Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доказательство критерия седловой точки матрицы игры размерности на основании принципа доминирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теорема: Пусть i, k∈{1,2}, i ≠ k – номера строк, а j, l∈{1,2}, j ≠ l, - номера столбцов А размера 2х2. Для того, чтобы элемент aijбыл седловой точкой матрицы А, необходимо и достаточно выполнение хотя бы одного из следующих двух условий: 3. Можно удалить k-ю строку как доминируемую i-й строкой, а затем в оставшейся строке можно удалить l-й столбец как доминируемый j-м столбцом; 4. Можно удалить l-й столбец как доминируемый j-м столбцом, а затем в оставшемся j-м столбце удалить k-ю строку как доминируемую i-й строкой Доказательство. Необходимость: Пусть aij– седловая точка. Тогда элемент aij– наименьший в i-й строке и наибольший в j-ом столбце: aij≤ ail(1) aij≥ akj(2) При сравнении элементов ail и akl возможны случаи: ail≥ akl(3) и ail≤ akl (4) Рассмотрим случай (3). Неравенства (1) и (2) означают, что i-я строка доминирует k-ю строку и потому k-ю строку можно удалить. Неравенство (1) показывает, что в оставшейся i-й строке l-й столбец доминируется j-м столбцом, а потому 1-й столбец можно удалить. Таким образом, в случае (3) выполняется условие 1. Рассмотрим случай (4). Из неравенств (4), (1) и (2) следует неравенство аkl> akj, которое вместе с неравенством (1) означает, что l-й столбец доминируется j-м столбцом, и потому l-й столбец можно удалить. Неравенство (2) означает, что в оставшемся j-м столбце i-я строка доминирует k-ю строку в, следовательно, k-ю строку можно удалить. Итак, в случае выполнения неравенства (4) справедливо условие 2. Наконец, отметим, что если верны неравенства (3) и (4), т. е. если: ail= akl(5) то, как следует из доказанного, имеют место условия 1 и 2. Однако совместное выполнение условий 1 и 2 может быть и при невыполнении равенства (5). Итак, необходимость доказана. Достаточность. Пусть выполняется условие 1. Тогда i-я cтрока доминирует k-ю строку, откуда, в частности, следует, что верно (2). Так как в i-й строке l-й столбец доминируется j-м, то имеет место (1). Неравенства (1) и (2) означают, что aij - седловая точка игры. Пусть выполняется условие 2. Из того, что l-й столбец доминируется j-м столбцом, следует (1), а из того, что в j-м столбце i-я строка доминирует k-ю строку, вытекает неравенство (2). Поэтому аij - седловая точка игры. 3. Доказательство критерия седловой точки матрицы игры размерности в терминах пассивных стратегий.
Для того чтобы в игре с матрицей А размера 2x2 существовала седловая точка необходимо и достаточно, чтобы одна из чистых стратегий являлась пассивной. Доказательство. Необходимость. Пусть i, k Î{1, 2}, i k, – номера чистых стратегий игрока А, а j, l Î{1, 2} ,j l, – номера чистых стратегий игрока В. Пусть – седловая точка. Тогда Ai – оптимальная стратегия игрока А. Так как чистую оптимальную стратегию Ai можно рассматривать как смешанную оптимальную стратегию, в которую чистая стратегия Ai входит достоверно, т. е. с вероятностью, равной 1, а чистая стратегия Ak – cнулевой вероятностью, то стратегия Аk является пассивной, и необходимость доказана. Отметим, что из того, что – седловая точка, аналогичным образом следует, что Bl — пассивная стратегия игрока В. Достаточность. Пусть одна из чистых стратегий, например, стратегия Аk игрока А является пассивной. Тогда найдется оптимальная смешанная стратегия Р0 игрока А, в которую чистая стратегия Аk входит с нулевой вероятностью и, следовательно, чистая стратегия Аk входит с вероятностью, равной единице. Это означает, что Р0 = Ai, т. е. Ai – оптимальная стратегия. Пусть Q0 – некоторая оптимальная стратегия игрока В, в которую чистые стратегии Вj и Вl входят соответственно с вероятностями q0 и 1 – q0. Так как q0+( 1 – q0) = 1, то хотя бы одно из чисел q0 и 1 – q0 положительно. Если q0 = 1и, следовательно, 1 – q0 = 0, то чистая стратегия Вj является активной и тогда, по теореме об активных стратегиях (1) где V- цена игры. В то же время стратегия Bj является оптимальной, так как в случае q0 = 1, имеет место равенство Bj = Q0, a Q0 – оптимальная стратегия. Из равенства с учетом оптимальности стратегий Аi и Bj следует, что – седловая точка. Если q0 = 0 и, следовательно, 1 – q0 = 1, то чистая стратегия Вj является активной оптимальной стратегией и тогда из равенства (2) которое имеет место в силу теоремы об активных стратегиях, следует, что — седловая точка. Наконец, рассмотрим случай q0 > 0 и 1 – q0 > 0. В этом случае стратегии Bj и Bl активны и тогда по теореме об активных стратегиях имеют место оба равенства . Могут представиться две возможности: (3) и (4) 1) Рассмотрим возможность . В силу (1) и (2) для показателя эффективности стратегии Аi будем иметь Из неравенства (3) и равенства (1) следует, что Из (5) и (6) получаем двойное равенство которое означает, что Ai и Bj - оптимальные стратегии. Следовательно, – седловая точка матрицы А. 2) Рассмотрим возможность . Если , то это неравенство вместе с неравенством будет означать, что i-я строка матрицы А строго доминируется k-й строкой и потому i-ю строчку нужно отбросить как заведомо не выгодную, что противоречит оптимальности стратегии Аi. Значит, . Но так как по (2) и (1) , то элемент наименьший в i-й строке (на самом деле равный ) и наибольший в l-м столбце, т. е. — седловая точка матрицы А. 4. Доказательство теоремы о признаке (достаточном условии) существования седловой точки матрицы игры размерности .
Для того чтобы у матрицы А размером 2x2 существовала седловая точка, достаточно, чтобы сумма элементов главной диагонали матрицы А равнялась сумме элементов ее побочной диагонали: Доказательство. Из равенства Возможны случаи: или В случае (1) из получаем неравенство , которое вместе с неравенством (1) означает, что второй столбец матрицы А доминируется ее первым столбцом. Тогда существует оптимальная смешанная стратегия игрока В, в которую чистая стратегия В 2 входит с нулевой вероятностью (другими словами, в данном случае стратегия В 1является оптимальной). Следовательно, стратегия В 2пассивна, и потому в силу критерия седловой точки матрицы игры размерности в терминах пассивных стратегий у матрицы А существует седловая точка. Если же имеет место случай (2), то из вытекает неравенство , которое вместе с (2) означает строгую юминируемость первого столбца матрицы А ее вторым столбцом. А потому В 1является пассивной и, следовательно, у матрицы А существует седловая точка.
5. Вывод формул для нахождения оптимальных смешанных стратегий игрока и цены игры размерности без седловой точки.
Так как матрица А не имеет седловой точки, то нижняя цена игры в чистых стратегиях а меньше верхней цены игры в чистых стратегиях Поэтому решения игры в чистых стратегиях не существует и надо искать решение игры в смешанных стратегиях. В этом случае в соответствии со следствием выполняется условие . Пусть — оптимальная смешанная стратегия игрока A (которая всегда существует по основной теореме матричных игр фон Неймана) и V – цена игры. Так как матрица А не имеет седловых точек, то пассивных стратегий в игре не существует. Поэтому стратегии В 1и В 2активны. Тогда Записывая левые части этих равенств по формуле и присоединяя к ним нормировочное условие получим систему трех линейных алгебраических уравнений с тремя неизвестными Определитель этой системы в силу выполнимости условия . Поэтому система имеет единственное решение, которое можно найти по формулам Крамера. Для этого вычислим определители Тогда по формулам Крамера получаем требуемые формулы и
6. Вывод формул для нахождения оптимальных смешанных стратегий игрока и цены игры размерности без седловой точки.
Так как матрица А не имеет седловой точки, то нижняя цена игры в чистых стратегиях а меньше верхней цены игры в чистых стратегиях Поэтому решения игры в чистых стратегиях не существует и надо искать решение игры в смешанных стратегиях. В этом случае в соответствии со следствием выполняется условие . Пусть — оптимальная смешанная стратегия игрока В (которая всегда существует по основной теореме матричных игр фон Неймана) и V – цена игры. Так как матрица А не имеет седловых точек, то пассивных стратегий в игре не существует. Поэтому стратегии А1и А 2активны. Следовательно, . Записывая левые части этих равенств по формуле и присоединяя к ним нормировочное условие получим систему . Определитель этой системы в силу выполнимости условия . Поэтому система имеет единственное решение, которое можно найти по формулам Крамера. Для этого вычислим определители По формулам Крамера мы получаем формулы и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.201 (0.009 с.) |