ТОП 10:

Основные задачи аграрной внешней политики РБ.



Проведение целенаправленной государственной политики способствует повышению эффективности использования ресурсов, рациональному размещению сельскохозяйственного производства, улучшению обеспечения населения продовольствием и промышленности сырьем, стабилизации рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержке и защите товаропроизводителей агропромышленного комплекса, стимулированию товарообмена, повышению жизненного уровня сельского населения.

Аграрная политика - это совокупность принципов и методов государственного воздействия на экономику агропромышленного комплекса, экономические отношения, развитие сельской инфраструктуры в интересах населения страны, обеспечения политической стабильности и продовольственной независимости[1].

Цель аграрной политики - обеспечение динамичного развития всех сфер АПК (ресурсообеспечение, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, торговля). Аграрная политика служит для реализации следующих задач: обеспечить продовольственную безопасность страны; содействовать решению социально-экономических проблем населения, проживающего в сельской местности; развивать формы собственности в аграрном секторе; развивать рыночные отношения и методы их экономического регулирования; содействовать формированию, развитию и регулированию аграрного рынка государства; согласовывать внешнеэкономические отношения со странами - торговыми партнерами; активизировать процесс научно-технического сотрудничества в аграрной сфере, включая селекцию и семеноводство, повышение плодородия почв, племенное дело, разработку прогрессивных технологий и технических средств для растениеводства, животноводства, мелиорации, землеустройства, других отраслей АПК; осуществлять подготовку и реализацию инвестиционных проектов, ориентированных на ускорение отдачи вложенных средств и повышение конкурентоспособности продукции АПК; координировать деятельность в области научных исследований, разработки прогнозов развития АПК, подготовки кадров для аграрной науки и сельскохозяйственных вузов, других научных и учебных учреждений республики; издавать научные труды, учебные пособия, рекомендации сельскохозяйственному производству, организовывать семинары, конференции, демонстрации новой техники и технологии; содействовать обмену опытом в решении региональных социально-экономических программ; приступить к поэтапному созданию информационной системы с использованием возможностей Интернет и других способов обмена информацией между субъектами аграрного рынка; создавать условия для обеспечении экологической безопасности АПК.

Основными направлениями аграрной политики государства являются: развитие аграрного рынка, определение мер по его регулированию; выработка бюджетной, кредитно-финансовой, таможенной, ценовой, налоговой, страховой политики, способствующей развитию внешнеэкономических отношений; стимулирование спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие; определение, с учетом международных обязательств, согласованных позиций во внешнеэкономических отношениях; развитие научно-технического сотрудничества и информационного обеспечения; создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных проектов; координация в области подготовки и переподготовки кадров; повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей; улучшение условий труда в АПК; решение социально-экономических проблем населения, проживающего в сельской местности; совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с функционированием общего и внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, основных видов специальных материально-технических ресурсов, научно-техническим сотрудничеством, социальным положением работников аграрного сектора.

Экономический механизм аграрной политики направлен на согласование бюджетной, налоговой, таможенной, кредитной, ценовой политики, системы страхования в АПК. Вполне обоснованной является необходимость осуществления финансовой поддержки на аграрном рынке из специального фонда поддержки сельхозпроизводителей. Так как у большей части производителей возникнет настоятельная потребность в осуществлении вложений, которые невозможно осуществить за счет собственных средств.

Налоговое регулирование на национальном уровне связано с совершенствованием налоговой системы, способствующей развитию сельскохозяйственного производства.

 

 

27. Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности организаций АПК в рамках ЕАЭС.

Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в экономике Республики Беларусь и является эффективным инструментом в реализации стратегии социально-экономического развития нашей республики и поэтапной интеграции РБ в мировую экономику. Правительством республики проводится последовательная работа по созданию условий, способствующих развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей. Одним из наиболее приоритетных направлений во внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь является содействие развитию экспорт ориентированных и импортозамещающих производств.

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь является одним из ведущих секторов народного хозяйства, на долю которого приходится значительная доля внутреннего валового продукта, стоимости основных производственных фондов и численности работников. В настоящее время сельскохозяйственная продукция и продовольствие составляют примерно 10% общего экспорта по республике. Основная часть реализуется в страны СНГ. К популярным экспортным товарам отечественного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности относятся молоко и молочные продукты, мясные продукты, мясные изделия, консервы, льноволокно и картофель. Ввозятся в Беларусь преимущественно растительное масло, сахар, пшеница, тропические и субтропические фрукты. Международный обмен товарами агропромышленного комплекса может быть выгоден всем участникам внешнеэкономических связей при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Важное значение для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий АПК имеет экономически обоснованный выбор системы показателей

ВТО. Республика Беларусь подала заявку о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) в 1993 году.

В 1997-2005 гг. проведено 7 заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси (Working Party on the Accession of Belarus to the WTO). После 2005 года работа группы осуществлялась в неформальном режиме (проведено 5 раундов консультаций Председателя Рабочей группы с участием членов ВТО). Последнее неформальное заседание Рабочей группы (Informal Working Party Meeting) состоялось в мае 2013 года.

За истекший период переговорного процесса удалось завершить двусторонние переговоры с 10 странами-членами ВТО из 23, высказавших заинтересованность в проведении переговоров с Республикой Беларусь (Китай, Индия, Турция, Армения, Болгария, Доминиканская Республика, Куба, Кыргызстан, Молдова, Панама).

Предстоит завершить двусторонние переговоры по доступу на рынки еще с 13 членами ВТО: Австралией, Бразилией, Канадой, Тайванем, Малайзией, Норвегией, Республикой Корея, Сальвадором, США, Швейцарией, Эквадором, Японией, ЕС.

В течение 2013 года с 10 членами ВТО проведено 2 раунда двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг.

Беларусь, как член Евразийского экономического союза, уже де-факто живет по правилам ВТО, так как эти правила, равно как и обязательства Российской Федерации в ВТО, легли в основу права Союза.

После завершения переговорного процесса по присоединению Казахстана к ВТО (30 ноября 2015 г.) заинтересованность со стороны ВТО к Республике Беларусь повысилась.

В настоящее время белорусская сторона готовит пакет обновленных документов, описывающих широкий спектр вопросов внешнеторгового и экономического регулирования, для изучения членами ВТО. Ожидается, что после его подготовки состоится разработанная Секретариатом ВТО интегрированная учебная программа, включающая, помимо обучения экспертов, разработку проектов будущих обязательств Республики Беларусь перед ВТО.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

-государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);

-стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;

-получить в установленном порядке печать, штамп;

-зарегистрироваться в государственном реестре Республики Беларусь;

-открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке Республики Беларусь.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:

-экспортно-импортная операция основывается на принципах полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципах полного хозрасчета;

-объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

-коммерческой сделке должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;

-организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативных правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов Республики Беларусь; двусторонних государственных соглашений);

-обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;

-лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.

В Республике Беларусь высшими органами управления внешнеэкономической деятельности являются Президент, Совет Республики, Палата представителей, Совет Министров. Совет Министров Республике Беларусь - высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике.

Первым комплексным актом Республики Беларусь, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, стал закон Республики Беларусь "Об основах внешнеэкономической деятельности", принятый 25 октября 1990 года.

 

28. Концепция государственной политики импортозамещения.

В промышленности наиболее эффективными направлениями для импортозамещения в 2006 - 2010 годах исходя из приоритетов социально-экономического развития страны должны стать:

-новые материалы и новые источники энергии;

-медицина и фармация;

-информационные и телекоммуникационные технологии;

-промышленные биотехнологии.

При этом основным направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые востребованы в республике, имеют высокую добавленную стоимость и затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу по сравнению с организацией производства другой продукции, ориентированной на внутренний и внешние рынки.

Основной целью реализации программ импортозамещения является снижение импортной составляющей при производстве товаров (работ, услуг). В связи с этим при формировании программ импортозамещения, а также дополнении (уточнении) импортозамещающих проектов этих программ приоритетное внимание уделяется проектам, обеспечивающим за счет внутриотраслевой и республиканской производственно-технологической кооперации организацию и развитие производства импортируемых материалов, комплектующих, компонентов и узлов, используемых при производстве продукции в соответствующих организациях.

Во внешнеторговом обороте Республики Беларусь импорт продовольственных товаров превышает экспорт, хотя доля продукции пищевой промышленности и сырья для ее производства в структуре импорта республики сокращается. Однако сальдо по-прежнему остается отрицательным по причине того, что в республику ввозятся в значительных количествах продукты, производство которых отсутствует или осуществляется в небольших объемах в силу природно-климатических условий (рыба и морепродукты, кофе, чай, отдельные виды круп, субтропические плоды и другие), что является допустимым.

Рост импортозамещающей продукции агропромышленного комплекса будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны. Ее критерием является удовлетворение за счет собственного производства потребности населения в продуктах питания по отношению к рациональным нормам потребления не менее чем на 80 - 85 процентов.

Основными объектами импортозамещения в агропромышленном комплексе являются: зерно (твердая пшеница), продукты переработки картофеля, овощей, фрукты и ягоды, растительное масло, сахар, белково-витаминные ингредиенты для производства комбикормов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.01 с.)