Тема 3 правовой режим государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 правовой режим государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны



(2 часа)

Цель занятия: выявить сущность, содержание и нормативно-правовое регулирование понятий государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Контрольные вопросы:

1.Что такое государственная тайна?

2.Что такое гриф секретности?

3.Какие сведения относятся законодательством РФ к сведениям, составляющим государственную тайну?

4.Что такое доступ к государственной тайне и допуск к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» от 21.07. 1993 г. № 5485-1?

5.Каковы полномочия федеральных органов, осуществляющих полномочия в области защиты государственной тайны (Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Министерство обороны РФ, Служба внешней разведки РФ)?

6.Что такое Межведомственная комиссия по защите государственной тайны и каковы ее полномочия в сфере защиты государственной тайны?

7.Кто в РФ наделен полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне?

8.Каков срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну?

9.Каков порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну?

10.Что такое коммерческая тайна и какие сведения составляют коммерческую тайну?

11.Что такое служебная тайна и какие сведения составляют служебную тайну?

12.Охарактеризуйте понятия адвокатской, аудиторской, врачебной, налоговой, банковской тайны.

13.Охарактеризуйте понятия тайны завещания, тайны переписки, тайны телефонных переговоров, тайны страхования и тайны усыновления.

Письменные задания:

1.В конце 2010 г. по телевидению Кемеровской области сообщили, что все долги по заработной плате работникам бюджетной сферы погашены. В то же время в нескольких школах Кемеровской области учителя подали жалобы в связи с невыплатой заработной платы за последние два месяца.

Журналист Петров обратился в Администрацию Кемеровской области с просьбой предоставить ему документы, содержащие подробные сведения об использовании бюджетных средств области за последний год. В просьбе журналисту было отказано, с пояснением, что запрашиваемая информация является государственной тайной.

Журналист написал жалобу Уполномоченному по правам человека в Кемеровской области и в Администрацию Президента РФ.

Прав ли журналист? Дайте правовую оценку позиции Администрации Кемеровской области. Ответ обосновать ссылками на нормативно-правовые акты.

2.На закрытом химическом предприятии, расположенном в черте города и вблизи от государственной границы, в результате аварии произошел выброс вредных веществ в атмосферу.

Городская администрация приняла необходимые меры по эвакуации граждан из зараженных мест и по предотвращению утечки нежелательной информации об аварии.

При этом она запретила руководству предприятия передавать зарубежным СМИ и специалистам информацию о масштабах аварии и сведения, касающихся населенных пунктов, входящих в зону досягаемости распространения вредных веществ.

Одновременно администрация, принимая решение о нераспространении информации, ссылалась на закрытость производства химического производства.

Правомерны ли действия городской администрации с точки зрения законодательства? Ответ обосновать ссылками на нормативно-правовые акты.

Федеральные законы и нормативные акты: 5,12,13, 17,20,22,23,24,26,28

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 1, 2

Рекомендуемая литература:1,2,3,4,5

Раздел 2 Правовое регулирование отдельных категорий источников информации

Тема 4 Правовое регулирование деятельности средств

Массовой информации

(2 часа)

Цель занятия: выявить сущность, содержание и нормативно-правовое регулирование деятельности средств массовой информации (СМИ), регистрации СМИ, прекращения или приостановления деятельности СМИ.

Контрольные вопросы:

1.Что такое массовая информация?

2.Что такое средство массовой информации?

3.Какие виды средств массовой информации вам известны?

4.Что такое специализированное средств массовой информации?

5.Как определяет российское законодательство понятие «журналист»?

6.В чем заключаются основные права и обязанности (правовой статус) журналиста?

7.Что такое редакция средства массовой информации (СМИ), каков ее состав, в чем заключаются функции, права и обязанности редакции СМИ?

8.Охарактеризуйте правовой порядок регистрации, лицензирования и распространения средств массовой информации.

9.Что такое интернет - СМИ?

10.Чем отличаются правила регистрации интернет – СМИ от правил регистрации других средств массовой информации (СМИ)?

11.В чем заключается право физических и юридических лиц на опровержение сведений, распространенных СМИ и какие сведения могут подлежать опровержению?

12.Назовите и охарактеризуйте виды юридической ответственности за нарушение требований законодательства, регулирующего деятельность средств массовой информации.

13.Что такое ненадлежащая реклама?

14. Охарактеризуйте виды ненадлежащей рекламы.

Письменные задания:

1.Корреспонедент радиостанции «Свобода» взял интервью у известного писателя и политика Л., в котором последний утверждал, что все московские суды находятся в прямой зависимости от мэра г. Москвы. Радиостанция поставила данный материал, с прямым цитированием Л., в новостном блоке.

Мэр г. Москвы обратился в суд с исковым заявление о защите чести достоинства к радиостанции «Свобода».

Охарактеризуйте данную правовую ситуацию, обосновав ответ ссылками на нормы информационного законодательства.

2.Генеральный директор одного из каналов телевидения Иванов уволил журналиста Петрухина за то, что журналист выдал в эфир материал, в котором Председатель Правительства РФ был подвергнут критике за недостаточное внимание к социальным проблемам граждан страны.

Журналист Петрухин обратился в суд с иском о восстановлении на работе.

Охарактеризуйте данную правовую ситуацию, обосновав ответ ссылками на нормы законодательства.

3.Зарегистрированное средство массовой информации (СМИ) – газета «Новый путь» - не выходила в свет один год и десять дней в связи с отсутствием у редакции газеты постоянного помещения.

Можно ли считать свидетельство о регистрации газеты недействительным? Ответ обосновать ссылками на нормы законодательства.

4.Одна из газет Республики Дагестан опубликовала статью журналиста Анварова, в которой содержался призыв к активному противостоянию российской федеральной власти, вплоть до использования методов вооруженной борьбы. В конце опубликованного материала, помимо подписи журналиста Анварова, стояли подписи активистов одного из радикальных исламских движений.

Какова ответственность СМИ, автора статьи Анварова и главного редактора газеты? Несет ли ответственность типография газеты и распространители за тиражирование номера газеты?

5. Гражданин Анголы Антонио Мадинга, периодически приезжающий в Россию для участия в международных конференциях, обратился в Роскомнадзор России с просьбой о регистрации средства массовой информации (СМИ) – журнала «Путь Анголы».

Какое должно быть принято решение со стороны регистрирующих органов? Есть ли основания для отказа в регистрации СМИ гражданину Анголы? Ответ обосновать ссылками на нормы законодательства.

Письменные задания по данной теме решаются малыми группами. Работа в малых группах.

Студенты делятся на 2 группы: одна образует состав суда или представителей федеральных органов исполнительной власти, другая – представителей средств массовой информации, физических и юридических лиц.

Задача каждой из групп: в течение 10- 15 минут в процессе обсуждения каждого задания выявить обосновать юридическую позицию суда или представителей федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, и физических и юридических лиц, с другой стороны, и оформить свои мысли в сжатой (тезисной) форме.

Представитель первой группы объявляет сделанные в ходе обсуждения выводы, а участникам другой группы дается возможность задать уточняющие вопросы. На вопросы может ответить любой участник «выступающей» группы. Затем выступает представитель второй группы. Побеждают участники группы, наиболее убедительно представившие и обосновавшие свою позицию.

Федеральные законы и нормативные акты: 5,12,13,17,20,21,24,25,31

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 1, 2

Рекомендуемая литература:1,2,3,4,5

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.012 с.)