Аналитическое решение игры без седловой точки, задаваемой симметрической и двоякосимметрической матрицей второго порядка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическое решение игры без седловой точки, задаваемой симметрической и двоякосимметрической матрицей второго порядка.



 

Если матрица игры А размером 2x2 сим­метрическая, т. е. и не имеет седловой точки, то чис­тые стратегии А1, В1 и А2, В2 входят в соответствующие оп­тимальные смешанные стратегии и соответственно с вероятностями: .

Если матрица игры А размера 2x2 двоякосимметрическая, т. е. и и не имеет седловой точки, то каждая чистая стратегия А1, А2, В1, В2 входит в со­ответствующую оптимальную стратегию или с вероятностью, равной ½:

.

 

8. Геометрический метод нахождения оптимальных смешанных стратегий игрока и цены игры в смешанных стратегиях в игре размерности без седловой точки.

1. Берем горизонтальный отрезок [0, 1], на котором для определенности положено а 22 < а 11 < а 21 < а 12.

2. В концах отрезка [0, 1] проводим к нему два перпендикуляра: левый, соответствующий стратегии А1 и правый, соответствующий стратегии А2.

3. На левом перпендикуляре от точки 0 его пересечения с отрезком [0, 1] откладываем (как на вертикальной числовой оси) элементы а 11 и а 12первой строки матрицы А.

4. На правом перпендикуляре от точки 1 его пересечения с отрез­ком [0, 1] откладываем (как на вертикальной числовой оси) элементы а 21 и а 22второй строки матрицы А.

5. Соединяем точки, изображающие элементы с одинаковыми вторыми индексами, т.е. элементы, стоящие в одном и том же столб­це матрицы А: а 11 с а 21и а 12 с а 22. В результате получаем отрезки а 11 а 21и а 12 а 22.

6. Если отрезки а 11 а 21и а 12 а 22 неубывающие: а 11 а 21и а 12 а 22 , то стратегия А 2доминирует стратегию А 1.

Если отрезки а 11 а 21и а 12 а 22 возрастающие: а 11 а 21­и а 12 а 22 ­, то стра­тегия А 2 строго доминирует стратегию А 1.

7. Если отрезок а 11 а 21 лежит не ниже отрезка а 12 а 22, то стратегия В 2 доминирует стратегию В 1.

Если отрезок а 11 а 21 лежит выше отрезка а 12 а 22и не пересекается с ним, то стратегия В 2строго доминирует стратегию В 1.

8. Находим нижнюю огибающую отрезков а 11 а 21и а 12 а 22.

9. Находим наивысшие точки нижней огибающей.

10. Проектируем их ортогонально на горизонтальный отрезок [0,1].

11. Полученные проекции р° определяют оптимальные стратегии Р°=(1-р°, р°) игрока А.

12. Ордината наивысшей точки огибающей равна пене игры V.

13. Верхний из двух концов нижней огибающей (лежащих на пер­пендикулярах) есть нижняя цена игры в чистых стратегиях a.

14. Нижний из двух верхних концов отрезков а 11 а 21и а 12 а 22 есть верхняя цена игры в чистых стратегиях b.

15. Если элемент является нижним на перпендикуляре, где он ле­жит, и верхним концом отрезка а 11 а 21или а 12 а 22., на котором он лежит, то этот элемент является седловой точкой. В этом случае чистая стра­тегия игрока В, номер которой совпадает со вторым индексом седло-вой точки, является оптимальной.

9. Геометрический метод нахождения оптимальных смешанных стратегий игрока и цены игры в смешанных стратегиях в игре размерности без седловой точки.

 

1. Берем горизонтальный отрезок [0, 1], на котором для определенности положено

а 22 < а 11 < а 21 < а 12

2. В концах отрезка [0, 1] проводим к нему два перпендикуляра: левый, соответствующий стратегии В 1и правый, соответствующий стратегии В 2,

3. На левом перпендикуляре от точки 0 его пересечения с отрезком [0, 1] откладываем (как на вертикальной числовой оси) элементы а 11 и а 21первого столбца матрицы А.

4. На правом перпендикуляре от точки 1 его пересечения с отрез­ком [0, 1] откладываем (как на вертикальной числовой оси) элементы а 12 и а 22второго столбца матрицы А.

5. Соединяем точки, изображающие элементы с одинаковыми первыми индексами, т.е. элементы, стоящие в одной и той же строке матрицы А: а 11 с а 12и а 21 с а 22. В результате получаем отрезки а 11 а 12и а 21 а 22

6. Если отрезки а 11 а 12и а 21 а 22 невозрастающие: а 11 а 12и а 21 а 22 то стратегия В 2доминирует стратегию В 1.

Если отрезки а 11 а 12и а 21 а 22 убывающие: а 11 а 12 ¯ и а 21 а 22 ¯, то страте­гия В 2строго доминирует стратегию В 1.

7. Если отрезок а 11 а 12лежит не ниже отрезка а 21 а 22 то стратегия А 1 доминирует стратегию А 2.

Если отрезок а 11 а 12лежит выше отрезка а 21 а 22 и не пересекается с ним, то стратегия А 1строго доминирует стратегию А 2.

8. Находим верхнюю огибающую отрезков а 11 а 12и а 21 а 22.

9. Находим наинизщие точки верхней огибающей.

10. Проектируем их ортогонально на горизонтальный отрезок [0, 1].

11. Полученные проекции определяют оптимальные стратегии Q°= (1-q0,q°) игрока В.

12. Ордината наинизшей точки верхней огибающей равна цене игры V.

13. Нижний из двух концов верхней огибающей (лежащих на пер­пендикулярах) есть верхняя цена игры в чистых стратегиях b.

14. Верхний из двух нижних концов отрезков а 11 а 12и а 21 а 22 есть нижняя цена игры в чистых стратегиях a.

15. Если элемент является верхним на перпендикуляре, где он ле­жит, и нижним концом отрезка а 11 а 12или а 21 а 22, на котором он лежит, то этот элемент является седловой точкой. В этом случае чистая стра­тегия игрока А, номер которой совпадает с первым индексом седловой точки, является оптимальной.

 

10. Геометрический метод нахождения оптимальных смешанных стратегий игрока и цены игры в смешанных стратегиях в игре размерности .

 

1. Берем горизонтальный отрезок [0, 1].

2. Через концы отрезка [0,1] проводим к нему два перпендикуляра: левый и правый.

3. На левом перпендикуляре от точки 0 его пересечения с отрезком [0, 1] откладываем (как на вертикальной числовой оси) все элементы первой строки матрицы А.

4. На правом перпендикуляре от точки 1 его пересечения с отрез­ком [0, 1] откладываем (как на вертикальной числовой оси) все эле­менты второй строки матрицы А.

5. Каждую пару точек, изображающих элементы а 1j и a 2j, j=1,2,..., п, стоящие j-м столбце матрицы A, соединяем отрезком а 1j a 2j. Таким образом, будут построены п отрезков, представляющих собой графики и линейных функций

где Р= (1 — р, р) — смешанная стратегия игрока А.

6. Если все отрезки а 1j a 2j, j=1,2,..., п, неубывающие (имеют неот­рицательный наклон), то стратегия А 2доминирует стратегию А 1.

Если все отрезки а 1j a 2j, j=1,2,..., п, возрастающие (имеют поло­жительный наклон), то стратегия А 2 строго доминирует стратегию А 1.

7. Если все отрезки а 1j a 2j, j=1,2,..., п, невозрастающие (имеют не­положительный наклон), то страте­гия А 1доминирует стратегию А 2.

Если все отрезки а 1j a 2j, j=1,2,..., п, убывающие (имеют отрица­тельный наклон), то стратегия А 1строго доминирует стратегию А 2.

9. Находим (выделяем) нижнюю огибающую семейства отрезков , которая в общем случае будет представлять собой выпуклую вверх ломаную, а, в частности, может быть и отрезком.

10. На нижней огибающей находим наивысшую точку (точки).

11. Абсцисса р° этой точки является вероятностью выбора игро­ком А чистой стратегии А2 в оптимальной смешанной стратегии Р° = (1 – р 0, р 0)

12. Ордината наивысшей точки нижней огибающей является це­ной игры V.

13. Верхний из двух концов нижней огибающей (лежащих на пер­пендикулярах) есть нижняя цена игры в чистых стратегиях a.

14. Нижний из верхних концов отрезков а 1j a 2j, j=1,2,..., п, есть верхняя цена игры в чистых стратегиях b.

15. Элемент матрицы А, изображающая точка которого является нижней на перпендикуляре, где она лежит, и верхним концом отрезка, на котором она лежит, будет седловой точкой игры.

В этом случае чистая стратегия игрока В, номер которой совпадает со вторым индексом седловой точки, является оптимальной.

На рисунке из п отрезков а 1j a 2j, j=1,2,..., п, указаны три, которые принимают участие в конструировании нижней огибающей, выделенной жирной линией; Н — наивысшая точка этой огибающей; р° — абсцисса точки N, следовательно, Р° = (1 — р°, р°) — оптимальная смешанная стратегия игрока А, цена игры К равна ординате точки N; нижняя цена игры в чистых стратегиях a = a2j2;верхняя цена игры в чистых стратегиях b = a2j1; на рисунке видно, что a < V< b.

 

11. Доказательство формул для нахождения цены игры в смешанных стратегиях и стратегий игрока , оптимальных во множестве смешанных стратегий, в игре размерности .

 

Доказательство

Уравнения отрезков и имеют следующий вид:

Так как эти отрезки пересекаются в точке N, то абсцисса р 0 этой точки является решением уравнения

откуда получаем формулу

.

Поскольку цена игры V представляет собой ординату точки N, то для вычисления V достаточно в правую часть одного из ра­венств

подставить вместо р абсциссу р 0, выра­женную формулой

.

Подставляя р = р0 в правую часть ра­венства , получим

 

12. Теорема о необходимом и достаточном условии оптимальности смешанной стратегии игрока в игре размерности .

 

Пусть через максимальную точку N ниж­ней огибающей отрезков , j = 1,..., п, порождаемых чисты­ми стратегиями Bj, j =1,..., n, игрока В, проходят два каких-либо отрезка u

Для того чтобы смешанная стратегия Q° игрока B, где

была оптимальной, необходимо и достаточно, чтобы отрезки u имели разные наклоны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.042 с.)