Основные тенденции духовной культуры эпохи Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции духовной культуры эпохи Возрождения.



Философия эпохи Возрождения занимает непродолжительный отрезок времени (с XIV по XVI в.) и знаменует переход от религиозного мировоззрения Средних веков к научной картине мира Нового времени. В эту эпоху происходят существенные изменения в жизни Европы. Наблюдается разложение феодализма и формирование новых, более прогрессивных форм производства и хозяйства. Происходит рост городов, развитие мореплавания, торговли, ремёсел. Все эти изменения находят своё отражение в меняющемся мировоззрении.

Формируется идеология секуляризма – освобождение социальной и культурной жизни от религиозно-церковной зависимости. Выдвигается идеал светского человека и общества. Для обоснования этого идеала мысль обращается к античному наследию. Происходит возрождение ценностей античной культуры, философии, искусства, что и дало название эпохе – Возрождение.

Подвергаются переосмыслению все основные объекты философского исследования.

Онтология Ренессанса.

На смену средневековой идее креационизма приходит концепция пантеизма.

Пантеизм (от греч. Пан – всё и Теос – Бог) – философская концепция, отождествляющая Бога и мир, Бога и природу. Если средневековый креационизм противопоставлял друг другу бытие Бога и бытие материального мира (как причину и следствие, как творца и творение), то пантеизм утверждает целостность и единство бытия, объединяющего в себе и Бога и природу. Исходя из пантеистической установки природа понимается не как продукт божественного творения, внешний и вторичный по отношению к Богу, а как проявление Абсолюта, божественной сущности. Такой подход приводит к повышению интереса к исследованию природы, что проявляется в бурном развитии натурфилософии и естествознания в данную эпоху.

Гносеология Ренессанса.

Теорию познания Ренессанса начинает определять теория двойственной истины. Согласно этой теории, божественная сущность раскрыта посредством двух «книг»:

- «Книга Откровения» - Священное писание, Библия. Истина Откровения постигается верой, а сферой выражения этой истины является религия.

- «Книга природы» – это окружающий нас материальный мир, природа. Эта истина постигается разумом, а сферой ее выражения выступает наука, философия.

Данная теория утверждала, что эти две истины равнозначны по своей ценности и достоинству, а так же взаимонезависимы, т.е. не могут ни опровергать, ни обосновывать друг друга. Т.о., осуществляется попытка разграничить сферы компетенции философии и религии, освободить научное, философское исследование от религиозно–церковного преследования.

Антропология Ренессанса.

Проблема человека становится одной из центральных в философии Ренессанса. По существу происходит смена средневекового теоцентризма антропоцентрическим миропониманием. Теперь в центр интересов мыслителей становится не Бог, а человек. Человек признается высшей ценностью, центром и целью мироздания. В соответствии с пантеистической установкой утверждается, что в человеке божественна не только душа, но и тело. Человеческая сущность видится в его творческой активности, в реализации своего потенциала. Такие установки нашли свое выражение в гуманистических теориях эпохи.

Этика Ренессанса.

Утверждает земное назначение человека. В качестве высшего блага провозглашается счастье, которое должно быть достигнуто не в загробном мире, а в земном жизнесуществовании человека. Человек должен реализовать свой творческий потенциал. Нравственный идеал Ренессанса – это всесторонне, гармонично развитая творческая личность. При этом, в этике эпохи отчетливо просматриваются черты индивидуализма.

Социальная философия Ренессанса.

Утверждает, что ход человеческой истории движим не божественным провидением, а естественными причинами, человеческими факторами. В социальных теориях эпохи прослеживаются две тенденции:

- Обоснование теории абсолютизма, т.е. государства, в котором вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках светского государя, независимого от церкви.

- Разработка теоретической модели справедливого, идеального общества, обеспечивающего возможности каждому человеку реализовать себя и быть счастливым.

Гуманизм Ренессанса.

ГУМАНИЗМ (лат. humanitas — человечность) – это стремление к человечности; к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм исходит из признания достоинства человека, рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности и центра мироздания.

Гуманистические идеи начали оформляться в Италии в 14-15 веках, а в 16-17 столетиях гуманизм распространяется и в другие европейские страны (так называемый заальпийский гуманизм).

Антропоцентризм как принцип мировоззрения приобретает у гуманистов особый оттенок. В отличие от средневекового мышления, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему дос­тоинства человека. Истинно человеческое состояние должно быть результатом осуществления заложенных в каждом инди­виде возможностей к совершенствованию, к преодолению «дикого» и «варварского» существования. И хотя они даны Богом, для их проявления нужны собственные усилия личности, ее творческая деятельность. Истинный человек есть чело­век культурный, цивилизованный, активный.

Гуманисты Ренессанса обосновывают принцип индивидуализма, совершенно не типичный ни для античности, ни для средневековья. Именно Возрождение сформировало ту индивидуальность, которую мы до сих пор считаем подлинным творцом культуры. Индивидуальное «я» как неповторимый внутренний мир человека, сопоставимый по своей значимости с вселенной, стал едва ли не главным открытием эпохи Возрождения.

Для средневекового миросозерцания был характерен идеал превосходства духа над телом, отсюда религиозная практика аскезы, умерщвления плоти и пр. Гуманистический идеал Возрождения связан с реабилитацией человеческой телесности. Этот идеал означал гармоничное единство телесного (природного) и духовного (божественного), материального и идеального.

Если средневековый человек проявляет свою личную волю в поисках спасения души, то человек Возрождения активно самоутверждается и самовыражается в земной жизни — в политике, искусстве, науке, философии и т.д.

Универсализм — это тоже один из идеалов Возрождения, одна из особенностей его гуманизма. Эта эпоха действительно породила много ярких и разносторонних личностей, подобных Леонардо да Винчи. Недаром эту эпоху называют эпохой титанов — богоборцев, претендующих на соперничество в творчестве с самим Создателем.

Натурфилософия Ренессанса.

Натурфилософия Ренессанса обосновывала две идеи:

  1. Идею гелиоцентризма
  2. Идею пантеизма

Гелиоцентризм (от греч. Гелиос – Солнце и лат. центрум – центр) – космологическая теория, согласно которой Солнце является центром вселенной.

Пантеизм (от греч. Пан – всё и Теос – Бог) – философская концепция, отождествляющая Бога и мир, Бога и природу.

Пантеизм в эпоху Возрождения развивался в двух основных формах:

  1. Религиозно-мистический пантеизм
  2. Натуралистический пантеизм

Религиозно-мистический пантеизм растворял природу в Боге (Бог рассматривался как целое, а природа – как его часть).

Натуралистический пантеизм растворял Бога в природе, распространяя на природу (материальную действительность) все атрибуты Бога (вечность, бесконечность, единство). Т.о. натуралистический пантеизм утверждал, что природа это и есть Бог, и помимо природы Бога не существует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.007 с.)