Характеристика мирового рынка продовольствия и особенности его развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика мирового рынка продовольствия и особенности его развития.



Сегодня можно выявить такие основные тенденции развития мирового продовольственного рынка:

- трансформация сущности и качественных характеристик товара;

- изменение природы технологического обмена в сырьевых и перерабатывающих отраслях;

- изменение структуры затрат в ресурсном секторе;

- формирование принципиально новой инфраструктуры, адекватной складывающейся типологии продовольственного рынка;

- изменение институциональной и организационной структур рынка;

- адаптация товарной, сбытовой, ценовой политики продовольственных транснациональных корпораций к реалиям трехсекторного товарного пространства;

- формирование концепций и норм регулирования рынков генетически модифицированных и органических продуктов на международном и национальном уровнях;

- перераспределение объемов и географических направлений экспорта и импорта отдельных продовольственных продуктов в зависимости от степени их вовлечения в процесс товарной дифференциации;

- усиление тенденций экологизации;

- рост влияния объединений потребителей на формирование торговой политики государств и товарной политики фирм.

Главная функция мирового рынка продовольствия остается неизменной на протяжении всего периода его существования. Она может быть сформулирована как обеспечение через систему трансграничного обмена взаимодействия всех элементов мировой продовольственной системы и всех звеньев продовольственной цепи для снабжения населения планеты питательными веществами, необходимыми для поддержания жизни. Из данного определения следует, что эта главная функция объединяет в себе две неразрывные задачи: собственно-экономическую – обмен товарами и сопутствующими услугами между субъектами рынка – и цивилизационную, а именно биологическое выживание и воспроизводство человечества. Таким образом, до сих пор в мире наблюдается неравномерность обеспечения населения планеты продовольствием. При этом потребности человечества в продовольствии удовлетворяются в большей степени в зависимости от экономического положения стран и индивидуумов, в меньшей – от физиологических параметров обеспечения жизнедеятельности.

Возможность решения этой проблемы рост эффективности используемых ресурсов на основе развития научно-технического прогресса, развития мирового агропромышленного комплекса.

География пищевой промышленности выглядит следующим образом. Роль мясной отрасли определяется важным значением мяса в жизни людей. Увеличение потребления мясных продуктов свидетельствует о повышении уровня жизни населения. Больше всего мясных продуктов употребляется в странах с умеренным климатом. Прохладная погода требует больших энергозатрат, а мясо – идеально для оптимального поддержания жизнедеятельности в условиях умеренного климата. Ведущий экспортер мяса в мире – Западная Европа, на втором месте – США. Внешнеторговый обмен идет по разным видам мяса, потоки которых пересекаются. Мясопродукты глубокой переработки имеют еще более сложную географию экспорта и импорта. В числе главных импортеров мяса – Германия, Япония и Италия. Рыбная промышленность занимается добычей, переработкой и воспроизведением рыбы. В состав рыбопромышленного комплекса входят рыболовный флот, порты рыбокомбинаты, холодильники, консервные заводы, рыбоводные заводы, научно-исследовательские институты. Научно-технический прогресс оказал мощное воздействие на развитие всего рыбопромышленного комплекса. Были построены новые заводы, суда, плавучие базы, разработаны новые средства и методы поиска рыбы, обработки морепродуктов. Возросла роль глубоководного промысла в открытом океане, широко освоены ресурсы Тихого океана. Индустриализация рыбного промысла изменила роль отдельных стран и акваторий в рыбной промышленности мира. Произошел резкий рост рыбной отрасли в странах Азии и Южной Америки. Государства, имеющие выход в Тихий океан, дают более 70% продукции отрасли. Все ведущие по улову рыбы государства находятся в тихоокеанском бассейне.

Маслосыродельная промышленность дает наиболее ценные продукты питания, обеспечивающие глубокую переработку исходного сырья – молока, выдерживающих хранение и дальние перевозки. Изготовления масла и сыра имеет тысячелетние традиции. География производства сыра характеризуется постоянно высокой долей Западной Европы, где он всегда был одним из самых важных и любимых продуктов питания. Сыр – преимущественно продукт потребления населения развитых стран мира в северном полушарии. Греция, Дания, Новая Зеландия имеют экспортную специализацию в этой области. Самый крупный производитель сыра – США. На втором месте – Франция, где сыр – национальный продукт питания. Разнообразие сортов сыра обусловило широкое участие этой продукции во внешней торговле. Поэтому многие страны даже в Западной Европе традиционно ввозят сыры из целого ряда государств региона и даже других регионов (Новая Зеландия). Некоторые сорта приобрели мировые стандарты (голландский сыр, швейцарский сыр и др.), они вырабатываются во многих странах мира. Производство сахара основано на использовании двух видов сырья: сахарного тростника и сахарной свеклы. В первой половине XX века сахар получали их сахарной свеклы. Но затем стали получать из сахарного тростника. Изменение сырья изменило размещение сахарной промышленности мира. Основные экспортеры сахара - Южная Америка и Азия, Индия. В пищевкусовой промышленности производство большинства ее продуктов (чай, кофе, какао, различные специи) привязано к определенным природным зонам планеты, где сельское хозяйство многих стран специализируется на их получении. География виноделия за сотни лет не изменилась: Италия, Франция и Испания дают более 1/2 виноградных вин в мире. Агропромышленный комплекс мировой экономики представляет собой один из наиболее важных секторов мирового хозяйства. В него входят различные отрасли и предприятия: сельскохозяйственные, машиностроительные, торговые, транспортные, перерабатывающие. Все они прямо или косвенно включены в процессы создания и распределения продуктов питания и продукции промышленного назначения, которые получаются в результате переработки сельскохозяйственного сырья. В составе агропромышленного комплекса выделяется три сферы: отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства. Например, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для животноводства, пищевой и легкой промышленности, выпуск минеральных удобрений, комбикормовая и микробиологическая промышленность. Вторая сфера это непосредственно сельское хозяйство, земледелие и животноводство. Третья – отрасли, занятые переработкой продукции сельского хозяйства. Это пищевая, легкая промышленность, система заготовок, транспортировка, хранение и реализация продукции АПК.

 

25. Экспортный потенциал АПК Республики Беларусь.

Экспортные возможности АПК определяются ресурсами местного сырья для производства конкурентоспособной продукции, т.е. в конечном счете — объемами сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо учитывать особенности сельского хозяйства, продукция которого не может полностью выступать в качестве потенциального сырья для производства конечного товарного продукта. Внутренние потребности в продовольственных видах продукции АПК зависят от платежеспособного спроса населения, а в сырье — от спроса перерабатывающих предприятий. При этом важнейшую роль играет конкурентоспособность продукции, которая в настоящее время не соответствует по большинству параметров мировым стандартам.

Предусматривается в период до 2015 г. приблизить потребление основных видов продукции населением Беларуси к рациональным нормам. В этот же период намечается реализация программы импортозамещения продукции пищевой промышленности, что осложняет решение проблемы. Следует ориентироваться на максимальный вариант роста объемов производства продукции АПК. Наряду с этим необходимо искать резервы, например, в снижении потерь и отходов при производстве продукции. Это позволит не только обеспечить к 2015 г. рост потребления молока и мяса на душу населения, но и увеличить возможности экспорта.

Анализ и оценка состояния проблемы показывают, что Республика Беларусь имеет реальные возможности увеличения выпуска на экспорт продукции за счет местного сырья: во-первых, сырьевая база для производства продукции АПК на экспорт исторически складывалась в благоприятных почвенно-климатических и экономических условиях; во-вторых, воспроизводственные процессы в сельском хозяйстве — поставщике местного сырья — определяются, главным образом, рациональным использованием земельных угодий и степенью интенсификации производства; в-третьих, уровень развития сырьевой базы даже в кризисной ситуации в экономике и при недостаточном техническом оснащении отраслей АПК позволяет увеличить объемы производства сельскохозяйственного сырья и конечной продукции перерабатывающей промышленности для экспорта.

Важнейшими направлениями увеличения экспорта продукции являются:

создание условий, пробуждающих у товаропроизводителей интерес к наращиванию экспортного потенциала путем стимулирования производства различными методами, включая первоочередное кредитование и т.п.

ценовой паритет, обеспечивающий рентабельное ведение производства

целевая государственная поддержка экспортеров

интенсификация производства, внедрение перспективных технологий, обеспечивающих получение качественной продукции

развитие маркетинговой деятельности АПК

строительство новых, реконструкция и модернизация действующих производственных мощностей в отраслях АПК

проведение реструктуризации производства

совершенствование системы управления экспортом продукции

Важное значение имеет вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это позволит значительно увеличить возможности экспорта продукции АПК не только в страны СНГ, но и на европейские рынки. Однако присоединение к ВТО не означает одностороннего открытия для конкурентов из других стран внутреннего агропродовольственного рынка. Беларусь не должна утратить возможность в соответствии с международными нормами и процедурами ВТО осуществлять меры по защите отечественных товаропроизводителей.

Увеличение экспорта требует значительных инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение, организацию современных производств. Проекты по увеличению экспорта продукции должны включать те ее виды, производство которых не обеспечивается действующими мощностями.

Исходя из стратегии приоритетного развития экспорта, необходимо скорректировать тактику действий с увязкой путей и механизмов увеличения экспортируемой продукции АПК. В тактическом плане важно:

сместить акценты на продукцию, пользующуюся повышенным спросом на внешних рынках и обеспечивающую высокую окупаемость затрат валютой;

максимально использовать интеграцию с Россией

применять избирательную тактику в выборе рынков сбыта продукции;

обеспечить рационализацию экспорта по странам и видам экспортируемой продукции;

не допустить обвальный вывоз продукции АПК в ущерб интересам республики, для чего использовать соответствующие государственные регуляторы.

Решение рассматриваемой проблемы в определенной степени облегчается наличием собственной сырьевой базы, дешевой рабочей силы, сложившихся традиций, умением и желанием работников производить необходимую продукцию. Вместе с тем высокая трудоемкость сельскохозяйственной продукции, недостаточный уровень технической оснащенности и механизации производства, а также высокая себестоимость большинства видов продукции осложняют возможности резкого увеличения ее выпуска на экспорт ввиду низкой конкурентоспособности.Активизация экспорта на основе освоения зарубежных рынков с/х продукции в современных условиях может стать базой для дальнейшего поступательного развития агропромышленного комплекса и рационального реформирования его отраслей, будет способствовать формированию активного внешнеторгового баланса и улучшению других макроэкономических показателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.01 с.)