Структура денежной массы. Активная и пассивная часть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура денежной массы. Активная и пассивная часть.



Деньги и денежная система

Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами между племенами носил случайный характер (все произведенные товары уходили на потребление) и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро и с минимальными издержками обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги (Первая функция денег — деньги как средство обращения).

Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

Денежная система не может существовать без денег. Она охватывает все денежные отношения, которые складываются в том или ином обществе.

Сущность денег

Деньги являются самым активным элементом экономики, важнейшей частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения. Особенно заметно это свойство при прямом обмене товарами, т.е. бартере.

Функции денег

Если рассматривать функции денег внутри страны, то можно назвать следующие:

· деньги являются мерой стоимости;

· деньги являются средством платежа;

· деньги являются средством обращения;

· деньги являются средством накопления.

Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.

Виды денег

Существует 3 основных вида денег:

· вексель;

· чек;

· банкнота.

Но сами деньги, их сущность, функции и виды постоянно эволюционируют, поэтому возникли современные виды денежных средств, такие как электронные деньги и кредитные карты.
Понятие денежной массы

Поскольку деньги выполняют функцию средства обмена при совершении сделок в экономике, то в простой модели экономики предложение денег сводится к величине активов, служащих этой цели. Но в сложной реальной экономике ответ на этот вопрос не столь однозначен. Прежде всего надо определить понятие денежной массы.

Понятие денежной массы является базовым для макроэкономического анализа рыночной экономики, оно широко применяется в зарубежной экономической литературе и статистике. Для отечественного читателя оно во многом является новым. Денежная масса является объектом пристального внимания со стороны центрального банка и правительственных органов. Это и понятно, ибо если она чрезмерно быстро увеличивается, то неизбежным следствием будет рост цен, инфляция, дефицит. И, наоборот, при быстром ее сокращении появляется безработица, возникает спад производства.

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательских и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.

Денежная масса включает в себя, во-первых, наличные деньги в обращении, т. е. все бумажные деньги и металлические монеты, находящиеся на руках у населения, а также в классах предприятий, учреждений и организаций. Наличные деньги в кассах банков в денежную массу не входят.

Деньги по определению обладают свойством совершенной ликвидности, т. е. способностью немедленно, без каких-либо препятствий, выступать в качестве платежного средства. Другим видам имущества или активов, находящимся в портфеле того или иного экономического агента (недвижимость, предметы длительного пользования, облигации, акции и т. д.) присуща различная степень ликвидности. Однако наличные деньги, обладая совершенной ликвидностью, имеют тот недостаток, что не приносят их владельцам доход. В тоже время другие виды активов, имея меньшую ликвидность, дают известный доход своим владельцам. Это обстоятельство очень важно в условиях быстрого роста цен.

Во-вторых, денежную массу, наряду с наличными деньгами, образуют банковские депозиты или вклады населения, предприятий, учреждений и организаций. Они включаются в денежную массу из-за их ликвидности, так как с их помощью можно осуществлять всякого рода расчеты. В целях устранения повторного счета в денежную массу не входят депозиты центрального правительства и депозиты банков.

Денежные агрегаты.

Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности (способности выступать в качестве платежного средства), можно выделить несколько денежных агрегатов – показателей денежной массы. Наиболее ликвидным денежным агрегатом является агрегат М-0, который включает в себя наличные деньги в обращении.

Аналогичным по ликвидности денежным агрегатом является агрегат М-1, который объединяет наличные деньги и деньги на текущих счетах (счетах до востребования), которые могут обслуживаться с помощью чеков. Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека по его предъявлении указанной в нем суммы. Агрегат М-1 называют «деньгами в узком смысле слова» или «деньгами для сделок». Депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть легко превращены в наличные.

Менее ликвидным денежным агрегатом является агрегат М-2. Это «деньги в широком смысле слова», которые включают в себя все компоненты агрегата М-1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специализированных финансовых институтах. Владельцы срочных счетов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов. В совокупности денежные агрегаты М-1 и М-2 образуют деньги в широком смысле слова.

Еще менее ликвидным денежным агрегатом является агрегат М-3, который образуется путем добавления к агрегату М-2 депозитных сертификатов банков, облигаций государственного займа, других ценных бумаг государства и коммерческих банков.

Кроме агрегатов, обозначаемых символом М, существуют агрегаты L, включающие в себя различные виды ценных бумаг, а также агрегаты X, учитывающие иностранную валюту. Каждый из упомянутых выше разновидностей денежных агрегатов имеет строго очерченную сферу своего применени

Денежная система — это совокупность денежно-кредитных институтов, денежных рисков и денежных инструментов, используемых государством, предприятиями и домашними хозяйствами для обслуживания спроса и предложения товаров, работ, услуг и факторов производства.

Генезис развития денежных систем. В процессе эволюции денег происходит последовательная смена их функциональных форм. Каждая последующая из них становится все менее вещественной. Этот процесс называется дематериализацией денег. С достаточной степенью условности денежную эволюцию можно связать с изменением форм ведения хозяйства. Так, при натуральном хозяйстве на ранней стадии развития обмена преобладающей формой денег являлись товарные деньги, выполнявшие функцию всеобщего эквивалента. В региональном хозяйстве в период становления феодальных государств на смену товарной форме денег приходит монета. Деньги, чтобы быть деньгами, должны обладать следующими свойствами: делимость, прочностью, износоустойчивость, узнаваемость, способность к длительному хранению, высокая стоимость, редкость. Совокупность перечисленных свойств и создает из товаров, обладающих ими, деньги. В эпоху расцвета национальных хозяйств при капитализме в условиях свободной конкуренции доминирующей формой денег становятся банкноты. На стадии государственно-монополистического капитализма банкноты вытесняются бумажными деньгами. В условиях современной рыночной экономики появляются электронные деньги.

Банковская система в РФ.

Современная банковская система России представлена двумя уровнями. В юридическом плане она базируется на основе принятых 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» а также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.

Эти российские законы внесли кардинальные изменения в существующую тогда кредитно-банковскую систему страны, положив начало качественно новому этапу в развитии этой системы и ее правового обеспечения.

Согласно законодательству в России стало возможным создание банка на основе любой формы собственности, что и положило начало ликвидации государственной монополии на банковскую деятельность.

В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятой в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России (это официальное название Центрального банка), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрена возможность присутствия на российском кредитном рынке банков, предоставляющих иностранный капитал, определены условия лицензирования их деятельности и полномочия Банка России в отношении формирования их уставного капитала.

Исключительное значение имело закрепление на законодательном уровне принципа независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии решений, связанных с проведением банковских операций.

В соответствии с данным Законом кредитная организация - это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение прибыли, и на основе лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Состав банковских операций также предусмотрен в Законе «О банках и банковской деятельности».

Кредитные организации делятся на банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);

- привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;

- финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Допустимое сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливается Банком России. В результате принятия и введения в действие вышеуказанных законов кредитно-банковская система России приобрела следующий вид.

- Центральный банк РФ (Банк России),

- Сберегательный банк,

- коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития,

- банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

- иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов,

- союзы и ассоциации банков,

- иные кредитные учреждения.

Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только в элементный состав кредитно-банковской системы, но и сами принципы построения и управления этой системой. Банковская система России обретает двухуровневое построение. При этом критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации. Так, Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Что же касается коммерческих банков и кредитных учреждений, то они составляют нижний уровень системы.

Все многообразие коммерческих банков можно классифицировать следующим образом.

В составе коммерческих банков можно выделить следующие группы:

- созданные на базе ранее функционировавших специализированных банков,

- «отраслевые банки», сформированные для обслуживания, в основном, отраслевой клиентуры.

- условно называемые «новые» банки, организованные по инициативе различных учредителей.

По видам собственности выделяются государственные, частные банки, кооперативные, смешанные.

В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами и т.д.

По территории деятельности банки делятся на республиканские и региональные (либо земельные - в ФРГ, например), кантональные (в Швейцарии), межрегиональные, местные, национальные, международные, заграничные.

Закон «О банках и банковской деятельности» предполагает также создание муниципальных банков, которые на региональном уровне образуются решением местных властей, а на федеральном уровне - отдельным законом.

По степени независимости различают самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты), связанные (участвующие в капитале друг друга) банки.

По наличию филиалов, с филиалами и бесфилиальные.

По степени диверсификации капитала: однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями) и многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).

По видам осуществляемых операций различаются.

- собственно депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки - кроме депозитных операций, они занимаются размещением собственных и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для средне- и долгосрочных вложений, и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки - подобно другим банкам аккумулируют средства юридических и физических лиц путем выпуска акций и облигаций, но особенность их состоит в том, что они обеспечиваются недвижимостью, внесенной в банк в качестве уставного капитала и залога, что является одним из испытанных механизмов принятой в мире системы обеспечения гарантий возвратности кредита.

- сберегательные;

- биржевые,

- универсальные.

По объему капитала коммерческие банки делятся на крупные, средние и мелкие.

В настоящее время в банковской системе РФ заканчивается период экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят задачи интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на рынке с отсевом слабых и укрупнением банковских структур.

Однако из общего числа коммерческих банков России большинство из них сосредоточены в Москве, в других городах страны их катастрофически не хватает.

Уменьшение количества банков происходит, в том числе и за счет поглощения неустойчивых мелких банков более крупными. Данный процесс можно считать положительным явлением, так как капитал банка увеличивается, а мелкие банки избегают банкротства. Перспективным считается объединение небольших банков одного региона и создание на его базе филиалов. Но в основном причиной уменьшения числа банков является отзыв лицензии у уже работавших банков.

В связи с этим остро стоит проблема обеспечения стабильности банковской системы за счет повышения ликвидности и платежеспособности банков. Платежеспособность коммерческих банков зависит во многом от платежеспособности клиентов банка, так как не возврат ссуды снижает платежеспособность банка. А если неплатежеспособность клиентов приобретает массовый характер из-за общего кризиса неплатежей, то под угрозу ставится стабильность всей банковской системы.

Одной из важных задач сегодня является привлечение банков к долгосрочному кредитованию инвестиций. Для развития этого процесса существуют объективные условия, связанные не только с насущной потребностью реального сектора экономики, но и с изменением ситуации на финансовом рынке, сделавшей невозможными действовавшие до сих пор основные методы зарабатывания денег банками.

В этих условиях банкам приходится переключаться с финансового сектора на производственный. Перспективы развития ситуации в этой области выглядят следующим образом:

а) первоочередным вниманием в ближайшее время все-таки будут пользоваться вложения в непроизводственную сферу - служебные помещения, магазины, земельные участки, другие объекты недвижимости;

6) приоритетными объектами производственных инвестиций будут скорее всего производства, ориентированные на эскорт, в первую очередь, в топливных и некоторых сырьевых отраслях, а также вложения в быстро окупаемые объекты, например, связанные с жизнеобеспечением населения;

в) экспортные производства (особенно сырьевые) уже поделены между крупными кредитными институтами. Завоевание «средними» банками своей «ниши» в высокотехнологичных, наукоемких отраслях, у которых есть хорошие перспективы на внешнем и внутреннем рынках, во многом зависит от сглаженности механизма привлечения, отбора, обслуживания массового клиента, от взаимодействия с властными структурами, с предпринимательскими и финансовыми кругами в России и за рубежом,
международными экономическими организациями, от технической оснащенности самого банка;

г) как следствие резкого удорожания капитального строительства даже крупные банки если и смогут самостоятельно финансировать строительство объектов, то только небольших и местного значения. Финансирование более значительных инвестиционных программ скорее всего будет осуществляться финансово-промышленными группами, которые объединят под одной крышей кредитно-финансовые, производственные и торгово-коммерческие структуры;

д) реальное участие коммерческих банков в инвестиционных программах может происходить и через рынок ценных бумаг (банки выступают посредниками между владельцами денежных средств и инвесторами).

е) реальное содействие инвестициям в производство банки оказывают и через развивающееся проектное финансирование (управление проектами). Кредитный институт самостоятельно или совместно с предприятием выбирает проект для прямого инвестирования, оценивает его обоснованность, эффективность с учетом различного рода рисков, разрабатывает общую концепцию» технико-экономическое обоснование, бизнес-план. Для расширения участия банков в инвестиционных проектах должна быть также законодательно определена программа стимулирования инвестиций в российскую экономику.

Коммерческие банки.

Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот.

Финансы организаций

Организация финансов коммерческих организаций в любой отрасли и на предприятиях разного организационно-правового статуса строится на единых базовых принципах:

• экономическая самостоятельность;

• самофинансирование;

• материальная заинтересованность;

• финансовая ответственность;

• создание финансовых резервов;

• контроль.

Принцип экономической самостоятельности. Это принцип, наиболее ярко отражающий суть рыночной экономики. Он реализуется в суверенном, неограниченном и свободном определении предприятиями своих расходов, самостоятельном выборе источников финансирования, форм расчетов. Предприятия работают вне административного давления при выработке кредитной политики в отношениях с партнерами, при расходовании прибыли, инвестировании, отношениях с банками и во многих других аспектах. Некоторые регламенты, безусловно, существуют – налоговые ставки, тарифы обязательных страховых взносов, критерии собственников. Однако в целом предприятие в рыночной среде обладает большой степенью экономической свободы.

Принцип самофинансирования. Этот принцип финансового самообеспечения также является хорошей иллюстрацией действия рынка. Финансирование текущей деятельности и инвестиций исключает безвозвратные бюджетные вливания, дотации и субсидии. Получение кредитов не отменяет принципа самофинансирования, поскольку их возврат основан на росте собственных источников.

Принцип материальной заинтересованности. Коммерческая организация мотивируется ростом прибыли в текущем периоде, ростом ценности организации – в долгосрочном.

В этом заинтересованы и стейк-холдеры – стороны, заинтересованные в развитии бизнеса организации. К ним относятся работники, хозяйственные партнеры, кредиторы, инвесторы, собственники, менеджеры. Консенсус достигается адекватными финансовыми ориентирами в распределении прибыли, ставками налогообложения, процентными ставками, уровнем выплаты дивидендов и т.д.

Принцип финансовой ответственности. Юридическая ответственность сформирована набором налоговых и хозяйственных санкций, штрафов, санкций по трудовому и банковскому законодательству, Однако есть и понимание финансовой ответственности в более высоком экономическом смысле. По сути, речь идет об ответственности менеджеров за эффективную работу организации. В этом смысле их бездействие должно рассматриваться как движение в сторону финансовой несостоятельности. Как писал член французской академии, юрист Пьер Луи Лакретель (XVII в.), "в финансах наказание следует тотчас за оплошностью". Оценку финансовому менеджменту в конечном итоге дает собственник: миноритарные акционеры голосуют "ногами", а контрольный владелец меняет неэффективного финансового управляющего.

Принцип создания финансовых резервов. Этот принцип иллюстрирует осмотрительность и предусмотрительность, которые должны проявлять финансовые службы, предвидя наступление неблагоприятных событий и реализацию финансовых рисков. Финансовые резервы могут создаваться как по требованиям регулятора, так и самостоятельно. Примерами могут служить резервы из чистой прибыли, резервы по сомнительным долгам, резервы по падению котировок ценных бумаг и прочие резервы.

Принцип контроля. Этот принцип проявляется в проведении контрольных, ревизионных и иных подобных мероприятий со стороны вышестоящих органов, органов исполнительной власти, налоговых служб, внебюджетных фондов и т.д. Цель контроля, надзора и аудита – проверка целесообразности расходования денежных средств, соблюдения финансового законодательства, достоверности финансовой отчетности. Финансово ответственный менеджмент коммерческой организации организует службу внутреннего контроля и аудита. Это важно в плане предупреждения нежелательных изменений в финансовом состоянии компании.

Некоммерческими организациями являются те организации, которые в процессе своей деятельности не преследуют цели извлечения прибыли и ее получения. В том случае, если коммерческая прибыль все же получена, то она не распределяется среди участников организации. Юридическое лицо, являющееся какой-либо некоммерческой организацией, может осуществлять какой-либо вид предпринимательской деятельности лишь тогда, когда это будет служить достижению тех целей, для которых она, собственно, и создана и, которым она соответствует.

Созданы подобные организации могут быть в той или иной форме, которые предусматриваются законодательством. Например, это может быть потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительный фонд либо государственное или муниципальное унитарное предприятие. Организации некоммерческого типа, осуществляющие подобную деятельность, служат для оказания следующих услуг: Различные социальные услуги Услуги управленческого характера Оборонная деятельность страны Правоохранительные услуги, в том числе охрана порядка общественного. Финансы некоммерческих организаций являются материальным носителем тех разнообразных финансовых отношений, в которые эти организации вступают в процессе своей деятельности. Финансовые отношения возникают с коллективом трудящихся самой организации, с какими-либо другими лицами или организациями, а также с государственными учреждениями по поводу уплаты налогов и обязательных отчислений в бюджет. Финансы некоммерческих организаций – это деньги, которые мобилизуются из различных источников, как на осуществление деятельности предприятия, так и на его расширение. Источниками формирования этого финансового ресурса служат услуги, предоставляемые предприятием, которые в свою очередь напрямую зависят от того, какого вида и характера услуга будет оказываться (платно, бесплатно, смешано).

Полная самоокупаемость либо финансирование на основе утвержденной сметы, таковы способы мобилизации и использования тех денежных ресурсов, которые составляют финансы некоммерческих организаций. Тот или иной способ применяется в зависимости от методов хозяйствования предприятия. Сметное финансирование – это использование организацией бюджетных средств различных уровней для того, чтобы она могла покрыть свои расходы, руководствуясь утвержденной сметой. При подобном способе финансирования организации свои услуги потребителям она оказывает бесплатно. Те бюджетные средства, которые предусматриваются в расходно-доходной смете, и будут являться основной частью финансового обеспечения, формирующего финансы некоммерческих организаций. Финансирование на основе утвержденной сметы применяется в социально-культурной сфере. По большей части это учреждения бюджетные, которые оказывают населению образовательные услуги, услуги в области здравоохранения и услуги социального характера. Подобным образом ведется финансирование организаций, обеспечивающих правопорядок и оборону, а также органов госбезопасности и различных органов, как государственной власти, так и местного самоуправления. Хотя основной источник финансового обеспечения некоммерческих организаций состоит из бюджетных средств, тем не менее, имеет место ряд причин, вынуждающих подобные организации заниматься поиском дополнительного внебюджетного источника финансирования. Это происходит из-за снижения качественного уровня жизни населения, нарастания проблем социального характера, увеличения потребительского уровня как социальных, так и материальных благ, роста бюджетного дефицита и тому подобных явлений. Исходя из этого, можно заключить, что особенности финансов некоммерческих организаций могут быть определены специфической направленностью их деятельности. Помимо бюджетных средств источниками финансового обеспечения некоммерческих организаций дополнительно могут выступать взносы участников предприятия и пожертвования. В том случае, если некоммерческой организацией получена прибыль в результате какой-либо предпринимательской деятельности, по закону, она должна послужить для целевых расходов самой организации. Однако использовать этот доход в соответствии с целями организации можно лишь после уплаты налога на прибыль.

Специфика формирования корпоративных структур в России; особенности образования и функционирования корпораций, в том числе холдингов, в России; значение и роль корпоративного финансового планирования; принципы, виды и методы корпоративного финансового планирования; особенности финансов зарубежных корпораций; модели управления финансами корпораций.

Бюджетная система и бюджет

Бюджет (от фр.budget) в широком смысле представляет собой совокупность доходов и расходов организации за определенный срок.

Бюджет – это составляющая финансового плана, отражающий поступление и расходование средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации, составленный на срок до одного года и по отдельным периодам (месяц, квартал, полугодие).

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

  • основные бюджеты (еще называют финансовыми);
  • операционные бюджеты;
  • вспомогательные бюджеты;
  • специальные бюджеты.

Все эти бюджеты нужны для составления сводного производственного или основного бюджета (мастер-бюджета). При этом мастер-бюджет может быть разработан как для организации в целом, так и для отдельного бизнеса.

Основные бюджеты:

· бюджет доходов и расходов;

· бюджет движения денежных средств;

· расчетный баланс.

Основные (финансовые) бюджеты предназначены для управления финансами организации, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех управленческих задач, которые призвано выполнять бюджетирование. Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового состояния организации и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности и инвестиционной привлекательности бизнеса. Поэтому для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов. Состав основных бюджетов не меняется в зависимости от принятой в организации классификации.

Операционные бюджеты:

· бюджет продаж – содержит информацию о запланированном (помесячно и покварталь­но) объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции;

· бюджет производства – содержит информацию о запланированном (помесячно и покварталь­но) объеме производства (выпуска) по каждому виду продукции с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;

· бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запа­сах по каждому виду продукции;

· бюджет прямых материальных затрат – содержит ин­формацию о запасах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по каждому ви­ду продукции, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода;

· бюджет управленческих расходов – содержит информацию о расхо­дах на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции (услуг), расходах на заработную плату управленческому персоналу, арендных платежах, коммуналь­ных и командировочных расходах, затратах на текущий ремонт и других расходах;

· бюджет коммерческих расходов – содержит информацию о расхо­дах на рекламу, транспортные услуги, ко­миссионных сбытовым посредникам и прочих расходах по реализации продукции;

· бюджет прямых затрат труда содержит информацию о расхо­дах на заработную пла­ту основного производственного персонала в расчете на единицу готовой продукции по каждому виду про­дукции, т. е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;

· бюджет прямых производственных (операционных) затрат составляется тогда, когда требуется более точный учет тех производственных расходов, которые могут быть отнесены к категории пря­мых (переменных) затрат;

· бюджет накладных расходов содержит информацию о прочих рас­ходах организации, в частности, об амортизации, уплаченных процентах за кре­дит и других накладных расходах на протяжении бюджетного периода.

Операционные бюджеты необходимы для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом финансового менеджмента в организации), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями организации или подразделения прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса. Часто в представленную классификацию вносят корректировки и разделяют операционные бюджеты еще на несколько категорий, например, выделяют группы функциональных бюджетов, инвестиционных бюджетов, бюджеты центров финансовой ответственности, бюджеты текущих проектов и другие. Операционные бюджеты составляются по выделенным объектам бюджетирования, таким как бизнес-процессы организации, проекты и подразделения. Состав операционных бюджетов может меняться, наблюдаются перестановки в подгруппах бюджетов и иногда в эти подгруппы попадают бюджеты из группы вспомогательных и дополнительных. При составлении бюджетов можно использовать большое количество промежуточных расчетов, часть из которых может быть выделена в качестве бюджетов. Это делается для того, чтобы получить более точную информацию для основных бюджетов.

Вспомогательные бюджеты:

· план капитальных затрат (инвестиционный план) – показывает распределение по бюджетным периодам финансовых ресурсов, выделяемых руководителями или инвесторами организации под представленный бизнес-план (график оплаты стартовых затрат нового бизнеса), на организацию и создание нового бизнеса, в качестве обоснования прежде всего запрашиваемых кредитов или инвестиций, других внешних финансовых ресурсов. В этом документе показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (лицензирование, стартовая реклама, сертификация, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам или декадам бюджетного периода;

· кредитный план – содержит информацию о кредитах и инвестициях, необходимых организации на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т.п.

Вспомогательные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно менеджментом организации в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Специальные бюджеты:

· бюджеты распределения прибыли;

· бюджеты отдельных проектов и программ;

· бюджеты налогов.

Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например налоговый бюджет, бюджет чистой прибыли и т. п. Набор и форматы специальных бюджетов обычно определяются в соответствии с решением менеджмента организации или подразделения, какие позиции доходов и расходов они сочтут важными для управления финансами в данный период.

Задача специальных и вспомогательных бюджетов заключается в подготовке исходной или обработке итоговой информации, необходимой для составления основных бюд­жетов.

Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании так называемого мастер-бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.097 с.)