Основные направления русской философии конца XIX - XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления русской философии конца XIX - XX вв.



Основными направлениями русской философии конца XIX - XX вв. были:

  • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
  • естественно-научная философия;
  • советская философия;
  • философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

• сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);

обновление, объединение ее различных направлений (советской, зару­бежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой фило­софии.

1."Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годовXIXв. - 10-х годовXXв. На это время пришелся новый расцвет (ренес­санс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.

С.Н. Булгаков (1871 - 1944) выдвинулидею объединения всех христиан­ских церквей в единую христианскую "экуменическую" Церковь.

Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении.

В обществе - это разделение на экономическую, политическую, духов­ную сферы и разобщенность внутри них.

В религии - разобщенность христианских церквей (православие, като­личество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

2.Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное це­лое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятель­ность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жиз­ни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера посто­янно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.

3.Естественно-научная философия была представлена в творчестве уче­ных-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Кова­левского, К.А. Тимирязева и других.

Основными направлениями естественно-научной философии были:

материалистическое;

социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук - биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависи­мости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (напри­мер, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

5.Начиная с 20-х гг.XXв. и вплоть до начала 90-х гг.XXв. легальная рус­ская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалисти­ческий характер и развивалась в жестких рамках марксистской филосо­фии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давле­нии официального марксизма-ленинизма;

30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И. В. Сталина по ряду философских вопросов;

50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельности советской философии.

Проблема бытия в философии.

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.014 с.)