Какой цветок — разведчик? Почему?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой цветок — разведчик? Почему?»



5. «Какого цвета?» Ландыши — белого цвета, колокольчики — голубого, гвоздики — крас­ного, одуванчики — жёлтого.

6. «Какие цветы?» Голубого цвета — колокольчики, незабудки; белого — ландыши, ро­машки; жёлтого — одуванчики, лютики, мать-и-мачеха...

7. «Определи целое по части». Лепесток — это цветок, ствол — это дерево, стебель — растение, цветок...

8. «Опиши цветок». Составить рассказ о цветке по плану; предварительно детей знакомят с этими цветами.

9. «Догадайся по описанию». Белые лепестки с жёлтым глазком — ромашка; круглый, пушистый, дунешь, и нет его — одуванчик...

10. «Где ещё растут цветы?» В поле, на лугу, в садах.

Кто работает в саду?»

12. «Что нужно для работы садовнику?» Лопата, лейка...

Какая польза от трав и цветов?»

 

Скороговорки и стихи

1.Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок...

Если мы сорвём цветы, то окажутся пусты все деревья и кусты.

2.Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал — весёлых, голубых!

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

3.Звякнул мак в руках Андрюшки. Удивилась Света:

— В огороде погремушка выросла за лето.

4.На проталине лесной, в листьях прошлогодних,

Ландыш белый, кружевной зазвенел сегодня.

5.Распустился ландыш в мае в самый праздник — в первый день.

Май цветами провожая, распускается сирень.

6.Не забудут Зоя с Любой синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу на столе поставят в вазу.

7.Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик, первый, молодой. У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький портрет.

8.Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт — нарядится в беленькое платьице: Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

9.Посмотрите, одуванчик! Вот он, вот он, под берёзкой!

Почему-то этот мальчик носит девичью причёску. Заведёт другую — я и эту сдую!

10.Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

11.Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы очень вежливы... А ты?

12.Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонёк?

Это дикая гвоздика новый празднует денёк.

А когда настанет вечер, лепестки свернёт цветок.

«До утра! До новой встречи!» — и погаснет огонёк.

13.Такие весёлые эти ромашки,

Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки.

14.Крапива злая, жжётся очень, кто с такой дружить захочет?

15.Выглянул подснежник в полутьме лесной —

Маленький разведчик, посланный весной.

Пусть ещё над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга.

Пусть на спящей речке неподвижен лёд,

Раз пришёл разведчик, и весна придёт!

(Е. Серова)

16.Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.

Мне кажется: его задень — он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы...

Давай послушаем, а вдруг услышим — я и ты?

17.Кувшинки-блюдца не тонут и не бьются.

 

Загадки

1.На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

2.С молоком, а не коровушка, летает, а не совушка.

3.На полянке, у тропы, он стоит открыто.

Крепкий стебель и шипы — вот его защита.

Если схватят молодца, будет драться до конца.

Ох, ох, ну и чертополох!

4.Стоят в лугах сестрички — золотые глазки, белые реснички.

5.Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

6.Белые горошки на зелёной ножке.

7.Нам запах свежести лесной приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный из кисти белоснежной.

8.Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.

9.Я — травянистое растение с цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение, и превращусь в конфету.

10.Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветы найдёшь...

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

11.Растёт зелёный кустик, дотронешься — укусит.

12.Не огонь, а жжётся.

13.Кто к нему прикасается, за того и цепляется.

Отгадки: 1, 2. Одуванчик. 3. Чертополох. 4. Ромашка. 5. Мак. 6, 7. Лан­дыш. 8. Колокольчик. 9. Ирис. 10. Василёк. 11, 12. Крапива. 13. Репей.

 

Пословицы и поговорки

1. Весна красна цветами, а осень – плодами.

2. Где цветок, там и медок.

 

Насекомые

В лесу живёт много насекомых: жучки, паучки, пчёлы, бабочки, стре­козы, гусеницы, мухи, комары.

Улетающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, пчёл и жуков — по четыре крыла, у мух и комаров — по два. У стрекоз и мух крылья прозрачные и пронизаны жилками. У жуков задние крылья мягкие и прозрачные, в сложенном состоянии находятся под прикрытием перед­них крыльев, очень жёстких. Жуки летают прямолинейно и машут только задними крыльями.

Стрекозы машут передними и задними крыльями по-разному, незави­симо одни от других.

Комары, мухи, пчёлы и некоторые другие насекомые издают во вре­мя полёта писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так, комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять — девять взмахов.

Некоторые мухи во время полёта взмахивают крыльями так часто, что мы этих движений не замечаем, поэтому нам кажется, что муха непод­вижно висит в воздухе.

Насекомые могут летать далеко и высоко. Некоторые бабочки совер­шают перелёты на юг. Очень быстро летают стрекозы.

Стрекозы, бабочки, пчёлы питаются нектаром, который они вытяги­вают своим хоботком из цветов. Особенно много их вокруг деревьев во время цветения. Пчёлы объединяются в семью — рой, дикие пчёлы образу­ют ульи в дупле дерева и откладывают там мёд. Медведи любят мёд и пыта­ются отнять его у пчёл, но пчёлы защищаются и жалят их.

Комары — кровососущие насекомые, летают в основном с наступле­нием темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и нелетающие насекомые: кузнечики прыгают в травке, и сами они под цвет травы; муравьи образуют муравейники, и каждый из них тру­

дится, принося что-то в свой дом. Поэтому о трудолюбивом человеке гово­рят: «Трудится, как муравей».

Гусеницы — вредители леса, живут на деревьях. Под корой деревьев часто заводятся всякие жучки, червячки; они подтачивают древесину, и де­рево начинает болеть.

Вредителей леса уничтожают птицы, главный санитар — дятел, ко­торый своим длинным клювом долбит кору и вытаскивает из-под неё насекомых: жучков, червячков. Вылечив одно дерево, дятел перелетает к другому.

Насекомые приносят большую пользу: от Муравьёв люди получают му­равьиную кислоту и используют её для приготовления лекарств; от пчёл — мёд, который содержит множество полезных веществ, его любят взрос­лые и дети.

Летающие насекомые, перелетая с цветка на цветок, на своих лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы, как соловьи и ласточки, вообще не могли бы существовать, так как они пита­ются только летающими насекомыми, причём каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

План рассказа о насекомом

1.К какой группе относится.

2.Части тела насекомого.

3.Его окраска.

4.Чем питается.

5.Поведение насекомого.

6.Как спасается от врагов.

7.Польза от насекомого.

Примерный рассказ о насекомом.

Бабочка — это насекомое, у неё четыре крылышка, лапки. Её крылья покрыты разноцветными чешуйками, и при полёте она машет ими одновременно. Бабочки порхают с цветка на цветок, вытягивая из них нектар своим хоботком и в то же время лапками пере­нося цветочную пыльцу, которая способствует раз­множению растений. Они летают, как маленькие раз­ноцветные цветочки, совсем беззвучно, потому что делают всего лишь пять или девять взмахов в секунду.

По своей окраске бабочки разнообразны. Спасаясь от птиц, они са­дятся только на те цветы, которые соответствуют их окраске, и тогда их не отличишь от цветка. Если же бабочка зазевается, её может склевать любая птица.

Примерный словарь

Существительные: нектар, пыльца, жало, хоботок, надкрылья, рой, улей, бактерия, вредители, жилка, сани тар, гнездовище, скорость, паутина, муравейник, светлячок, мошка.

Глаголы: ползать, прыгать, порхать, распускать, скла­дывать (крылья), гудеть, пищать, садиться (на листок), прятаться, клевать.

Прилагательные: прозрачный, разноцветный, вредный — полезный, задний — передний, жёсткий — мягкий, кровососущий.

Наречия: кувырком, беззвучно — громко, высоко — низко, далеко — близко, быстро — медленно, стремительно.

Дидактические игры

1.«Как передвигается?»

Бабочка — порхает, муха — летает, кузнечик — прыгает, гусеница — ползает...

2.«Кто так двигается?»

Летает — пчела, жук, муха, комар; ползает — червяк, гусеница; бегает — муравей, таракан...

3.«Назови части тела насекомого».

4.«У кого два крыла, у кого — четыре?»

5.«Какой звук издают?»

Комары пищат, шмели гудят, бабочки летают бесшумно...

6.«Кто издаёт такой звук?» Гудит — жук, шмель...

7.«Почему пищит комар?»

8.«Кто избавляет лес от вредителей?»

9.«Где живут пчёлы?»

10.«Кто быстро летает?»

11.«Как спасаются насекомые?»

12.«Какая от насекомых польза?»

Скороговорки и стихи

 

1.Побываю в лесу, там я пчёлок найду:

И шумят, и жужжат, и работать спешат.

2.Пчёлы гудят — в поле летят.

С поля идут — медок несут.

3.Схватил муравьишка ношу, кричит:

«Ни за что не брошу!»

В землю ножками упирается, а земля под ним прогибается.

4.На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.

5.Бывают в жизни чудеса: Ужа ужалила Оса.

Она ужалила в живот, Ужу ужасно больно.

Вот. А доктор Еж сказал Ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но всё же, думается мне, вам лучше ползать на спине,

Пока живот не заживёт. Вот».

6.Слишком много ножек у сороконожек.

7.Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.

8.Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

9.Наш кузнечик расшалился, с одуванчика свалился,

Покатился кувырком и столкнулся с мотыльком.

Он носился, где попало, он скакал до облаков.

Дома мама насчитала двадцать восемь синяков.

Целый вечер мама лечит бедного ребёнка.

Что бы делал наш кузнечик, если б не зелёнка?

10. Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не могу держать в руках, пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два, трещинка на спинке.

Вот хорошая трава, на, поешь травинку!

Ах, упал, упал из рук! Нос измазал пылью!

Улетел зелёный жук, улетел на крыльях!

(А. Барто)

Загадки

1.Чёрен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица.

2.Шесть ног без копыт, летит — жужжит, упадёт — землю роет.

3.Не зверь, не птица, а нос как спица.

4.Самого не видно, а песню вредную слышно.

5.Мы — лесные жители, мудрые строители,

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.

6.Мужички без топоров срубили избу без углов.

7.Чей домишко из иголок на земле у старых ёлок?

8.Шевельнулись у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

9.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — он поделится медком.

10.В тесной избушке ткут толстый холст старушки.

11.Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг.

12.Наткёт, наплетёт, сядет и добычи ждёт.

13.Висит сито, не руками свито.

14.Не солнце, не огонь, а светит.

15.С ветки на тропинку, с травки на былинку Прыгает пружинка, зелёная спинка.

16.Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.

17.Целый день летает, всем надоедает; Ночь настанет, тогда перестанет.

18.Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда найдёте вы.

Отгадки: 1, 2. Жук. 3, 4. Комар. 5, 6. Муравьи. 7. Муравейник - домик Муравьёв. 8. Бабочка. 9. Пчела. 10. Пчёлы. 11, 12. Паук. 13. Паутина. 14. Светлячок. 15. Кузнечик. 16. Стрекоза. 17. Муха. 18. Червяк.

 

Поговорки и пословицы.

1. Нет пчелы без жала, а розы — без шипов.

2. Без матки рой не держится.

3. Зажужжала муха, дожужжалась до паука.

4. Муравей невелик, а горы копает.

5. Ласточка лепит гнездо, а пчёлы — соты.

6. Мошка — крошка, а человек от неё бегает.

7. Невелик сверчок, да громко поёт.

8. Пчёлы в улье — жди дождя.

9. Пчёлы летают — будет хорошая погода.

10. Где цветок, там и медок.

 

Обитатели рек и водоёмов

Существует много природных водоёмов: пруды, озёра, моря и океа­ны. А вот реки и ручьи назвать водоёмами нельзя — это водные потоки. В реках и водоёмах много разной рыбы: карась, сом, сазан (он же карп), лещ, пескарь, осётр, щука, окунь, треска и много других.

Внешний вид и поведение рыб зависят от условий их жизни.

У всех хищных рыб крупные головы с большими ртами, вооружённы­ми острыми зубами. Нехищные рыбы питаются червяками, рачками, водо­рослями, у них маленький рот — им не надо глотать других рыбок.

Сом — хищная рыба, плавает у самого дна, выискивая пищу. Брюшко у него плоское, спинка выпуклая, большой рот окружён усиками. Глазки у него — маленькие. Окраска — серовато-жёлтая с пятнышками, под цвет песка и камешков на дне водоёма.

Щука — тоже хищная рыба, у неё крупная голова, большой рот и острые зубы. Много времени она проводит в засаде, стоя на одном месте и выжидая добычу. Увидев рыбу, стремительно выплывает из ук­рытия и хватает её. Когда же щука бывает у поверхности воды, то ло­вит падающих в реку мошек и комаров, иногда для этого даже выпры­гивает из воды. Поэтому рот её направлен вверх, спинка плоская, тело сплюснутое.

Зимой, в сильные морозы, над головами рыб появляется крепкая ле­дяная крыша — лёд. Рыбы зимой обычно спят. Карась и линь зарываются в ил на дне водоёмов; пескари и уклейки зимуют в углублениях с песчаным дном; сазаны и лещи прячутся в глубокие ямы, поросшие камышом; осётры сбиваются в тесные кучи на дне, где вода не замерзает. Ведь чем глубже вода, тем она теплее. К концу зимы рыбам начинает не хватать воз­духа. Задыхаясь и судорожно раскрывая круглые рты, они поднимаются на поверхность, губами хватая пузырьки воздуха. Для обогащения воды кислородом люди делают в прудах, реках и озёрах проруби. Около них на льду часто можно видеть рыбаков, занимающихся подлёдным ловом рыбы.

К весне все рыбы просыпаются и начинают метать икру — нерестить­ся. Для этого они находят укромные места, чтобы икринки не могли съесть другие рыбы и животные. Со временем из икринок появляются маль­ки, очень маленькие, серенькие, прозрачные. Их почти не видно в воде, но многие из них всё равно погибают, попадая в рот рыбам. Выжившие мальки растут и становятся взрослыми рыбами.

Некоторые рыбы не мечут икру, у них родятся живые мальки. Дети могут увидеть их рождение, наблюдая за рыбками в аквариуме (гуппи, барбусы).

В некоторых больших водоёмах живут летучие рыбы. Спасаясь от хищников, они выпрыгивают из воды и пролетают около трёх — пяти мет­ров. В морях и океанах они могут пролететь по воздуху до двухсот метров, при этом они машут плавниками, как крыльями. Известны случаи, когда рыбы залетали на палубы проходящих кораблей.

Кроме рыб в реках и других водоёмах обитает много разных живот­ных: улитки, собирая корм, ползают по дну и растениям, а от врагов пря­чутся в домике — твёрдой раковине; раки двигаются не вперёд, а назад, отталкиваясь двумя клешнями и опираясь на свой хвост. У них тёмная окраска, под цвет дна реки. Люди научились ловить их, так как мясо раков очень вкусное. Если рака взять неосторожно, он может больно ущипнуть клешнями за руку. Варёные раки приобретают ярко-красный цвет.

Лягушки могут жить в воде и на суше; прыгая по траве, они ловят язы­ком насекомых. Лягушки очень пугливые: услышав шаги, быстро прыгают в воду и ныряют в глубину. Когда всё стихает, они выглядывают из воды и осматривают берег: если там никого нет, они выбираются на сушу по­греться и половить мошек.

Ещё в водоёмах водятся пиявки, водяные жучки, мелкие рачки даф­нии (сухими дафниями кормят рыбок в аквариумах) и др.

В морях и океанах живут крупные животные: дельфины, моржи, тю­лени, кальмары. Но самым большим на земле животным, живущим в воде, является кит. На его спине может уместиться тридцать слонов; но есть и небольшие киты — длиной два-три метра. Дышат киты лёгкими, а не жабрами. В носу у них заросшая ноздря, в которой, как в мешке, сохраня­ется воздух, поэтому они могут находиться под водой в течение двух часов, после чего поднимаются к поверхности, чтобы набрать новую порцию свежего воздуха, и тогда над морем можно наблюдать множество фонта­нов. В желудке у кита помещается две-три тонны пищи; плавают киты со скоростью пятьдесят километров в час, а ныряют на глубину до трёх кило­метров. У них рождаются живые детёныши, которые питаются молоком матери. Живут киты до пятидесяти лет. Кит — ценное животное: китовый ус, шкура, печень и жир используются при изготовлении лекарств.

План рассказа о рыбе

1.Название.

2.Части тела.

3.Поведение.

4.Чем питается.

5.Как появляется потомство.

6.Какая польза.

Примерный рассказ о рыбе

Карась — нехищная рыба. Тело у него вытянутое, сплюснутое с боков; имеются грудные, спинные и хвостовые плавники; рот у него маленький, дышит жабрами. Покрыт чешуёй незаметной серой окраски, под цвет дна, коряг. Карась целыми днями ищет себе корм на дне водоёмов, вытаскивает из песка червяков, ло­вит водяных жучков, дафний, а в зарослях растений ощипывает мелкие листочки. Его враг — щука, она подкарауливает добычу в укрытии, поэтому карась всегда настороже. Благодаря своему узкому те­лу он может мгновенно вильнуть хвостом, изогнуться всем туловищем и тут же скрыться. Зимой он зарывается в песок и спит. К весне просыпает­ся и плывёт в облюбованное им место метать икру.

Люди едят жареную, солёную, копчёную и варёную рыбу; рыбный суп называется «уха».

Примерный словарь

Существительные: плавник, жабры, брюшко, чешуя, мальки, икра, ил, коряга, прорубь, пузырьки, засада, рачки — дафнии, укрытие, раковина, клешня.

Глаголы: вильнуть, изогнуться, скрыться, зарыться, ме­тать (икру ), нереститься, пятиться, обитать.

Прилагательные: хищный, нехищный, грудной, спин­ной, хвостовой, плоский, выпуклый, сплюснутый, лету­чий, тесный, крупный, укромный.

Наречия: мгновенно, стремительно, судорожно, настороже, вперёд — назад, глубоко — мелко.

Дидактические игры

1.«Владения подводного царя».

2.«Назови рыб».

3.«Хищная — нехищная».

Акула — хищная, сазан — нехищная...

4.«Назови морских животных».

5.«Кто это?»

Пескарь — рыба, бабочка — насекомое...

6.«Назови части тела рыбы».

7.«Чем питаются рыбы?»

8.«Что главное у хищной рыбы?»

9.«От чего зависит внешний вид рыбы?»

10.«Сравни двух рыбок». (На примере пескаря и щуки.)

11.«Назови водоёмы и водные потоки».

12.«Чем различаются?»

Река и озеро, пруд и озеро, река и море... Различаются по величине, течению и вкусу воды.

13.«Зачем нужны водоросли?»

В них рыбы прячутся от хищников, хищники там выслеживают до­бычу, ими питаются рыбы.

14.«Откуда берутся мальки?»

15.«Кто как зимует».

16.«Зачем нужны проруби?»

17.«Почему человек не может жить в воде?»

18.«Как кит дышит под водой?»

19.«Кто меняет цвет?»

20.«Какие морские продукты полезны людям?»

21.«Что на воде, на дне, на берегах?»

На воде — волны, лёд, лодки, корабли, пловцы, плоты; на дне — песок, ил, водоросли; на берегах рек и морей — песок, галька, трава, камыш, осока...

22.«Польза от рек и морей».

Скороговорки и стихи

1.Долго-долго я не знала, где река берёт начало.

Оказалось — в родниках, а бывает — в облаках.

2.Наша речка вьётся и сверкает, как блестящий синий поясок.

В ней водичка тёплая такая и на дне рассыпчатый песок.

3.Рано встали мы, поели, и в реке меж камышей

Щуку мы поймать хотели, а поймали трёх ершей.

4.И зубаста, и тоща, ходит щука вкруг леща.

Хоть ты, щука, и тоща, не видать тебе леща.

5.На мели мы налима ловили, чуть в яму не угодили.

6.Рыбке рак — ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок, что насажен на крючок.

7.На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

Это Толя-забияка снова в реку бросил рака.

8.Краб забрался на трап и заснул крепко краб.

9.Вот ползёт улитка по дорожке, выставляет длинненькие рожки.

На спине её большая хатка; ой, улитка, тяжело, рогатка?

10.Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

11.Колюч, а не ёж, не ёжик, а ёрш.

12.Ловят рыбу на рыбалке на крючок,

На котором есть приманка — червячок.

В нашей речке и для раков есть простор: Гору раков приволок речник Егор.

13.Я к реке пришёл чуть свет, а улова нет как нет.

Только я не виноват — слишком много лягушат.

Увидали мой крючок, с шумом в речку прыг да скок!

Рыба сразу наутёк. Что я тут поделать мог?

14.Дождик с утра разошёлся опять.

Дождику с речки меня не прогнать,

Нитки на мне не оставит сухой, но непременно я буду с ухой.

Загадки

1.Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала.

2.Течёт, течёт — не вытечет, бежит,

3.Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик — в роднике, а широкий — в море.

4.В тихую погоду нас нет нигде, а ветер подует — бежим по воде.

5.Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

6.В воде она живёт, нет клюва, а клюёт.

7.У родителей и деток вся одежда из монеток.

8.Живёт в воде, колюч, да не ёж.

9.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

10.Кто идёт в баню чёрный, а выходит красный?

11.Под водой живёт народ, ходит задом наперёд.

12.Кто на себе свой домик возит?

13.На окошке нашем пруд, в нём рыбёшки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков.

14.Через речку лёг, пробежать помог.

Отгадки: 1-3. Река. 4. Волны. 5. Берега. 6, 7. Рыба. 8. Ёрш. 9. Сом. 10, 11. Рак. 12. Улитка. 13. Аквариум. 14. Мост.

 

Пословицы и поговорки

1.Из ручейков образуются речки.

2.На безрыбье и рак — рыба.

3.Рыба мелка, да уха сладка.

4.И рыба, и птица хвостом правят.

5.Глубокая река не мутится.

6.Ловить рыбу в мутной воде.

7.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

8.Ни рыба, ни мясо.

9.Рыбка ищет, где глубже.

Страна. Город. Улицы

На Земле очень много стран. Наша страна — Россия. Это наша Роди­на, место, где ты родился, где живёшь со своими родителями и друзьями.

В каждой стране есть свой флаг, который по цвету отличается от дру­гих. Наш флаг — триколор — три цвета: белая, синяя и красная полосы. Бе­лый цвет — символ свободы и независимости, синий — цвет неба, символ Богоматери, красный — символ державности. Впервые флаг России был утверждён при Петре I в 1670 году, после революции он был заменён, а 22 августа 1991 года российским снова стал бело-сине-красный флаг.

Символом каждой страны является не только флаг, но и герб. На гербе России изображён двуглавый орёл.

В составе нашей страны много республик, и каждая из них имеет свой флаг и герб. Флаг Республики Северная Осетия — Алания тоже состоит из трёх цветных полос: жёлтая — символ Солнца, красная — символ дружбы, синяя — цвет неба, символ Богоматери. Герб города Владикавказа: на чёрном щите — серебряная перевязь, в перевязи справа — императорский штандарт на золотом древке (штандарт — полковое знамя кавалерии в цар­ской России). Щит увенчан драгоценной царской короной и окружён зо­лотыми дубовыми листьями, соединёнными александровской лентой.

На гербе города Москвы, столицы нашей Родины, — изображён Свя­той Георгий на коне, поражающий копьём чёрного змия.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов, сёл, деревень, рек, озёр, морей и океанов. Самый главный город в стране называется столи­цей. У нас это город Москва, сердце нашей Родины. В центре Красной пло­щади стоит Кремль. Там работают Президент и Правительство Российской Федерации. В Москве есть метро. На подземных электропоездах можно быстро домчаться в любое место города.

В каждой республике тоже есть свой главный город — столица респуб­лики, где работают её Президент и Правительство. В Республике Алания — это город Владикавказ. Здесь дружно живут люди разных национально­стей: осетины и русские, грузины и армяне, ингуши и татары и многие другие. Люди работают на фабриках и заводах, дети учатся в школах, малыши посещают детские сады и ясли. В свободное от работы время жители республики ходят в театры, кинотеатры, детей водят в цирк, ку­кольный театр.

В городе есть магазины: «Детский мир», универмаги, булочные, овощные, молочные, рыбные; аптеки, где продают лекарства; больницы; разные мастерские; парки отдыха и много других учреждений. Если кто-то хочет поехать в другой город, он идёт на вокзал, где покупает билет на по­езд. В некоторых городах, например в Беслане, есть аэропорты, откуда можно улететь в другие города и страны.

В нашем городе много улиц. Они красивые, зелёные, прямые, чистые, широкие. По улицам ходит транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки, такси и другие машины. Та часть дороги, по которой ходит транспорт, называется проезжей частью. Дети, как и взрослые, должны соблюдать правила уличного движения: переходить дорогу толь­ко на зелёный свет. При переходе первой половины проезжей части сле­дует посмотреть налево, а затем — направо. Так можно избежать беды. Пе­шеходы ходят по тротуарам. Здесь тоже надо знать правила поведения: идти следует по правой стороне, так как слева навстречу идут другие пешеходы. Сорить на улицах нельзя, мусор надо бросать в урны. Улицы убирают дворники. Надо уважать труд других людей.

Каждый человек гордится своей Родиной, местом, где он родился, вырос и живёт.

План рассказа о городе, селе

1.Название населённого пункта.

2.Название страны, республики.

3.Флаг и герб страны, республики, города.

4.Промышленные предприятия (фабрики, заводы).

5.Школы, аптеки, магазины, больницы.

6.Транспорт.

7.Правила уличного движения (на тротуаре, при переходе через дорогу, при обходе транспорта).

8.Места отдыха.

Примерный словарь

Существительные: Родина, страна, республика, столица, Красная площадь, Кремль, мавзолей, президент, правительство, вокзал, станция, аэропорт, театр, кинотеатр, спектакль, аптека, фабрика, завод, мостовая, тротуар, перекрёсток, переход, светофор, урна, регулировщик, мили­ционер, дворник, дорога, шоссе, сквер, парк, цветник, клум­ба, фонтан, памятник, Вечный огонь.

Глаголы: продавать, покупать, ездить, летать, плавать, встречать, прово­жать, убирать, подметать, поливать, отдыхать, соблюдать (правила улич­ного движения).

Прилагательные: просторный — тесный, широкий — узкий, чистый — гряз­ный, красивый, зелёный, красный, жёлтый (светофор).

Дидактические игры

1.«Что такое Родина?»

2.«Как иначе называют Родину?»

3.«Как называется наша страна?»

4.«Что такое столица?»

5.«Главный город республики».

6.«Что является символом каждой страны (республики)?»

7.«Опиши флаг (герб) России».

8.«Опиши флаг (герб) республики, города».

9.«Что означают полосы на флаге?»

10.«Как можно найти знакомых в любом городе?»

11.«Назови свой адрес».

12.«Где покупаем?»

Хлеб — в булочной, обувь — в обувном магазине, лекарства — в аптеках.

13.«Как надо переходить дорогу?»

14.«Расскажи о правилах поведения в транспорте, на улице».

15.«Когда бывают чистые улицы?»

16.«Как ты проводишь выходной день?»

17.«Что тебе понравилось в этот выходной? Почему?»

Стихи о Родине

1.Мир — это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете.

Мир нужен взрослым, мир нужен детям,

Мир нужен всем!

2.Дружат солнце и весна, дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли, дружат дети всей Земли.

3.Старших всех мы уважаем, слабых мы не обижаем.

Мы гуляем и читаем, на Луну слетать мечтаем.

Будем крепко мы дружить и стране родной служить.

4.Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле — каждый колосок,

Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки...

Всё, что рядышком со мною, — это всё моё, родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нём?

5.Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю.

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

(В. Духанин)

6.У всех есть родина своя, и в жизни не забуду я

Ни рощу, ни поля пшеницы, ни речку, что в лесу струится,

Ведь столько прелести даёт нам соловей, что здесь поёт.

А небо! Что за небеса! России чудная краса!

Где мне найти ещё такую страну прекрасную, родную!

(Н. Яковлева)

7.С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре...

8.Люблю природу русскую, бескрайние поля,

Люблю леса могучие, крутые берега.

Люблю сады вишнёвые, люблю я синь небес,

И облака пушистые, и жаворонка песнь.

Люблю я реки синие и яркие луга,

Люблю тебя я, русская священная земля!

(Л. Дианова)

9.Где зелёной тучей тополя застилают голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор:

— Солнышко, ты в блеске и тепле проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на Земле? И какой понравился народ?

— Всякий, — шепчет солнышко,— хорош!

— Не могу обидеть никого.

— А где ты родился и растёшь, там, дружок, прекраснее всего!

— Горы, море или ширь полей... Родина! Она всего милей!

(В. Приходько)

Стихи о городе

1.Перед вами страница ночная, столица окутана тьмой.

Уходят на отдых трамваи, троллейбусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы.

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы, часы и машины не спят.

Скользят огоньки по аллее, спускаясь с московских холмов,

И с каждой минутой тусклее бессчётные окна домов.

(С. Маршак)

2.Сегодня к нам издалека приплыли в город облака,

И города не стало — куда-то всё пропало.

Исчезли люди и дома, исчезли магазины,

Исчезла улица сама, трамваи и машины.

И рядом с тротуарами, отдельно от машин,

Гуляют фары парами, и слышен шорох шин.

Вместо ярких фонарей голубые пятна.

Отдавай, туман, скорей улицу обратно!

(Л. Яхнин)

3.Очень, очень осторожно через улицу иди,

И налево, и направо непременно погляди!

4.Три цвета есть у светофора, они понятны для шофёра:

Красный свет — проезда нет.

Жёлтый — будь готов к пути. А зелёный свет — кати!

Загадки

1.Сквозь поля и сквозь леса вьётся синяя коса.

Вся родная сторона в эту косу вплетена.

2.На тарелке колобок, золотой румяный бок.

А тарелка голубая — не видать конца и края.

3.Шагаешь — впереди лежит, оглянешься — домой бежит.

4.Кто в году четыре раза переодевается?

Отгадки: 1. Речка. 2. Небо и солнце. 3. Дорога. 4. Земля.

Пословицы и поговорки

1.Человек без Родины, что соловей без песни.

2.Рыбам — море, птицам — воздух, а человеку — Родина.

3.Всякому мила своя сторона.

4.На чужбине жить — слёзы лить.

5.Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

6.Своя земля и в горсти мила.

7.На чужой сторонушке рад своей воронушке.

8.Как зверя ни корми, а он всё в лес смотрит.

9.И конь на свою сторону рвётся.

10. И корова знает своё стадо.

Школа

Нет ни одного человека, который не ходил бы в своё время в школу. Именно там дети учатся читать, писать, решать задачи и многому другому. Для более успешного обучения в школе необходимо, чтобы ребёнок ещё в дошкольном возрасте научился внимательно слушать, наблюдать, запоми­нать, логически мыслить. Всему этому малыши учатся в детском саду или дома у своих родителей. С самого раннего детства ребёнку следует при­вивать любовь к книгам, знаниям. Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает».

Примерный словарь

Существительные: класс, парта, доска, мел, портфель, ранец, прописи, учебник, тетрадь (в клетку, в линейку), пенал, закладка, задание, дежурный, дисциплина,

отличник.

Глаголы: спрашивать, отвечать, поднимать (руку), обер­нуть (книгу, тетради), выходить (к доске), приветство­вать, дежурить, готовить (уроки), ставить (оценку). Прилагательные: учебный, косая (линейка), домашнее (задание), вежливый, внимательный, аккуратный, настойчивый, рассеянный, собранный, трудо­любивый.

Дидактические игры

1.«Чем отличается первое сентября от других дней?»

2.«В каком возрасте дети идут в школу?»

3.«С кем они знакомятся в первый день?»

4.«Где сидят ученики в школе?»

5.«Как называется комната для учащихся?»

6.«Что дети берут с собой в школу?»

7.«Что лежит в портфеле (в ранце)?»

8.«Что делают ученики при входе учителя в класс?»

9.«Почему дети встают?»

10.«Что нужно, чтобы писать?»

11.«Что нужно, чтобы рисовать?»

12.«Назови основные цвета карандашей».

13.«Какие цвета ты ещё знаешь?»

14.«Что ты знаешь ещё такого же цвета?»

Белого — платочек, снег, медицинский халат, лепестки у ромашки: голубого — небо, шарик, платье...

15.«Как беречь школьные принадлежности?»

16.«Хочется ли тебе учиться в школе? Почему?»

17.«Какого учителя тебе хотелось бы иметь?»

18.«Чему ты хочешь научиться?»

19.«Чем ты любишь заниматься больше всего?»

20.«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

21.«Что нужно для этого?» Хорошо учиться, много читать...

Скороговорки и стихи

1.Ухожу я из детства, оставляя свой след,

Остаются игрушки, а меня с ними нет.

Ухожу я в мир знаний, в мир потерь и побед...

Остаются игрушки, а меня с ними нет.

2.Лена рядышком сложила все игрушки в уголок,

Одеяльцем их накрыла, собираясь на урок,

И сказала: «Отдыхайте! Мне сегодня не до вас.

Не балуйтесь, не скучайте! Я иду ведь в первый класс!»

А потом спросила маму:

«Может, кукол всё же взять? Пусть они увидят сами, что мне некогда играть»

(Г. Ладонщиков)

3.— Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

— Потому что он сегодня поступает в первый класс.

Разбудил он всю квартиру, до утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось, что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось, что стоит он у доски

И не может он на карте отыскать Москвы-реки.

— Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

— Потому что он сегодня поступает в первый класс.

(А. Барто)

4. Листья жёлтые летят, день стоит весёлый.

Провожает детский сад ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас, улетают птицы.

Вы идёте в первый раз в первый класс учиться.

Куклы грустные сидят на пустой террасе.

Наш весёлый детский сад вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород, речку в дальнем поле...

Мы ведь тоже через год будем с вами в школе.

Дачный поезд отошёл, мимо окон мчится...

Обещаем хорошо, лучше всех учиться!

(3. Александрова)

5. В школу я иду с цветами, маму за руку держу.

Из-за пышного букета я дверей не нахожу.

6. Звенит звонок, звонок зовёт,

И Зоя в класс к себе идёт.

7. Первое сентября! Первое сентября!

Первый день календаря, потому что в этот день

Все девчонки и мальчишки городов и деревень



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.332 с.)