Задачи теории игр в экономике и в области финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи теории игр в экономике и в области финансов.



Классификация игр по различным признакам

Теория игр- теоритич основы математич моделей принятия оптим реш-й в конфликт ситуациях рыночн отнош-й.

Конфликт ситуация-это столкновение интересов не менее 2 сторон,каждая из кот для достижения целей имеет возможн действов разл способами в зависимости от действ противоборств сторон.

Игройназывается упрощенная математическая модель конфликтной ситуации, отличающаяся от реального конфликта тем, что ведется по определенным правилам.

Коалиция -объединение игроков по различным причинам.

Правила игры- система условий с целью формализаций:

а)стратегий игроков

б)объем информ,кот каждый из игроков может получить от действ. др. игрока

в)исход игры в рез-те любой совокупной стратегии игроков.

Исход игры-набор ситуаций,образующийся в рез-те определенного хода(выбора стратегии) каждым из игроков в условиях конфликта.

Стратегии-существование определенных возможных действий у каждого из игроков.

Функ выигрыша игрока А→FA-это степень удовлетвор интересов игрока А.

FA: X→R, X= . FA(x)ЄR

Для игрока В-аналогично. FB-фун-я выигрыша игрока В.

FB: Y→R, Y= , FB(y)ЄR.

Игры можно классифицировать по различным признакам:

· по числу «игроков» (сторон)-множественные (≥2) и парные;

· по числу ходов в игре:

многошаговые;

бесконечные;

· математической структуре модели игры:

рекурсивные;

дифференциальные;

· по числу стратегий игры:

конечные;

бесконечные, если хотя бы у одного «игрока» число стратегий бесконечно;

· по взаимоотношениям игроков:

кооперативные (коалиционные), в которых принимающие решение игроки объединены в фиксированные коалиции; члены одной коалиции могут свободно обмениваться информацией и принимать полностью согласованные решения; игроки могут вступать в коалицию и договариваться о совместных действиях

бескоалиционные, в которых каждая коалиция или множество игроков, действующих совместно, состоит лишь из одного игрока;

· по степени информативности «игроков» в игре:

детерминированные, когда условия, в которых принимаются решения, известны полностью;

стохастические, когда известно множество возможных вариантов условий и их вероятностное распределение;

неопределенные, когда известно множество возможных вариантов, но без какой-либо информации об их вероятностях;

· по выигрышу игры:

антагонистические;

игры с ненулевой суммой;

· по характеру получения информации:

статические игры или игры в нормальной форме (игроки получают всю предназначенную им информацию до начала игры и ходят один раз, одновременно и независимо);

динамические игры или игры в позиционной форме (информация поступает игрокам в процессе развития игры);

· по полноте имеющейся у игроков информации:

статические игры с полной информацией

статические игры с неполной информацией);

динамические игры с полной информацией и неполной информацией

Максиминный принцип игры

Рассмотрим матричную т × п - игру с игроками А и В,в кото­рой игрок А обладает т чистыми стратегиями ={А1,..., Ат}, a игрок В - п чистыми стратегиями ={В1,..., Вп}. Значения функции выигрыша игрока A обозначим через аij,т. е. FA (i, j) = аij, и тогда матрица игры будет иметь вид

Bj
A =
Ai

B 1 B 2
(1)
Bn

A 1 a 11 a 12 a 1 n
A 2 a 21 a 22 a 2 n
Am am 1 am 2 amn

Перед игроком А стоит задача выбора чистой стратегии из множества , эффективной в определенном смысле, в результате применения которой он получит максимально возможный гарантированный выигрыш. Если игрок А выбрал стратегию Аi (i =1, …, m),, то его выигрышем может быть один из выигрышей

аi 1, аi 2, …, аin,

расположенных в i -й строке матрицы выигрышей, в зависимости от выбранной игроком В стратегии. Предполагая поведение игрока А крайне осмотрительным, необходимо считать, что игрок В сыграет наилучшим для себя образом и на выбор игроком А стратегии Аi выберет ту стратегию Bj, при которой выигрыш игрока А окажется минимальным. Обозначим минимальный среди выигрышей аi 1, аi 2, …, аin через α i:

и назовем его показателем эффективности стратегии Аi. Продолжая действовать разумно, игрок А должен выбрать ту стратегию, которая максимизирует показатель эффективности, т.е. для которой число α i максимально. Если обозначить это максимальное число через α:

то по формуле

Описанный принцип выбора эффективной стратегии игроком А называется максиминным принципом, а выигрыш α - максимином.

Пусть игрок А выбрал максиминную стратегию а игрок В - какую-то произвольную стратегию Bl, l = 1,..., п. Тогда в создавшейся ситуации ( Bl) выигрыш игрока А в чистых стратегиях будет для которого в силу равенств и будет справедливо неравенство

Это неравенство означает, что если игрок А в игре будет следовать максиминной стратегии, то ему при любой игре противника В гарантирован выигрыш в чистых стратегиях, не меньший максимина α.

 

Минимаксный принцип игры

Рассмотрим матричную т × п - игру с игроками А и В,в кото­рой игрок А обладает т чистыми стратегиями ={А1,..., Ат}, a игрок В - п чистыми стратегиями ={В1,..., Вп}. Значения функции выигрыша игрока A обозначим через аij,т. е. FA (i, j) = аij, и тогда матрица игры будет иметь вид

Bj
A =
Ai

B 1 B 2
(1)
Bn

A 1 a 11 a 12 a 1 n
A 2 a 21 a 22 a 2 n
Am am 1 am 2 amn

 

Рассмотрим игру с точки зрения игрока В, который стремится минимизировать выигрыш игрока А, исходя из посылки, что игрок А играет наилучшим для себя и наихудшим для игрока В образом. Если игрок В выберет стратегию , то выигрышем игрока А может быть один из

а 1 j , а 2 j , …, аmj, (1)

выигрышей, стоящих в j -м столбце матрицы выигрышей, в зависимости от того, какой стратегии будет придерживаться игрок А. Но так как игрок В предполагает, что игрок А играет наилучшим для себя образом, то выигрышем игрока А будет максимальное из чисел (1); обозначим его через βj:

и назовем показателем неэффективности стратегии Вj. Таким образом, для любой стратегии Bj игрока В наибольший его проигрыш равен β j. В интересах игрока В - выбрать стратегию с минимальным показателем неэффективности. Наименьшее из чисел (2) обозначим β:

Отсюда в силу формулы (2) получим для β выражение:

Критерий выбора эффективной стратегии для игрока В называется минимаксным принципом, а выигрыш β называется минимаксом.

Показатель эффективности смешанной стратегии игрока А относительно множества чистых стратегий игрока В. Доказательство теоремы о совпадении показателей эффективности смешанной стратегии игрока А относительно множеств смешанных и чистых стратегий игрока В

Число α (P; )назовем показателем эффективности смешанной стратегии PÎ игрока A относительно множества смешанных стратегий игрока В. Если в этом определении множество смешанных стратегий игрока В заменить на множество его чистых стратегий, то получим определение показателя эффективности смешанной стратегии PÎ игрока А относительно множества чистых стратегий игрока В. Расширение множества чистых стратегий игрока В до множества его смешанных стратегий не изменяет показателей эффективности стратегий игрока А, точнее имеет место следующая теорема: α (P; ) = α (P; )

Так как , то {H (P,Q):QÎ } ﬤ{H (P,Q): QÎ } и,

следовательно £ (P; ) = (QÎ minH(P,Q) ≤ (): (QÎ minH (P,Q) = α (P; )
(для 23 вопроса не min, amax; и )

Доказательство критерия оптимальности смешанной стратегии игрока А в терминах задаваемых цены игры в смешанных стратегиях, выигрыш-функции в смешанных стратегиях и множества смешанных стратегий игрока В.

В определении равновесной ситуации в чистых стратегиях (, учитывая, что( =a , гдеF – функция выигрыша, неравенство можно переписать в виде неравенства

max (1≤i≤m)F( =F( которое соответствует неравенству, а равенство в виде равенства соответствующего равенству. Это означает по данному определению седловой точки функции, что равновесная ситуация в чистых стратегиях ( является седловой точкой функции выигрышаF. Вместе с тем значение F =a , также называют седловой точкой матрицы игры. В общем случае седловые точки произвольных функций двух векторных аргументов также обладают свойствами равнозначности и взаимозаменяемости, доказанными для частного случая седловых точек матриц игры.

 

 

29. Доказательство критерия оптимальности смешанной стратегии игрока в терминах задаваемых цены игры в смешанных стратегиях, выигрыш-функции в смешанных стратегиях и множества смешанных стратегий игрока А.

Теорема. Для того, чтобы стратегия Qo игрока В была оптимальной, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось неравенство H(P,Qo)≤V для любого РϵSB, т.е. выбор игроком В одной из своих оптимальных стратегий Qo гарантирует ему проигрыш, не большей цены игры V, при любой стратегии Р игрока А.

Доказательство. Пусть Qo – оптимальная стратегия игрока В. Тогда по основной теореме матричных игр фон Неймана показатель эффективности β(Qo) стратегии Qo равен цене игры V: V= β(Qo). Рассматривая β(Qo) как показатель эффективности β(Qo, SA) стратегии Qo относительно множества SA смешанных стратегий игрока А, будем иметь по определению β(Qo, SA)=maxH(P,Qo).

Следовательно, V= β(Qo)= β(Qo, SA)=maxH(P,Qo), откуда получаем неравенство H(P,Qo)≤V. Но V= V¾=min β(Q)≤ β(Qo). Получаем β(Qo)=V, которое в силу теоремы фон Неймана означает, что стратегия Qo являеься оптимальной.

30. Доказательство критерия оптимальности смешанной стратегии игрока в терминах задаваемых цены игры в смешанных стратегиях, выигрыш-функции в смешанных стратегиях и множества чистых стратегий игрока .

Теорема. Пусть V- цена игра, H(P0,Q) – функция выигрыша, SCB={B1,…,Bn} – множество чистых стратегий игрока В.

Для того чтобы стратегия Р0 игрока А была оптимальной, необходимо и достаточно, чтобы Н(Р0,Bj)≥V, j=1,…,n.

Доказательство. Достаточно установить эквивалентность неравенств H(P0, Q)≥V и Н(Р0,Bj)≥V. Докажем эквивалентность. Пусть справедливо неравенство H(P0, Q)≥V. Так как это неравенство имеет место для любой стратегии QϵSB игрока В, то оно, в частности, будет справедливым и для его чистых стратегий Bjϵ SCB, j=1,…,n, т.е. неравенство Н(Р0,Bj)≥V имеет место. Таким образом импликация H(P0, Q)≥V на Н(Р0,Bj)≥V доказана.

Теперь пусть имеет место неравенство Н(Р0,Bj)≥V, j=1,…,n. Тогда по формуле с учетом того, что =1, получим, , QϵSB, т.е. доказано неравенство H(P0, Q)≥V. Таким образом, справедлива импликация

Н(Р0,Bj)≥V на H(P0, Q)≥V и, следовательно, эквивалентность H(P0, Q)≥V и Н(Р0,Bj)≥V.

 

31. Доказательство критерия оптимальности смешанной стратегии игрока в терминах задаваемых цены игры в смешанных стратегиях, выигрыш-функции в смешанных стратегиях и множества чистых стратегий игрока .

Теорема. Пусть V- цена игра, H(P,Q0) – функция выигрыша, SCA={A1,…,An} – множество чистых стратегий игрока A. Для того чтобы стратегия Q0 игрока В была оптимальной, необходимо и достаточно, чтобы Н(Ai,Q0)≤V, i=1,…,n.

Доказательство. Достаточно установить эквивалентность неравенств H(P,Qo)≤V и Н(Ai,Q0)≤V. Докажем эквивалентность. Пусть справедливо неравенство H(P,Qo)≤V. Так как это неравенство имеет место для любой стратегии PϵSA игрока A, то оно, в частности, будет справедливым и для его чистых стратегий Aiϵ SCA, i=1,…,n, т.е. неравенство H(P,Qo)≤V имеет место. Таким образом импликация H(P,Qo)≤V на Н(Ai,Q0)≤V доказана.

Теперь пусть имеет место неравенство Н(Ai,Q0)≤V, i=1,…,n. Тогда по формуле с учетом того, что =1, получим, , PϵSA, т.е. доказано неравенство H(P,Qo)≤V. Таким образом, справедлива импликация

Н(Ai,Q0)≤V на H(P,Qo)≤V и, следовательно, эквивалентность H(P,Qo)≤V и Н(Ai,Q0)≤V.

 

32. Доказательство теоремы о геометрической интерпретации множества стратегий игрока , оптимальных во множестве смешанных стратегий.

Следствие. Множество SOA оптимальных стратегий игрока А является выпуклым многогранником (политопом), содержащимся в симплексе SA всех смешанных стратегий игрока А.

Доказательство. Для каждой оптимальной стратегии Р0=(р01,…,р0m) игрока А справедливо неравенство Н(Р0,Bj)≥V, j=1,…,n, которое можно переписать следующим образом: , j=1,…,n. Множество точек Р0=(р01,…,р0m) m-мерного пространства Rm, координаты p0i, i=1,…,m, которых удовлетворяет этому неравенству для фиксированного jϵ{1,…,n}, является замкнутым полупростанством, а множество точек Р0=(р01,…,p0m), координаты p0i, i=1,…,m, которых удовлетворяют этому неравенству для всех j=1,…,n, является пересечением конечного числа n замкнутых полупростанств и называется выпуклым замкнутым полиэдром. Так как к тому же множество оптимальных оптимальных стратегий игрока А SOA ограничено, поскольку оно является подмножеством симплекса всех его смешанных стратегий SA, то SOA является выпуклым многогранником.

 

 

33. Доказательство теоремы о геометрической интерпретации множества стратегий игрока , оптимальных во множестве смешанных стратегий.

Следствие. Множество SOВ оптимальных стратегий игрока В является выпуклым многогранником (политопом), содержащимся в симплексе SВ всех смешанных стратегий игрока В.

Доказательство. Для каждой оптимальной стратегии Q0=(q01,…,q0m) игрока А справедливо неравенство Н(Ai,Q0)≤V, i=1,…,m, которое можно переписать следующим образом: , j=1,…,m. Множество точек Q0=(q01,…,q0m) m-мерного пространства Rm, координаты q0i, i=1,…,m, которых удовлетворяет этому неравенству для фиксированного jϵ{1,…,n}, является замкнутым полупростанством, а множество точек Q0=(q01,…,q0m), координаты q0i, i=1,…,m, которых удовлетворяют этому неравенству для всех j=1,…,n, является пересечением конечного числа n замкнутых полупростанств и называется выпуклым замкнутым полиэдром. Так как к тому же множество оптимальных оптимальных стратегий игрока B SOB ограничено, поскольку оно является подмножеством симплекса всех его смешанных стратегий SB, то SOB является выпуклым многогранником.

 

34. Доказательство в терминах множеств смешанных стратегий игроков и критерия того, что число - цена игры в смешанных стратегиях, а и - стратегии, оптимальные во множестве смешанных стратегий соответственно игроков и .

Теорема. Для того чтобы V было ценой игры, а Р0 и Q0 – оптимальными стратегиями соответственно игроков А и В, другими словами, для того, чтобы {P0,Q0,V} было решеннием игры, необходимо и достаточно выполнение двойного неравенства H(P,Q0)≤V≤H(P0,Q) для любых PϵSA и QϵSB.

Доказательство. Необходимость. Пусть V – цена игры и P0, Q0 – оптимальные стратегии. Тогда неравенства H(P,Qo)≤V и H(P0, Q)≥V справедливы и их можно записать в неравенство H(P,Q0)≤V≤H(P0,Q).

Достаточность. Пусть для некоторого числа V и некоторых стратегий Р0 игрока А и Q0 игрока В выполняется двойное неравенство (P,Q0)≤V≤H(P0,Q). Так как это неравенство верно для любых PϵSA и QϵSB, то в частности оно будет справедливо и для Р= P0, Q= Q0: H(P0,Q0)≤V≤H(P0,Q0), т.е. V=H(P0,Q0).

Тогда получим: H(P,Q0)≤ H(P0,Q0)≤H(P0,Q), PϵSA и QϵSB. max(PϵSA)H(P,Q0)≤ H(P0,Q0)≤min(QϵSB)H(P0,Q) или β(Qo)≤ H(P0,Q0)≤α(Р0). Отсюда по определению верхней и нижней цен игры получим: V¾=min(QϵSB)β(Q)≤ β(Qo)≤ H(P0,Q0)≤α(Р0)≤ max(PϵSA) α(Р)=V¾.

Из H(P0,Q0)≤V≤H(P0,Q0) и V¾=min(QϵSB)β(Q)≤ β(Qo)≤ H(P0,Q0)≤α(Р0)≤ max(PϵSA) α(Р)=V¾. следует, что V – цена игры, а также справедливость равенства V= α(Р0)= β(Qo)= H(P0,Q0), которое по определению оптимальных стратегий, означает, что P0,Q0 – оптимальные стратегии соответственно игроков А и В.

 

35. Доказательство в терминах множеств чистых стратегий игроков и критерия того, что число - цена игры в смешанных стратегиях, а и - стратегии, оптимальные во множестве смешанных стратегий соответственно игроков и .

Теорема. Для того, чтобы V была ценой игры, а P0,Q0 – оптимальными стратегиями соответственно игроков А и В, необходимо и достаточно выполнение двойного неравенства Н(Ai,Q0)≤V≤ Н(Р0,Bj), i=1,…,m, j=1,…,n.

Доказательство. Достаточно доказать эквивалентность неравенств H(P,Q0)≤V≤H(P0,Q) и Н(Ai,Q0)≤V≤ Н(Р0,Bj).

Пусть справедливо неравенство H(P,Q0)≤V≤H(P0,Q). Так как оно имеет место для любых стратегий PϵSA и QϵSB, то, в частности, оно справедливо и для любых чистых стратегий P=Ai, i=1,…,m, и Q=Bj, j=1,…,n, т.е. справедливо двойное неравенство Н(Ai,Q0)≤V≤ Н(Р0,Bj).

Докажем обратное. Пусть имеет равенство Н(Ai,Q0)≤V≤ Н(Р0,Bj). Тогда из него, допустив получим: = =1, получим: , PϵSA и QϵSB, т.е. справедливо неравенство H(P,Q0)≤V≤H(P0,Q).

 

 

36. Доказательство в терминах седловых точек выигрыш-функции критерия того, что число - цена игры в смешанных стратегиях, а PO и QO - стратегии, оптимальные во множестве смешанных стратегий соответственно игроков А и B.

Для того чтобы V было ценой игры, а Р° и Qo — оптимальными стратегиями соответственно игроков А и В, необходимо и достаточно, чтобы (Р°, Q°) была седловой точкой выигрыш-функции Н(Р, Q) и Н(Р°, Q°) = V.

Множество номеров i ∈ {1,2,…,m}, для которых pi> 0, называется спектром смешанной стратегии Р={р12,…, рm) и обозначается supp Р.

Таким образом,

suppР = {i∈{1,2,..., m):рi>0}

Чистая стратегия Ai- называется пассивной или активной относительно смешанной оптимальной стратегии Р° = (р1O2O,..., рmO)в зависимости от того, i не ∈supp Р° или i∈supp Р°, т.е. в зависимости от того, pi0 = 0 или рi0> 0.

 

Следствие 1

 

1. Если k-я строка матрицы игры доминируется некоторой другой строкой, то существует оптимальная смешанная стратегия игрока А, относительно которой чистая стратегия Аk является пассивной, т.е. входит в эту смешанную стратегию с нулевой вероятностью.

2. Если к-я строка матрицы игры строго доминируется некоторой другой строкой, то относительно любой оптимальной смешанной стратегии игрока Ak-я чистая стратегия Аk является пассивной, т.е. входит в любую смешанную стратегию с нулевой вероятностью.

3. Если l-й столбец матрицы игры доминируется некоторым другим столбцом, то существует оптимальная смешанная стратегия игрока В, относительно которой чистая стратегия Bl является пассивной, т.е. входит в эту смешанную стратегию с нулевой вероятностью.

4. Если l-й столбец матрицы игры строго доминируется некоторым другим столбцом, то относительно любой оптимальной смешанной стратегии игрока В чистая стратегия Bl является пассивной, т.е. входит в любую оптимальную смешанную стратегию с нулевой вероятностью.

Следствие 1

1. Если k-я строка матрицы игры доминируется некоторой другой строкой, то существует оптимальная смешанная стратегия игрока А, относительно которой чистая стратегия Аk является пассивной, т.е. входит в эту смешанную стратегию с нулевой вероятностью.

2. Если к-я строка матрицы игры строго доминируется некоторой другой строкой, то относительно любой оптимальной смешанной стратегии игрока Ak-я чистая стратегия Аk является пассивной, т.е. входит в любую смешанную стратегию с нулевой вероятностью.

3. Если l-й столбец матрицы игры доминируется некоторым другим столбцом, то существует оптимальная смешанная стратегия игрока В, относительно которой чистая стратегия Bl является пассивной, т.е. входит в эту смешанную стратегию с нулевой вероятностью.

4. Если l-й столбец матрицы игры строго доминируется некоторым другим столбцом, то относительно любой оптимальной смешанной стратегии игрока В чистая стратегия Bl является пассивной, т.е. входит в любую оптимальную смешанную стратегию с нулевой вероятностью.

Доказательство.

Необходимость. Пусть i, k Î{1, 2}, i k, – номера чистых стратегий игрока А, а j, l Î{1, 2} ,j l, номера чистых стратегий игрока В. Пусть – седловая точка. Тогда Ai оптимальная стратегия игрока А.

Так как чистую оп­тимальную стратегию Ai можно рассматривать как смешанную оптимальную стратегию, в которую чистая стратегия Ai входит достоверно, т. е. с вероятностью, равной 1, а чистая стратегия Ak cнулевой вероятностью, то стратегия Аk является пассивной, и необходимость доказана.

Отметим, что из того, что седловая точка, аналогичным образом следует, что Bl — пассивная стратегия игрока В.

Достаточность. Пусть одна из чистых стратегий, напри­мер, стратегия Аk игрока А является пассивной. Тогда найдется оптимальная смешанная стратегия Р0 игрока А, в которую чистая стратегия Аk входит с нулевой вероятностью и, следовательно, чистая стратегия Аk входит с вероятностью, равной единице. Это означает, что Р0 = Ai, т. е. Ai оптимальная стратегия.

Пусть Q0 некоторая оптимальная стратегия игрока В, в кото­рую чистые стратегии Вj и Вl входят соответственно с вероятностями q0 и 1 – q0. Так как q0+( 1 – q0) = 1, то хотя бы одно из чисел q0 и 1 – q0 положительно.

Если q0 = 1и, следовательно, 1 – q0 = 0, то чистая стратегия Вj является активной и тогда, по теореме об активных страте­гиях

(1)

где V- цена игры.

В то же время стратегия Bj является оптималь­ной, так как в случае q0 = 1, имеет место равенство Bj = Q0, a Q0 оптимальная стратегия. Из равенства с учетом оптималь­ности стратегий Аi и Bj следует, что седловая точка.

Если q0 = 0 и, следовательно, 1 – q0 = 1, то чистая стратегия Вj является активной оптимальной стратегией и тогда из равенства

(2)

которое имеет место в силу теоремы об активных стратеги­ях, следует, что седловая точка.

Наконец, рассмотрим случай q0 > 0 и 1 – q0 > 0. В этом случае стратегии Bj и Bl активны и тогда по теореме об активных стратегиях имеют место оба равенства .

Могут представиться две возможности:

(3)

и

(4)

1) Рассмотрим возможность .

В силу (1) и (2) для показателя эффективности стратегии Аi будем иметь

Из неравенства (3) и равенства (1) следует, что

Из (5) и (6) получаем двойное равенство

которое означает, что Ai и Bj - оптимальные стратегии. Следовательно, седловая точка матрицы А.

2) Рассмотрим возможность .

Если , то это нера­венство вместе с неравенством будет означать, что i-я строка матрицы А строго доминируется k-й строкой и потому i-ю строчку нужно отбросить как заведомо не выгодную, что противоречит оптимальности стратегии Аi. Значит, . Но так как по (2) и (1) , то элемент наименьший в i-й строке (на самом деле равный ) и наибольший в l-м столбце, т. е. седловая точка матрицы А.

4. Доказательство теоремы о признаке (достаточном условии) существования седловой точки матрицы игры размерности .

 

Для того чтобы у матрицы А размером 2x2 существовала седловая точка, достаточно, чтобы сумма эле­ментов главной диагонали матрицы А равнялась сумме элемен­тов ее побочной диагонали:

Доказательство.

Из равенства

Возможны случаи:

или

В случае (1) из получаем неравенство , ко­торое вместе с неравенством (1) означает, что второй столбец матрицы А доминируется ее первым столбцом. Тогда существует оптимальная смешанная стратегия игрока В, в которую чистая стратегия В 2 входит с нулевой вероятностью (другими словами, в данном случае стратегия В 1является оптимальной). Следовательно, стратегия В 2пассивна, и потому в силу критерия седловой точки матрицы игры размерности в терминах пассивных стратегий у матрицы А существует седловая точка.

Если же имеет место случай (2), то из вытекает неравенство , которое вместе с (2) означает строгую юминируемость первого столбца матрицы А ее вторым столб­цом. А потому В 1является пассивной и, следовательно, у матрицы А существует седловая точка.

 

5. Вывод формул для нахождения оптимальных смешанных стратегий игрока и цены игры размерности без седловой точки.

 

Так как матрица А не имеет седловой точки, то нижняя цена игры в чистых стратегиях а меньше верх­ней цены игры в чистых стратегиях Поэтому решения игры в чистых стратегиях не существует и надо искать решение игры в смешанных стратегиях.

В этом случае в соответствии со следствием выполняется условие

.

Пусть — оптимальная смешанная стратегия игрока A (которая всегда существует по основной теореме матричных игр фон Неймана) и V – цена игры.

Так как матрица А не имеет седловых точек, то пассивных стратегий в игре не существует. Поэтому стратегии В 1и В 2активны. Тогда Записывая ле­вые части этих равенств по формуле и присоединяя к ним нормировочное условие получим систему трех ли­нейных алгебраических уравнений

с тремя неизвестными Определитель этой системы

в силу выполнимости условия . Поэтому система имеет единственное решение, которое можно найти по формулам Крамера. Для этого вычислим определители

Тогда по формулам Крамера

получаем требуемые формулы

и

 

6. Вывод формул для нахождения оптимальных смешанных стратегий игрока и цены игры размерности без седловой точки.

 

Так как матрица А не имеет седловой точки, то нижняя цена игры в чистых стратегиях а меньше верх­ней цены игры в чистых стратегиях Поэтому решения игры в чистых стратегиях не существует и надо искать решение игры в смешанных стратегиях.

В этом случае в соответствии со следствием выполняется условие

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.159 с.)