Ответственность за совершение правонарушений в области информационного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за совершение правонарушений в области информационного права.



 

Понятие юридической ответственности относится к числу обще­теоретических и применяемых в различных отраслях права. Это по­нятие неоднозначное и, в известной мере, спорное для юридиче­ской науки. Доктринальному единству подхода к данной категории препятствуют различия в исходных правовых позициях ученых, ко­торые нашли отражение в многочисленных работах, посвященных проблемам юридической ответственности1.

Являясь одним их юридических средств, нейтрализующих по­следствия ненадлежащего поведения субъекта, нарушающего права и охраняемые законом интересы других лиц, юридическая ответст­венность выступает как реакция государства на совершенное право­нарушение. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных или нематериальных благ. Исходя из этого, содержанием юридической ответственности будет выступать государственное властное принуж­дение, проявляющее себя в различных формах. Однако не всякое государственное принуждение следует считать ответственностью. Например, принудительное (судебное) воздействие, побуждающее нарушителя к исполнению своих обязанностей, не будет мерой от­ветственности, поскольку в данном случае отсутствует элемент до­полнительных неблагоприятных последствий для нарушителя, т. е. тех самых лишений, которые выходят за рамки принудительно ис­полненной обязанности.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности заключаются в сле­дующем:

— правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связа­ны с информацией;

1 Обзор литературы и анализ взглядов ученых на проблемы юридической ответственности см.: Брошусь С. Н. Юридическая ответственность и закон­ность. М., 1976. С. 7—42; Гархов В. А. Гражданское право. Общая часть. Курс лекций. Чебоксары, 1997. С. 271—288; Он оке. Понятие юридической ответст­венности // Правоведение. 1973. № 2. С. 33.

— правонарушения можно рассматривать в качестве информа­ционно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя.

Как и любая юридическая ответственность, ответственность за правонарушения в информационной сфере реализуется в рамках правоохранительных правоотношений, субъектами которых выступа­ют нарушитель информационно-правовых норм и государство в ли­це уполномоченных на применение санкций органов. Лицо, при­влекаемое к ответственности, имеет право на защиту от незаконно­го привлечения.

 

В доктрине выделяют принципы юридической ответственности, которые в полной мере распространяются и на ответственность в информационной сфере. К их числу относятся:

— принцип законности, означающий, что ответственность име­ет место лишь за правонарушения в информационной сфере, при­знаваемые в качестве таковых законом;

— принцип обоснованности, заключающийся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения;

— принцип справедливости, означающий, в частности, что от­ветственность должна быть соизмерима тяжести совершенного пра­вонарушения;

— принцип неотвратимости, предполагающий неизбежность на­ступления для правонарушителя неблагоприятных последствий;

— принцип целесообразности, заключающийся в индивидуали­зации мер воздействия на правонарушителя и соответствии этих мер целям юридической ответственности.

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принад­лежность юридической ответственности за нарушения законодатель­ства в информационной сфере. Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражаются в возмещении убыт­ков, уплате неустойки, возмещении вреда, имеет место граждан­ско-правовая ответственность.

Если неблагоприятные последствия выражаются в санкциях, предусмотренных нормами административного или уголовного зако­нодательства, имеет место административно-правовая или уголовная ответственность.

Специфика гражданско-правовых отношений, характеризующих­ся равенством участников, предопределяет особенности' граждан­ско-правовой ответственности, которая, как было показано выше, выступает одной из разновидностей юридической ответственности.

Главной из этих особенностей является имущественный характер принудительных мер воздействия на правонарушителя.

Комплекс гражданско-правовых мер, носящих имущественный характер, с помощью которых производится восстановление (при­знание) нарушенных (оспариваемых) субъективных прав в инфор­мационной сфере, достаточно неоднороден по своим общественным последствиям и юридической природе.

Какие из принудительных гражданско-правовых мер следует отне­сти к разряду влекущих для нарушителя неблагоприятные последствия имущественного плана? Это будут меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки и компенсацией морального вреда. Имущественные издержки нарушителя, являющиеся следствием при­менения данных мер, должны компенсировать или, говоря другими словами, эквивалентно восполнить имущественную сферу потерпевше­го. Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в об­щем плане в информационном законодательстве и в ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об информации, ин­формационных технологиях и о защите информации» лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашени­ем информации ограниченного доступа или иным неправомерным ис­пользованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. При этом требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его ли­цом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности ин­формации или нарушившим установленные законодательством РФ требования защиты информации, если принятие этих мер и соблюде­ние таких требований являлись обязанностями данного лица.

В случае если распространение определенной информации огра­ничивается или запрещается федеральными законами, граждан­ско-правовую ответственность за распространение такой информа­ции не несет лицо, оказывающее услуги:

— по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

— по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распростране­ния информации.

В ст. 1100 и 1101 ГК РФ определено, в частности, что компен­сация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред при­чинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда осуществля­ется в денежной форме и независимо от вины причинителя вреда. В соответствии со ст. 58 Закона РФ «О средствах массовой инфор­мации» умаление свободы массовой информации, т. е. воспрепятст­вование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, долж­ностных лиц государственных органов и организаций, обществен­ных объединений, законной деятельности учредителей, редакций,

издателей и распространителей продукции средства массовой ин­формации, а также журналистов, в том числе посредством осущест­вления цензуры, влечет ответственность в соответствии с законода­тельством РФ. Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в ин­формационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами действующего законодательства. Внедоговорная ответст­венность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с неисполнением наруши­телем договорных обязательств. Внедоговорную ответственность обычно именуют деликтной. Примером деликтной ответственности будут являться меры по возмещению вреда, причиненного вследст­вие недостоверной или недостаточной информации о товаре (рабо­те, услуге), предусмотренные ст. 1095 ГК РФ.

Для наступления ответственности должны существовать специ­фические основания. Применительно к гражданско-правовой ответ­ственности такими основаниями будут являться условия, образую­щие в совокупности состав гражданского правонарушения. В Док­трине гражданского права и на ее основе сформировался взгляд, в соответствии с которым состав правонарушения в имущественной сфере образуют следующие факты:

— противоправность поведения (действия или бездействия) ли­ца, на которое предполагается возложить ответственность;

— наличие у потерпевшего убытков или вреда, в том числе мо­рального;

— наличие причинной связи между противоправным характе­ром поведения нарушителя и наступившими последствиями в виде убытков или вреда у потерпевшего;

— наличие вины правонарушителя.

Если иное не установлено законом (например, правилами ст. 1100 ГК РФ), возникновение ответственности связывается с од­новременным наличием всех этих фактов.

Так, состав гражданского правонарушения (деликта), совершен­ного вследствие использования незаконных методов получения ин­формации, находящийся в режиме коммерческой тайны, будут об­разовывать следующие факты.

Противоправность поведения, состоящая в том, что лицо полу­чило информацию, обладающую действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности, помимо воли обладателя этой информации, например, путем несанкционирован­ного сбора либо находки документов, содержащих сведения, отне­сенные к коммерческой тайне и последующего их разглашения. Ус­тановление факта противоправности поведения предполагаемого нарушителя выступает определяющим звеном при квалификации правонарушения, которое фиксируется для сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны, присущими характеру этих сведе­ний методами. Выявленный факт утраты соответствующих докумен­тов должен быть доведен до сведения руководителя организации или уполномоченного должностного лица, которые обязаны при­нять решение о проведении разбирательства (проверки). В ходе раз­бирательства должны быть собраны фактические данные, имеющие отношение к данному событию, которые в дальнейшем могут ис­пользоваться в качестве доказательств в суде.

При оценке наличия убытков у обладателя информации может учитываться большое количество факторов, производных от харак­тера правонарушения. При этом принцип полноты возмещения причиненных убытков, присущий гражданско-правовой ответствен­ности, требует, чтобы правонарушитель возместил их в полном объ­еме, включая как реальный ущерб, так и неполученные доходы. Оценивая убытки обладателя информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, • следует учитывать такие факторы, как неиз­вестность информации конкурентам, потребителям продукции, контрагентам по договорам, возможность использования информа­ции путем продажи ее заинтересованным лицам, влияние на конъ­юнктуру рынка и т. п. Размер убытков должен быть подтвержден соответствующими документами.

Для возложения ответственности на лицо, незаконными метода­ми получившее информацию, находящуюся в режиме коммерческой тайны, необходимо наличие причинной связи между действиями правонарушителя и возникшими убытками. При этом необходимо иметь в виду, что противоправное поведение лица только тогда яв­ляется причиной убытков, когда оно прямо (непосредственно) свя­зано с этими убытками. В рассматриваемом нами случае юридиче­ски значимой причинной связью будет связь между разглашением сведений, отнесенных к коммерческой тайне и наступившими вследствие этого разглашения убытками обладателя информации.

Необходимым условием для привлечения лица, незаконными методами получившего информацию, находящуюся в режиме ком­мерческой тайны, является его вина, которая выступает в качестве субъективного условия ответственности. Это условие имеет значи­тельную специфику по сравнению с другими фактами, образующи­ми состав правонарушения. Данная специфика обусловлена, во-пер­вых, особенностями гражданско-правовых отношений и, во-вторых, ролью субъективного отношения нарушителя к собственным дейст­виям, квалифицируемым по закону как правонарушение.

По общему правилу правонарушитель сам должен доказать от­сутствие своей вины в разглашении сведений, отнесенных к ком­мерческой тайне. Соответственно обладатель информации не обязан доказывать вину лица, незаконно получившего информацию. Отсут­ствие вины правонарушителя за изъятиями, установленными зако­ном, освобождает его от гражданско-правовой ответственности.

ицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Администра­тивным правонарушением признается противоправное, виновное дей­ствие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, по­скольку административное наказание является установленной государ­ством мерой ответственности за совершенное правонарушение и при­меняется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В информационной сфере действующим законодательством пре­дусмотрен значительный перечень мер административного характе­ра, применяемых к правонарушителям. Покажем эти меры подроб­нее, обратившись к тем из них, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях, в области связи и инфор­мации1.

Административно-правовые санкции, связанные непосредствен­но с информацией, определены в отношении нарушения установ­ленного законом порядка сбора, хранения, использования или рас­пространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушения правил защиты информации (ст. 13.12), неза­конной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), разглашения информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), зло­употребления свободной массовой информации (ст. 13.15), воспре­пятствования распространению продукции средства массовой ин­формации (ст. 13.16), нарушения правил распространения обяза­тельных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствования уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18), нарушения порядка пред­ставления статистической информации (ст. 13.19), нарушения пра­вил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20), нарушения порядка изготовления или рас­пространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21), нарушения порядка представления обязательного экземпляра доку­ментов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

Иные составы действий, квалифицируемых в качестве админи­стративных правонарушений в информационной сфере, содержатся в разрозненном виде практически во всей Особенной части КоАП.

Административно-правовые санкции установлены, в частности, в отношении нарушения права гражданина на ознакомление со спи­ском избирателей, участников референдума (ст. 5.1), нарушения уста­новленного порядка опубликования документов, связанных с подго-

 

1 РГ. 2001. 31 дек.

тонкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5), нарушения в ходе избирательной компании условий рекламы предприниматель­ской и иной деятельности (ст. 5.9), изготовления или распространения анонимных агитационных материалов (ст. 5.12), непредоставления воз­можности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13), умышленного уничтожения или повреждения печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14), непредоставления сведений об ито­гах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25), непредоставле­ния информации, необходимой для проведения коллективных перего­воров и осуществления контроля за соблюдением коллективного дого­вора, соглашения (ст. 5.29), отказа в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39), уклонения от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государ­ственный картографо-геодезический фонд РФ (ст. 7.25), сокрытия или искажения экологической информации (ст. 8.5), сокрытия сведений о внезаконном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3), непредоставления сведений, необходимых для осуществления налого­вого контроля (ст. 15.6), нарушения требований законодательства, ка­сающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19), использования служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), публичного размещения рекламы под видом ценных бумаг, документов, удостоверяющих денежные и иные обяза­тельства (ст. 15.24), непредоставления информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6), разглашения сведений о ме­рах безопасности (ст. 17.13), непредоставления сведений (информации) (ст. 19.7), непредоставления ходатайств, заявлений, сведений (инфор­мации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естествен­ных монополий (ст. 19.8), нарушения законодательства о наименова­ниях географических объектов (ст. 19.10), предоставления ложных све­дений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство (ст. 19.18), подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта (ст. 19.23), нарушения правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных техни­ческих средств, предназначенных для негласного получения информа­ции (ст. 20.23), несообщения сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.4), умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7).

Значительный перечень административных правонарушений, со­держащихся в КоАП, касается противоправных действий в области связи. К их числу отнесены: самовольная установка или эксплуата­ция узла проводного вещания (ст. 13.1), самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2), са­мовольное проектирование, строительство, изготовление, приобрете­ние, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3), нарушение правил проектиро-

вания, строительства, установки, регистрации или эксплуатации ра­диоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4), нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5), использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст. 13.6), несо­блюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7), изготовление, реализация или эксплуатация техни­ческих средств, не соответствующих стандартам или нормам, регу­лирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8), самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи (ст. 13.9), изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международ­ных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10), повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24).

За совершение административных правонарушений в информа­ционной сфере установлены и применяются, как правило, такие виды административных наказаний, как предупреждение, админист­ративный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Так, согласно ст. 13.12 КоАП, нарушение условий, предусмот­ренных лицензией на осуществление деятельности в области защи­ты информации (за исключением информации, составляющей госу­дарственную тайну), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров опла­ты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за ис­ключением средств защиты информации, составляющей государст­венную тайну), влечет положение административного штрафа на гра­ждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты инфор­мации или без таковой; на должностных лиц — от десяти до двадца­ти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.

В соответствии со ст. 13.20 КоАП нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оп­латы труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправ­ный характер своего действия (бездействия), предвидело его вред­ные последствия и желало наступления таких последствий или соз­нательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия (бездейст­вия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно расчиты­вало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

§4. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Уголовная ответственность относится к одному из видов юридиче­ской ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за со­вершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Другие виды ответст­венности могут наступать как за совершение правонарушений, содер­жащих состав преступления, так и за совершение иных проступков.

Под уголовной ответственностью чаще всего понимают обязан­ность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, за­ключающееся в лишениях личного или имущественного характера, порицающее его за совершенное преступление1. Уголовная ответствен­ность носит личный характер, т. е. возлагается на виновное в совер­шении преступления физическое лицо (ст. 19 УК РФ). В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является со­вершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Таким образом, единственным и достаточ­ным основанием уголовной ответственности является наличие в со­вершенном деянии состава преступления. Законодатель не раскрывает само понятие состава, однако в уголовно-правовой доктрине под ним понимают совокупность объективного и субъективных признаков (объект преступления, объективная сторона преступления, субъектив­ная сторона преступления, субъект преступления).

Уголовное законодательство РФ устанавливает значительное коли­чество норм, в соответствии с которыми деяния, совершение в ин­формационной сфере, признаются уголовно наказуемыми. Данные нормы рассредоточены в следующих главах УК РФ: преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

1 Брайнин Я. М. Уголовная ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М., 1963. С. 25; Курс советского уголовного права. Т. 1. Л., 1968. С. 222—223; Советское уголовное право. Общая часть. М., 1974. С. 26.

(гл. 19), преступления против собственности (гл. 21), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22), преступления против общественной безопасности (гл. 24), преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28), преступления против ос­нов конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), пре­ступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30), престу­пления против правосудия (гл. 31), преступления против порядка управления (гл. 32), преступления против мира и безопасности чело­вечества (гл. 34).

Уголовно-правовые санкции, связанные с информацией прямо или опосредованно, установлены в отношении таких деяний, как клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), нарушение неприкосновенно­сти частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефон­ных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование за­конной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), хище­ние предметов, имеющих особую ценность (ст. 164), заведомо ложная реклама (ст. 182), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), зло­употребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), неза­конный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189), невозвращение на террито­рию РФ предметов художественного, исторического и археологиче­ского достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на по­лучение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), неправомер­ный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, ис­пользование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274), государственная измена (ст. 275)', шпионаж (ст. 276), разглашение государственной тайны (ст. 283), утрата документов, со­держащих государственную тайну (ст. 284), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287), служебный подлог (ст. 292), разглашение данных предвари­тельного расследования (ст. 310), разглашение сведений о мерах без­опасности, применяемых в отношении судьи и участников в уголов­ного процесса (ст. 311), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), приобретение или сбой офи-

циальных документов и государственных наград (ст. 324), похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных на­град, штампов, печатей, бланков (ст. 327), публичные призывы к раз­вязыванию агрессивной войны (ст. 354).

За совершение преступлений применяются наказания, виды ко­торых определены ст. 44 УК РФ. К ним, в частности, относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Так, согласно ст. 140 УК РФ неправомерный отказ должного лица в предоставлении собранных в установленном порядке доку­ментов и материалов, непосредственно затрагивающих права и сво­боды гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью на срок от двух до пяти лет.

В соответствии со ст. 183 УК РФ собирание сведений, состав­ляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным спосо­бом с целью разглашения либо незаконного использования этих сведений, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот мини­мальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконное разглашение или использование сведений, состав­ляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их вла­дельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересован­ности и причинившие крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты тру­да или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных разме­ров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Более строгое наказание предусмотрено за деяния, повлекшие раз­глашение государственной тайны. Согласно ст. 283 УК РФ разглаше­ние сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков го­сударственной измены, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с ли-

шением права занимать определенные должности или заниматься оп­ределенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ли­шением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью на срок до трех лет.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.032 с.)