Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активизация словарного запаса у детей трех- четырех лет↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Ответы на вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?» Предложения из двух слов. 2.Составление предложений из трёх слов: подлежащее, сказуемое и прямое дополнение в винительном падеже: Девочка пьёт чай; ест суп; держит мяч; шьёт платье. 3.Винительный падеж с окончанием -у: дай ручку; на бумагу, ест кашу... 4.Предложения из четырёх слов, добавляется существительное в дательном падеже: Папа читает книгу сыну. (Предложения составляются по картинкам или по демонстрируемым действиям.) 5.Творительный падеж существительного: Мама режет хлеб ножом. 6.Использование наречий, дающих качественную оценку совершающимся действиям: Нина поёт хорошо, громко... 7.Предложения с предлогом у: «У кого когти, грива?» (Игра в лото.) 8.Предложения с предлогами в, на. 9.Предлоги под, на. Поставь машину на полку! Где стоит машина? Спрячь игрушку под коврик! Где лежит игрушка? Сравнение по картинкам или по демонстрируемым действиям: Кошка сидит на стуле, под стулом. 10.Предлог с (с кем совместно совершается действие): Коля с Валей играют. 11.Предложение с предлогом к о направленности совершаемого действия: Вова подошёл к столу. 12.Существительное в предложном падеже, единственном числе с предлогом на: Мальчик катается на машине. 13.Существительное в предложном падеже, множественном числе с предлогом на: Катается на качелях, на санках, на лыжах... 14.Предложения из четырёх-пяти слов с использованием глагола в неопределённой форме: Девочка идёт купаться на речку. — Загадай желание! Что ты хочешь сделать? — Я хочу подарить маме цветы. 15.Единственное и множественное число существительного: шар — шары. Чем отличаются? 16.Уменьшительное название предметов: нос — носик. Чем отличаются эти предметы? 17.Сопоставление двух-трёх глагольных форм: лежи — лежит — лежу. 18. Самостоятельное преобразование формы глаголов. (Используются сюжетные картинки, например: «Девочка пьёт».) — Что сказала мама дочке? — Пей молоко! — Что ответила дочка? — Я пью. — Что делает Таня? — Таня пьёт молоко. 19. Использование утвердительной и отрицательной формы в предложении. (Задания проводятся в форме вопросов и ответов на фоне противопоставления: «Да, пойду», «Нет, не пойду».) 20. Преобразование глаголов в форме единственного числа первого лица в форму множественного числа:
Я читаю. — Мы читаем. 21. Сопоставление глаголов первого, второго и третьго лица единственного числа: Я несу. Ты несёшь. Он несёт. 22. Существительное в единственном и множественном числе, родительном падеже: У меня один дом. У кого много домов? Я назову один предмет, а ты — много предметов: один стол — много столов, один кубик — много кубиков. Я скажу: «Есть предмет», а ты — «Нет предмета»-. У меня есть ручка — нет ручки. 23. Видоизменение глагола в форме третьего лица единственного числа настоящего времени в неопределённую форму с помощью вопроса: «Что делать?» Образец: Мальчик играет в мяч. Нам надо (мы хотим) играть в мяч. 24. Согласование местоимений с существительными мужского и женского рода: мой — моя, чей — чья. 25. Согласование существительного с прилагательным с использованием слов-антонимов и союза а: Кот большой, а котёнок маленький. (Размер.) Сумка тяжёлая, а книга лёгкая. (Вес.) Снег белый, а трава зелёная. (Цвет.) 26. К существительному подобрать согласованные определения: сахар — сладкий, белый, вкусный... Изучение логических тем (времена года, животные и птицы, транспорт и др.) проводится с детьми трёх-четырёх лет на занятиях в то же время, что и с детьми пяти-шести лет. Отличие состоит лишь в том, что малышей знакомят с основными элементами предметов по изучаемой теме, а у старших детей формируется умение составлять связный рассказ о любом предмете с называнием мелких деталей при его описании. Происходит постепенное увеличение активного словарного запаса за счёт имеющегося пассивного и повседневного обогащения новыми словами, в том числе и во время занятий в детском саду и дома. Октябрь 1.Осень. Овощи и фрукты, сад — огород. 2.Составление простых распространённых предложений с прямыми дополнениями. (Охотник увидел лису.) Единственное и множественное число существительных. 3.Составление рассказа по картинке с помощью вопросов: кто? что? что делает? кого? что? Ноябрь 1.Дом и его части. Мебель. Профессия. 2.Согласование существительных с глаголом; предложения с двумя зависимыми от глагола существительными, одно из них — прямое дополнение (винительный падеж). (Маша дала яблоко брату.)
3.Согласование притяжательных местоимений и количественных числительных с существительными. (Моя книга, твой кубик, две ручки.) 4.Усвоение навыков составления коротких рассказов по сюжетной картинке. 5.Описание предмета по схеме. 6.Выполнение приказаний и самостоятельная отдача их на знакомом словарном материале. (Возьми флажок в правую руку!) Декабрь 1.Зима. Домашние животные и птицы. Дикие животные и птицы. 2.Образование множественного числа существительных и глаголов, их согласование. 3.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. (Голубая бумага, голубой платок, голубое небо, голубые носки.) 4.Образование притяжательных прилагательных с различными значениями соотнесённости. (Лисий хвост, волчья лапа, львиная грива.) Формирование предложений с однородными дополнениями. (Ира надела пальто, шапку, шарф и варежки.) 5.Составление предложений после демонстрации действий. 6.Формирование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы. 7.Формирование умения находить сходство и различие между двумя предметами, животными и птицами. 8.Рассказ-описание о любом животном и птице по схеме и без неё. Январь 1.Зима (продолжение). Транспорт. Продукты питания. 2.Образование формы родительного падежа множественного числа имени существительного с нулевым окончанием и -ев, -ей: много деревьев, стульев; колёс, окон, гнёзд, яблок; карандашей... 3.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида: что делать? что сделать? Ловить — поймать, рубить — срубить, рисовать — нарисовать. 4.Предложения с однородными подлежащими, дополнениями и обстоятельствами: Коля, Юра и Саша строили домик. 5.Использование предлогов в и на: Снег лежит на крышах, на деревьях, на земле... 6.Сложносочинённые предложения с союзом а, использование слов- антонимов и уменьшительных суффиксов: Гора большая, а горка маленькая. 7.Использование сравнений в предложениях: Снег - как белое покрывало; снег хрустит, словно сухарики жуёт. 8.Понимание, выполнение, а затем и самостоятельное задание направлений и действий: Возьми куклу, поверни направо, сделай два шага... 9.Рассказ по картинке о зимних забавах (с выделением начала, середины и конца рассказа). 10.Составление рассказа с деформированным текстом. (Вечером дети слепили снеговик. Ночью выпал снег. Найди ошибку.) 11.Работа над смысловой стороной загадок. Февраль 1.Посуда. Стихи и рассказы об армии. 2.Правильное использование местоимений мне, меня, мной. Местоимения с предлогом у: у меня, у нас, у него, у них... 3.Однородные определения, их подбор при построении сложносочинённых предложений. (Лиса — хитрая, рыжая, пушистая, а заяц — косой, серый, трусливый...) 4.Построение предложений с прямыми и косвенными падежными конструкциями. (Мама купила детям конфеты в магазине.) 5.Предложения со словами сначала — потом. (Сначала Таня помыла руки, а потом села обедать.) 6.Предлоги из, под, над, около, между в предложениях. 7.Составление рассказов по сюжетной картинке (продолжение). 8.Составление рассказа-описания о любом предмете на знакомую логическую тему по схеме и без неё. 9.Умение найти сходство и различие между двумя-тремя предметами (чашка, стакан и кружка и др.). 10.Продолжение работы над смысловой стороной загадок. 11.Объяснение смысла пословиц, применение их в жизни.
Март 1.Весна. Перелётные и зимующие птицы. Женский праздник 8 Марта. Семья. 2.Простые распространённые предложения с глаголами прошедшего времени, изменение их по родам и числам. (Мальчик лежал. Кукла лежала. Одеяло лежало. Ручки лежали.) 3.Продолжение работы по согласованию прилагательных и порядковых числительных с существительными в разных падежах. (Книга лежала на большом письменном столе. Мальчик взял с полки вторую книгу.) 4.Родительный падеж существительного множественного числа (продолжение). (Нет людей, дверей; много глаз, рук, ног; крыльев, перьев.) 5.Имена собственные, их замена личными местоимениями третьего лица: — Вова играет в песочнице. — Как сказать иначе? — Он играет в песочнице. 6.Составление предложений по опорным словам (предметным картинкам). 7.Несклоняемые существительные: пальто, кофе, какао... 8.Закрепление умения составлять рассказ-описание по демонстрации действий, предметов, по заданному плану, по схеме и без неё. 9.Сравнение трёх-четырёх предметов, составление рассказа о сходстве и различии между ними. 10.Рассказ о событиях от имени другого лица. 11.Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Установление последовательности событий, причинно-следственных связей между ними. 12.Пересказ сказок, рассказов. Апрель 1.Лес: деревья, ягоды, грибы, цветы, трава. Реки и водоёмы, их обитатели. 2.Понимание и правильное использование предлогов к, от. 3.Закрепление совершенного и несовершенного вида глаголов; вос питание умения самостоятельно ставить вопросы к демонстрируемым действиям или по содержанию картинок: «Что делать (сделать)?», «Что делал (сделал)?», «Что делали (сделали)?», «Что делает, делают (сделает, сделают)?» 4.Образование однокоренных слов приставочным способом по демонстрируемым действиям или по картинке. (Лететь — улетает, прилетает, залетает, вылетает...) 5.Формирование умения использовать сравнительную и превосходную степень прилагательных и наречий при сравнении двух или нескольких предметов. (Красивая — красйвее — самая красивая; хорошо — лучше, плохо — хуже...) 6.Сложносочинённые предложения с союзами а, и и словами сначала, потом. (Сначала мы почистили рыбу, а потом мама её пожарила.) 7.Понимание и подбор синонимов — однородных определений. (Мальчик смелый, отважный, храбрый, бесстрашный...) 8.Предложения с разделительным союзом или. (Я сейчас буду или рисовать, или лепить из пластилина.) 9.Рассказ по сюжетной картинке с использованием притяжательных и качественных прилагательных. (Медвежья лапа, умная галка, злом волк.)
10.Умение рассказывать стихи и сказки; высказывать своё отношение к поступкам товарищей или героям рассказа, сказки. 11.Соблюдение интонационно-смысловой выразительности в речи и правильного дыхания. 12.Знание скороговорок, загадок, пословиц и поговорок. Май 1.Страна, город, улицы. День Победы, стихи и рассказы об этом празднике. Беседа о школе. 2.Использование любых однородных членов предложения в самостоятельной речи. (В нашем городе есть кукольный театр, кинотеатры, школы. Улицы прямые, чистые, зелёные, красивые, широкие...) 3.Работа со всеми предлогами; умение самостоятельно придумать предложение с заданным предлогом; соотносить сказанное с действием. (Положила на стол — лежит на столе.) 4.Определение местоположения предметов с использованием наречий в предложениях. (Внизу, наверху, справа, слева, впереди, сзади, в центре; в правом углу, в левом верхнем (нижнем) углу ящика.) 5.Сопоставление грамматических форм глагола настоящего, прошедшего и будущего времени с использованием наречий, сейчас, теперь, сегодня; давно, уже, вчера, завтра, потом; буду, будет, будем... (Оля сейчас играет в куклы (вчера играла, завтра будет играть). Лена рисует, рисовала, нарисует, будет рисовать...) 6.Использование прямой речи в диалогах. 7.Пересказ от другого лица с употреблением прямой речи. 8.Сложноподчинённые предложения с союзами: потому что (Мама взяла зонтик, потому что шёл дождь), чтобы (Я хочу, чтобы она поиграла со мной.) 9.Формирование умения передавать чужую речь с помощью союза что или чтобы и придаточного предложения из двух-трёх слов: (Маша сказала, что на улице идёт снег. Соня попросила, чтобы я принесла ей сказки.) 10.Составление рассказа по ряду предметных или по серии сюжетных картинок из предложений различной степени сложности. 11.Составление рассказов на основе личного опыта: как провёл выходные дни, что видел в лесу, в парке, случаи из жизни... 12.Составление рассказа о любом предмете без схемы. 13.Составление рассказа об улице, на которой живёт, о своём доме, о квартире, о своей комнате, об игрушках... 14.Знание названия страны, республики, города, в котором живёт. 15.Дети должны накопить достаточный запас потешек, скороговорок, загадок, стихотворений, сказок, пословиц и поговорок. Июнь Повторение пройденного материала, ликвидация пробелов у детей, нуждающихся в педагогической поддержке. В течение учебного года проводятся беседы о писателях, художниках и других выдающихся деятелях той республики и страны, в которой живут дети, а также о религиозных праздниках (Пасха, Рождество). Все эти планы лишь схематично отражают систему детского речевого развития: усвоение грамматических форм, пополнение словарного запаса и навыки связной речи. Это предполагает возможные изменения, которые зависят от индивидуальных способностей ребёнка. Оглавление Часть I Исправление произношения Введение............................................................................................................... 4
Глава I. Выявление патологии речи............................................................. 6 Возрастные отклонения...................................................................................... 6 Патологические недостатки............................................................................... 7 Причины речевых нарушений.......................................................................... 8 Необходимость преодоления несовершенства детской речи 9 Предупреждение недостатков речи.................................................................. 11 Участие речевых органов в формировании речи........................................... 12 Обследование речи............................................................................................ 13 Обследование произношения........................................................................... 13 Обследование фонематического восприятия.................................................. 14 Обследование звукового анализа слов........................................................... 14 Обследование словарного запаса..................................................................... 15 Обследование грамматического строя............................................................. 15 Обследование понимания речи....................................................................... 16 Средства выразительности речи...................................................................... 16 Глава II. Формирование правильного произношения звуков.. 17 Требования к проведению общей артикуляционной гимнастики 17 Использование звукоподражаний................................................................... 18 Уточнение и постановка звуков...................................................................... 19 Дифференциация оппозиционных звуков..................................................... 21 Приёмы и методы исправления произношения......................................... 22 I фонетическая группа: гласные звуки а, о, у, э, и, ы 22 Согласные звуки........................................................................................ 24 II фонетическая группа: свистящие, шипящие звуки и Ть, Дь 25 Шипящие звуки: Ш, Ж, Щ, Ч................................................................ 35 III фонетическая группа: сонорные Л, Ль, И, Р, Рь.. 55 IV фонетическая группа: звонкие и глухие согласные 71 Особенности произношения и постановки мягких согласных звуков 82 Средства выразительности речи...................................................................... 85 Глава III. Подготовка к обучению грамоте................................................ 88 Формирование фонематического восприятия.......................................... 88 Развитие речевого слуха.................................................................................. 92 Развитие фонематического слуха................................................................... 93 Дифференциация оппозиционных звуков.................................................... 97 Развитие звукослогового анализа слов....................................................... 99 Анализ предложений...................................................................................... 112 Обучение грамоте........................................................................................... 115 На что похожи гласные буквы........................................................................ 116 На что похожи согласные буквы................................................................... 118 Игры с согласными звуками и буквами....................................................... 119 Гласные буквы во втором ряду...................................................................... 121 Игры со всеми гласными буквами................................................................ 121 Игры на закрепление И и Ь............................................................................ 123 Конспект занятия с детьми трёх-четырёх лет.... 126 Конспект занятия с детьми четырёх с половиной —пяти лет 128 Конспект занятия с детьми пяти с половиной — шести лет...................... 130
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.149 (0.012 с.) |