Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание.



 

Общие правила засекречивания сведений и их носителей определе­ны в ст. 11 Закона РФ «О государственной тайне», а конкретные механизмы засекречивания установлены Правилами отнесения све­дений, составляющих государственную тайну, к различным степе­ням секретности, утвержденными постановлением Правительст­ва РФ от 4 сентября 1995 г. № 870'.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разра­ботанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, орга­низаций, является их соответствие действующим в данных органах, в данных организациях перечням сведений, подлежащих засекречи­ванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваи­вается соответствующий гриф секретности и наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

— о степени секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно») содержащихся в носителе сведений со ссыл­кой на соответствующий пункт действующего в данном органе го­сударственной власти, организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

— об органе государственной власти, организации, осуществив­ших засекречивание;

— о регистрационном номере;

— о дате или условиях рассекречивания сведений либо о собы­тии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Для случая невозможности идентификации полученных (разра­ботанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующих перечнях сведений, подлежащих засекречиванию, действующим за­конодательством предусмотрен институт предварительного засекре­чивания. Он используется в процессе появления новой информации содержание которой предположительно подлежит засекречиванию, но не оформлено локальным перечнем. В данном случае должност­ные лица органов государственной власти, организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разрабо­танных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью сек­ретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего тот либо иной (по подведомственности) локальный перечень сведений, подлежащих засекречиванию, предложения по его дополнению либо изменению. При этом должностные лица, ут­вердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и при­нять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного грифа секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной ко­миссии по защите государственной тайны.

Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну и их носителей. Рассекречивание сведений, составляющих государст­венную тайну, представляет собой регламентированную процедуру снятия ранее введенных в предусмотренном законодательством о государственной тайне порядке ограничений на их распростране­ние и на доступ к их носителям.

Статья 13 Закона РФ «О государственной тайне» содержит ис­черпывающий перечень оснований, по которым сведения, состав­ляющие государственную тайну, могут быть рассекречены. Такими основаниями являются:

— взятие на себя Российской Федерацией международных обя­зательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Рос­сийской Федерации государственную тайну;

— изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Действующим законодательством сформулировано требование о регулярном пересмотре перечней сведений, подлежащих засекре­чиванию. Это требование обращено к органам государственной вла­сти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Данные органы обязаны перио­дически, но не реже чем каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих за­секречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Правом изменения действующих в органах государственной власти и организациях перечней сведений, подлежащих засекречива­нию, наделены утвердившие их руководители. Последние несут пер­сональную ответственность за обоснованность принятых ими реше­ний по рассекречиванию сведений. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны наделена правом приостанавливать и опротестовывать решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. В любом случае решения по изменению действующих переч­ней необходимо согласовать с Межведомственной комиссией. По­этому их вступление в силу зависит от наличия либо отсутствия по­добного согласования.

Специальный порядок рассекречивания носителей сведений, со ставляющих государственную тайну, определен в ст. 14 Закона Р «О государственной тайне». Согласно названной статье носитель сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Из этого правила сделаны два изъятия, касающиеся досрочного рассекречивания носителей и продления первоначально установленных сроков их засекречивания.,

Основанием досрочного рассекречивания является изменение положений действующих перечней носителей сведений, составляющих государственную тайну, в результате которого дальнейшая за­щита носителей является нецелесообразной.

-------------------------------

Состав и принципы формирования сведений, составляющих госу­дарственную тайну. Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» по важ­нейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключи­тельно важное место в процессе конституирования института ин­формации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому, не случайно, законодатель посвящает этому перечню спе­циальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

Под перечнем сведений, составляющих государственную тайну, по­нимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которы­ми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательст­вом. Категории сведений связаны с конкретными областями деятель­ности государства. Так, в состав сведений в военной области (военная тайна) включены, в частности, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилиза­ционному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о планах строитель­ства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Россий­ской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной тех­ники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, на­учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработ­ке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов; о тактико-технических характе­ристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектиро­вании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, чис­ленности войск и состоянии их боевого обеспечения.

К составу сведений в области экономики, науки и техники, подлежащих нахождению их в режиме государственной тайны, от­несены, в частности, сведения о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельный регионов к возможным во­енным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; об ис­пользовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обес­печения обороноспособности и безопасности государства; об объе­мах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о вы­пуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияю­щих на безопасность государства.

К сведениям в области внешней политики и экономики отнесе­ны, в частности, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономи­ческой деятельности Российской Федерации, преждевременное рас­пространение которых может нанести ущерб безопасности государ­ства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженно­сти), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

К сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в частности, отнесены: сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах этих видов деятельно­сти, а так же данные о финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведыва­тельную и оперативно-розыскную деятельность; о системе президент­ской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информа­ционно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безо­пасности государства.

 

12. Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

 

Общие положения о допуске должностных лиц, граждан и органи­заций к государственной тайне. Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций на проведение работ с использованием таких сведений. В свою оче­редь, доступов к сведениям, составляющим государственную тайну, закон признает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющи­ми государственную тайну.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к го­сударственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Это означает, что никто не может быть понужден к процедуре оформле­ния на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и принимает соответствующее решение самостоятельно, поскольку оно может повлечь временное ограничение прав должностного лица либо гражданина. При этом граждане, которым по характеру зани­маемой им должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Право на допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне возникает из сложного юридического состава, элементами ко­торого являются:

— принятие на себя обязательств перед государством по нерас­пространению доверенных сведений, составляющих государствен­ную тайну;

— согласие на частичные, временные ограничения прав;

— письменное согласие на проведение в отношении их полно­мочными органами проверочных мероприятий;

— определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных законодательством РФ о государственно тайне;

— ознакомление с нормами законодательства РФ о государе военной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

— принятие решения руководителем органа государственно власти или организации о допуске оформляемого лица к сведения составляющим государственную тайну.

Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (ст. 57 Трудового кодекса РФ). Заключение трудового договора до окончания провероч­ных мероприятий не допускается. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допус­каться оформляемое лицо. Целью проведения проверочных меро­приятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне. Перечень таких оснований установлен ст. 2' Закона РФ «О государственной тайне». В их число законодатель включил:

— признание оформляемого лица недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

— наличие у оформляемого лица медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здра­воохранения и социального развития;

— постоянное проживание оформляемого лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанны­ми лицами документов для выезда на постоянное жительство в дру­гие государства;

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

— уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляю­щих государственную тайну, устанавливаются следующие формы до­пуска:

- первая форма — для граждан, допускаемых к сведениями особой важности;

— вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

— третья форма — для граждан, допускаемых к секретным све­дениям.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй форме, осуществляются Федеральной службой без­опасности РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, ко­гда имеются обоснованные сомнения в достоверности их анкетных данных, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям по третьей форме только после проведения проверочных мероприятий органами безо­пасности.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданст­ва, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и ре­эмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, ус­тановленном специальным Положением, утвержденным постановле­нием Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 10031.

Порядок допуска должностных лиц и граждан РФ к государствен­ной тайне. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государствен­ной тайне осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федера­ции к государственной тайне, утвержденной постановлением Прави­тельства РФ от 28 октября 1995 г. № 10502. Положения названной Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органа­ми местного самоуправления и организациями, независимо от их организационно-правовой формы, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо стремятся получить лицензию на право проведения таковых работ. Инструкцией определены общие правила допуска, его оформление и переоформление, установлен порядок доступа граждан к со­бой важности, совершенно секретным и секретным сведениям при командировании их в другие организации.

Допуск должностных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с перечнем должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск. Этот перечень определяется номенклатурой должностей, утвер­ждаемой руководителем организации или его заместителем занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после ее согласования только тех должностей, по которым допуск граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональны обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работни­ков, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и ут­верждаются в установленном порядке. Пересмотр номенклатуры дол­жен производится не реже одного раза в 5 лет.

Допуск граждан к сведениям, составляющим государственную тайну на территории РФ и за ее пределами, осуществляется руково­дителями соответствующих организаций. Руководители организации несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям закрытого характера, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся с теми сведениями и в таких объе­мах, которые им необходимы для работы. Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допус­ка граждан степени секретности сведений, к которым они фактиче­ски имеют доступ.

Инструкцией о порядке допуска определены особенности допус­ка граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, и зависимости от характера выполняемой ими работы.

На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, кадровая служба представляет в подразделение по защите государственной тайны, а подразделение по защите направляет в орган безопасности следующие документы:

— мотивированное письмо о необходимости оформления до­пуска к государственной тайне;

— анкету, заполненную по установленной форме оформляемым;

— один экземпляр карточки по установленной форме, зарегист­рированной в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам;

— по согласованию с органами безопасности 1 или 2 экземпля­ра учетной карточки на допуск по первой и второй формам;

— по согласованию с органами безопасности 2 или 3 экземпля­ра списка на оформляемого гражданина и его близких родственни­ков (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на ; супруга, в том числе бывшего. При этом на каждую фамилию со­ставляется отдельный список.

На граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, кадро­вой службой составляются общие списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям, а в случаях оформления на допуск по пер­вой и второй форме — списки по каждому лицу отдельно.

После проведения органом безопасности проверочных меро­приятий, решение о допуске гражданина к особой важности или совершенно секретным сведениям оформляется распоряжением ру­ководителя организации с отметкой в карточке и заверяется его подписью и печатью организации. Решение о допуске к секретным сведениям оформляется отметкой в списке лиц, подлежащих допус­ку с соответствующей записью в карточке на допуск по третьей форме.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О государственной тайне», допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта), в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя и предусмотрен­ных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государст­венной тайне.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.028 с.)