Безработица. Политика государства в области занятости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безработица. Политика государства в области занятости



Безработица — это не только экономическое явление, но и своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, морали общества. На региональном уровне, особенно на национальных территориях, большое влияние на формирование безработицы оказывают местные традиции и специфика социально-экономического развития. Безработица является следствием функционирования хозяйственного механизма, порождаемым внутренними противоречиями рыночной экономики.

Безработица отражает на рынке труда несоответствие между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении.

Безработные — это лица, активно предлагающие свои услуги на рынке труда, ищущие работу, а не имитирующие поиск, и это должно учитываться государством при регулировании экономических отношений занятости.

Согласно стандартам Международной организации труда (МОТ) к безработному населению относятся все лица, достигшие определенного возраста, которые в течение отчетного периода были без работы, были готовы немедленно приступить к работе и активно искали работу. Таким образом, люди, желающие получить статус безработного в стране с рыночной экономикой, должны удовлетворять следующим критериям:

• они, как минимум, должны зарегистрироваться в учреждениях службы занятости;

• человек, чтобы считаться безработным, должен “активно искать” работу;

• статус безработного и право на пособие по безработице может иметь только тот, кто прежде работал. Обычно претендент должен иметь работу в течение зафиксированных законом трех из предыдущих 12 месяцев;

• статус безработного не должен начинаться добровольно, что не позволяет трудящимся вести себя безответственно, увольняться без особых причин;

• безработный не должен отклонять предложения о трудоустройстве, которые служба занятости находит для него “подходящими”;

• безработные не должны иметь других источников доходов;

• безработный получает пособие по безработице определенное число месяцев, после чего размер пособия сокращается либо выплата прекращается вовсе.

Предполагается, что перспектива потери пособия по безработице заставляет безработного сконцентрировать свои усилия на поисках работы.

В зависимости от характеристик и критериев безработицу можно классифицировать как явную и скрытую, фрикционную, структурную, циклическую, естественную, длительную, застойную, институциональную.

Явная безработица — это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости.

Фрикционная безработица охватывает людей, меняющих одно место работы на другое, переезжающих из одного города в другой, ищущих работу после окончания школы или работы по контракту. Период поиска новой работы и вызывает фрикционную (текущую) безработицу. Соответствующий уровень безработицы называют естественным уровнем безработицы, или уровнем безработицы при полной занятости.

Причинами фрикционной безработицы чаще всего являются: получение более высокого уровня образования, перемена места жительства, предложение работать по более выгодной профессии в другой организации и др. Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи между несовпадением увольнений из одних организаций и наймом работников другими организациями, перемещений от одних профессий к другим, из одних отраслей, регионов в другие.

Сезонная безработица обусловлена сезонным характером некоторых видов производств.

Структурная безработица возникает на базе сдвигов в структуре спроса и технологии производства, поэтому рабочая сила по своим профессионально-квалификационным характеристикам перестает соответствовать новым требованиям экономики и не может использоваться. Этот вид безработицы характеризуется несоответствием структуры предложения рабочей силы изменившейся структуре рабочих мест. На ее возникновение оказывают влияние реальные изменения в спросе как на продукцию, так и на рабочую силу. Структурная безработица объективно присуща эффективной экономике. Специфика такой безработицы в России заключается в росте незанятости среди лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование, при одновременном увеличении спроса на неквалифицированный труд.

Циклическая безработица — это безработица, вызванная спадом производства, той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью инвестиций в экономику. В этих условиях совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица возрастает. Это наиболее негативный вид безработицы.

Циклическая безработица в ряде случаев переходит в застойную, сопряженную с разрушением навыков к труду, а нередко — с распадом социально-психологических основ личности. Необходимо заранее подготовиться к обеспечению занятости тех, кто не имеет работу свыше 12 месяцев, так как после этого срока по законодательству прекращается выплата пособия по безработице.

Застойная безработица — это безработица, продолжающаяся свыше 18 месяцев. При безработице этого вила у неработающих лиц наступает полная профессиональная деградация в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных трудовых приемов и операций. Профессиональная деградация человека может привести к его социальной деградации.

Длительная безработица представляет собой безработицу в течение 8-18 месяцев, сопровождающуюся общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способностей интенсивно работать в течение необходимого времени.

Институциональная безработица — это безработица, обусловленная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение (например, чрезмерные социальные выплаты, не стимулирующие к поиску работы).

Скрытую безработицу необходимо отделять от неполной безработицы и частичной занятости. Скрытая безработица определяется косвенными методами, в том числе экспертной оценкой. Скрытая безработица включает:

• потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда;

• потери на стадии хранения, транспортировки и реализации продукции;

• отвлечение рабочей силы от основной деятельности;

• устранимые целодневные и внутрисменные потери рабочего времени;

• излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства;

• свертывание убыточных производств, перепрофилирование предприятий и т.д. без адекватного сокращения численности работников.

Формами скрытой безработицы являются:

1) излишняя численность получающих полную зарплату работников на предприятиях и в организациях;

2) наличие лиц, работающих на условиях неполного рабочего времени, получающих соответствующую заработную плату и готовых перейти на полный рабочий день, но не имеющих такой возможности;

3) оформление административных отпусков без сохранения или с частичным сохранением содержания;

4) оформление отпусков на длительный срок при сохранении оплаты в размере минимальной заработной платы;

5) рост целодневных и внутрисменных простоев из-за отсутствия сырья, материалов и другие нарушения режима производств.

Скрытая безработица может быть официальной и неофициальной. В официальную часть скрытой безработицы включаются регистрируемые лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего дня. В неофициальную часть скрытой безработицы включаются избыточная внутрипроизводственная численность работников и те, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости.

Потенциальная безработица обусловлена низкой загрузкой рабочей силы, т. е. ее неполным и неэффективным использованием, что может спровоцировать наем новых “экономически невыгодных” работников.

Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздрав соц. развития России и находящийся в его ведении Рос. труда. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:

- развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

- координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

- обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.

Активная политика занятости — это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня.

Такая политика включает в себя мероприятия:

- по профилактике — предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;

- профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;

- активному поиску и подбору рабочих мест;

- субсидированию создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;

- организации новых рабочих мест путем организации специализированных производств, общественных и временных работ;

- поддержке предпринимательской инициативы и развитию само занятости безработных;

- квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан и др.

Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:

1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отношения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в трудоустройстве — подбор подходящей работы и профессиональное консультирование — профориентация, проф. информация, психологическая поддержка и др.;

2) меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудоустройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.

Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий.

Она включает в себя:

- выплату гарантированных государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий — оказание материальной помощи (выплату социального пособия);

- выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;

- организацию дешевого питания в специальных столовых и др. Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.022 с.)