Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гласные буквы во втором ряду
С буквами Я, Е, Ю, Е, И дети знакомятся после отработки в игровой форме мягких и твёрдых согласных звуков, а также их дифференциации на слух и в произношении. Затем они узнают, что пять гласных в первом ряду ставятся после твёрдых согласных, а пять гласных во втором — после мягких согласных. Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — получится буква Я. «Изобразим все вместе» (дети делают то же самое). -Кто так сделал? — Я...Я... -Правильно, это буква Я. Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё. Ю — юла, у юлы большой животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю. Е - ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква - Е. И — с этой буквой знакомились раньше.
Игры со всеми гласными буквами Обозначь мягкость». Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И. Назови парный звук». Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др. Догадайся и назови пару». По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне. Назови слог с парным звуком». а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.; б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ. Что напишем?» Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы: MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают); МЯ — М, Я (пишут и читают). -Почему написали букву Я? Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я. Что получится?» -Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др. Выводы: а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И; б) если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко; в) после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же. Прочитай правильно». Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО - ЗЁ, ЗУ - ЗЮ, ЗЭ - ЗЕ, ЗЫ - ЗИ.
Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка. Подставь и прочитай». Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок. Напиши слог». Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, другой — с парным мягким. Читай правильно». Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают. Какую букву напишешь?» Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз— Ё, ряд - Я, рад — А, лоб — О, клюв — Ю и т. д. Замени букву». Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёрдые согласные»). Последними детям дают буквы Й и Ь. И — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук. Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мягкости согласных в конце слов и слогов: соль, маль-чик. В школе дети нередко путают буквы И—Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв. Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; после многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате. -А будет ли тогда работать телефон? -Нет. -Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь. Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает: -Чьи это буквы? — Мои [маи]. -Сколько слогов в этом слове? -МА-И, два слога. -Какие гласные мы слышим? -А, И. -А теперь вспомним последний месяц весны. -Май. -Сколько слогов в этом слове? -Один слог, гласный А. -Чем различаются слова на слух: мои [маи] и май? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.) Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных — М, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».
Игры на закрепление И и Ь Один — много».
Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой. Узнай звук И в словах». Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй... Что получится?» Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы). Напиши и сравни». Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются. Где мягкий знак?» Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.) Найди разницу». Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др. Отбери и напиши». Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с b на конце, и «пишут» их из букв. 8.«Раздели „соседей"». Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галъ-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, больно... Ь потерялся». — Напишем галька без мягкого знака, что получится? — Галка. — Чем различаются эти слова? Почему? Что в конце слова?» Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь. Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай... Придумай слово». Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.013 с.) |