Понятие правового режима информации и его разновидности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правового режима информации и его разновидности.



 

Наиболее обстоятельный анализ правового режима дается в ра­ботах С. С. Алексеева, который понимает под ним порядок регули­рования, выраженный в «комплексе правовых средств, характери­зующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволе­ний, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования2.

Очевидно, что любая направленность, а направленность регули­рования отношений, возникающих в обществе по поводу информа­ции, не будет являться в этом смысле исключением, должна харак­теризоваться мерой возрастания либо убывания регулирующих воз­действий на данный комплекс общественных отношений.

Если регулирование информационных отношений характеризу­ется мерой возрастания дозволений либо фактических управомочий, что равнозначно мере убывания запретов и обязываний, мы можем говорить о льготном информационном режиме.

Если регулирование информационных отношений характеризу­ется мерой убывания дозволений либо фактических управомочий, что равнозначно мере возрастания запретов и обязываний, мы мо­жем говорить об ограничительном информационном режиме.

Льготный и ограничительный режимы, если прибегнуть к терми­нологии С.С. Алексеева, являются генеральными юридическими ре­жимами и выступают в качестве заглавных, например, для граждан­ского и административного права соответственно. Эти режимы будут служить наиболее общими и при дифференциации правового режима информации на режим свободного и режим ограниченного доступа.

Режим свободного доступа будут образовывать режим исключи­тельных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации.

Режим ограниченного доступа будут составлять режим конфиден­циальной информации и режим информации, отнесенной к госу­дарственной тайне.

Критериями подобной классификации выступают мера важно­сти и мера доступности тех либо иных сведений. При этом следует иметь в виду, что абсолютно доступных сведений, в отношении ко­торых установлен тот либо иной режим, не существует. Всегда будут иметь место фактические либо юридические препятствия, затруд­няющие доступ к определенным блокам сведений.

 

Режим свободного доступа.

 

Режим общественного достояния. Данный правовой режим инфор­мации является модифицированным вариантом режима свободного доступа к информации, который квалифицируется Конституцией РФ как основная гарантия прав человека и гражданина. Установление режима общественного достояния в отношении информации обу­словлено необходимостью придания отдельным разновидностям све­дений качеств общественно необходимых и полезных всем членам общества.

В режиме общественного достояния может находиться не любая общедоступная информация, а лишь та, которая незаменима по своей природе и уникальна. К подобного рода информации отно­сятся, например, сведения, содержащие данные об установленных, но неизвестных ранее объективно существующих закономерностях, свойствах и* явлениях материального мира, вносящие коренные из­менения в уровень познания (сведения о научных открытиях), уни­кальные рукописи, документы, архивы, фольклор и т. п.

Режим общественного достояния зиждется на определенных принципах, важнейшими из которых выступают:

— общедоступность;

— равенство возможностей на доступ;

— обеспеченность информации особой охраной государства.

Принцип общедоступности реализуется посредством создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использова­ния соответствующих сведений. Вместе с тем, в отличие от первич­ного режима свободного доступа, беспрепятственный доступ к ин­формации, отнесенной в разряд общественного достояния, может быть осуществлен не при всех обстоятельствах.

Принцип равенства возможностей на доступ реализуется путем предоставления всем членам общества, при наличии оправданного к тому интереса, единообразных условий для ознакомления с ин­формацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получе­ния. Очевидно, что не существует препятствий для установления государством правил и порядка доступа к такой информации, и требований о возмещении расходов, связанных с хранением ин­формации и доступом к ней. В данном случае важно, чтобы прави­ла, определяющие порядок доступа, были одинаковыми для всех.

Принцип обеспеченности информации особой государственной охраной реализуется через комплекс организационно-обеспечитель­ных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необхо­димых обществу информационных ресурсов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.004 с.)