Детерминанты (неценовые факторы) спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминанты (неценовые факторы) спроса



1. T – вкусы и предпочтения покупателей.

2. I – доход покупателя.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товарами низшей категории.

3. Цены на сопряженные товары.

Взаимозаменяемыми товарами называют товары, когда один можно использовать вместо другого.

Взаимодополняющие (или сопутствующие) товары используются в сочетании с другим товаром.

Независимые товары никак друг с другом не связаны.

4. E – ожидания покупателя.

Первая особенность спроса проявляется в обратной зависимости между ирной товара и количеством его покупок по данной цене. В реальных условиях рынка эта особенность выражается в том, что при прочих равных условиях, чем выше цена и отчетливее тенденция к ее росту, тем меньшее количество благ и услуг будет куплено потребителями.

И наоборот, если цена товара снижается либо имеется тенденция к ее снижению, количество продаж данного блага или услуги будет возрастать.

Вторая особенность спроса обнаруживается в тенденции постепенного убывания полезности для покупателя одних и тех же благ или услуг. Убывающая полезность благ проявляется в снижении количества их покупок по данной цене. Внешне на потребительских рынках это проявляется в сокращении потребностей в данном товаре, вследствие чего начинается постепенное убывание количества его покупок потребителями.

Снижение количества покупок одних и тех же благ происходит из-за субъективных ощущений покупателя о том, что каждая последующая единица товара данного вида приносит сравнительно меньшую потребительскую ценность, чем предыдущие его покупки. Для покупателя это находит выражение и субъективно ощущаемом снижении эффекта от денежных затрат на покупку одних и тех же благ. Результат такого эффекта будет выражаться в том, что покупательский спрос и деньги на покупку данного блага снизятся и «переориентируются» на покупку взаимозаменяемых или идентичных благ с аналогичными потребительскими свойствами.

В тенденциях изменения спроса возможны некоторые исключения, связанные с так называемым эффектом покупательских ожиданий. Например, когда рынки дефицитны, т.е. имеет место нехватка каких-либо товаров, то даже при тенденции к повышению цен на этот товар, покупатели попытаются увеличивать его закупки впрок.

В данной ситуации имеют место покупательские ожидания:

· во-первых, инфляционные ожидания возможного роста предстоящих расходов в результате повышающихся цен дефицитного товара;

· во-вторых, возможного вынужденного сокращения его поставки на рынки, а следовательно, искусственного ограничения привычных для потребления благ.

Характерную обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством благ, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно проиллюстрировать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса (рис. 4.2, А).

Рис. 4.2. График спроса

А) функция спроса; Б) рост спроса; В) снижение спроса

Снижающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Проследить характерные для функции спроса зависимости можно с помощью нескольких произвольно взятых точек (а, b, с) на кривой спроса (d).

Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены (Р) и количества (0 продаваемых благ. Движение по неизменной кривой спроса из одной точки в другую означает не изменение спроса, а изменение цен, которому соответствует изменившееся количество покупок при постоянном спросе.

Изменяющийся спрос — это смещение всей кривой спроса. Например, повышение спроса может быть показано смещением всей кривой вправо вверх (рис. 4.2, Б), снижение спроса — смещением кривой влево вниз (рис. 4.2, В).

Падающий вид кривой означает также постепенное убывание покупательского спроса из-за снижающейся предельной полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара, что означает необходимость, во-первых, постепенного снижения его цены, а во-вторых, постоянного обновления ассортимента предлагаемых покупателям товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.40.255 (0.004 с.)