Дефицит бюджета и его регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефицит бюджета и его регулирование



В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс - это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства республики и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности, а затем на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Если уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению доходов и падению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

) общий спад производства в народном хозяйстве страны;

) рост издержек общественного производства;

) чрезмерный выпуск в обращение денег, не покрываемых товарными массами;

) преобладание в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;

) большие объемы финансирования военных расходов, на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;

) крупномасштабный оборот «теневой» экономики;

) непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве.

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

) государственные займы;

) увеличение налогообложения;

) эмиссия денег.

В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в прямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно - путем выпуска казначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы и посредством банковского мультипликатора увеличивают количество денег в обращении.

Фискальная политика в отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях.

. Ежегодно балансируемый бюджет.

Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.

Политика сбалансирования бюджета может также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев усилится инфляция.

. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводятся антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

. Концепция функциональных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечение неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Причины бюджетного дефицита. Наличие бюджетных дефицитов может вызываться чрезвычайно широким комплексом причин финансового, экономического, политического характера, а именно:

  1. кризисными явлениями в экономике и финансах реального

сектора;

  1. неустойчивостью денежно-кредитной системы;
  2. колебаниями на финансовом рынке;
  3. нестабильностью цен на мировом рынке;
  4. неэффективностью курса реформ и политики правительства,
  5. чрезвычайными обстоятельствами и необходимостью увеличения оборонных расходов;
  6. финансовой зависимостью от иностранных государств и необходимостью высоких затрат на обслуживание и погашение внешнего государственного долга.

Функции бюджетного дефицита (профицита). Бюджетный дефицит (профицит) имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольные функции, проявляющиеся в специфических формах и относительно узком сегменте функционирования государственных финансов.

  1. В функции распределения (перераспределения) роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части денежных средств общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций.
  2. Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных средств за счет перераспределения финансовых потоков других звеньев финансовой системы.
  3. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономики в эффективном функционировании всей бюджетно финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм денежных средств.
  4. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосудаствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

Роль и характер дефицита. Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль оцениваются с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных денежных средств, источников и методов финансирования

В большинстве западных стран реализуется экономическая политика, использующая кейнсианские (неокейнсианские) методы дефицитного бюджетного финансирования экономического роста, инвестиций в наукоемкие технологии, программы создания новых рабочих мест и социальной поддержки населения. В США со времен Великой депрессии (1929 г.) до 2007 г. было всего 10 годовых бездефицитных бюджетов. Федеральный бюджет за этот период в номинальном выражении увеличился более чем в 500 раз и в настоящее время по своему потенциалу значительно больше федерального бюджета РФ в долларовом выражении.

Существует значительное разнообразие источников финансирования бюджетного дефицита, особенно в условиях устойчивого экономического роста и наличия достаточной денежной массы, не вовлеченной в реальный инвестиционный процесс у населения и финансовых рынков.

Классификатор 1. По формам собственности источники финансирования бюджетного дефицита можно разделить на собственные и заемные. К собственным относятся поступления денежных средств от имущества, находящегося в собственности государства и местного самоуправления, которые носят безвозвратный характер. Заемные источники привлекаются как временно свободные средства финансового рынка и носят возвратный характер, они относятся на увеличение государственного долга, требуют процентных расходов по их обслуживанию.

Классификатор 2. По характеру кредитора или рынка заемные источники классифицируются на внутренние и внешние. По способу привлечения они относятся к кредитам и займам: кредиты предоставляются на основе договоров и соглашений, а займы реализуются посредством эмиссии государственных ценных бумаг (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.061 с.)