С. 118-123 6. Колосова Т.А. Типы текстовых ошибок: Методическая разработка к курсу «Основы культуры речи» для студентов 4 курса дневного и заочного отделения филологического факультета. – Воронеж, 1992. – 166с. 7. Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи // Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1994. - 288с. 8. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта, 2006. – 342с. 9. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – М.: Просвещение, 1996. – 142с. 10. Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // Русский язык в школе. 1984. № 2. - С. 40 - 46. 11. Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. - М., 1998.- 209с. 12. Багрянцева В.А. Оценка письменных работ (сочинений'7E{) с точки зрения русского языка (из опыта вступительных экзаменов в МГУ им. М.В.Ломоносова). http://www.portal-slovo.ru/philology/37434.php 13. Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Курс русского языка и культуры речи для учащихся вузов. http://www.langrus.ru/content/view/27/44/ 14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. http://vidahl.agava.ru/ 15. Кобяков А.А. Классификация средств массовой информации // Теория и практика // Медиаспрут – Журналистам. http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/klassierung.shtml#el 16. Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой Словопедия. http://www.slovopedia.com/15/192-0.html
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.007 с.) |