Структура волевого действия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура волевого действия.



В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.

1. Возникновение разнонаправленных мотивов. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Причём один из мотивов имеет, как правило, положительную эмоциональную окраску, а другой – отрицательную.

2. Анализ и борьба мотивов. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.Взвешиваются «плюсы» и «минусы» ситуации, анализируются возможные способы достижения цели, предвосхищаются препятствия, эмоционально окрашиваются последствия выбора каждого из мотивов, обосновывается значимость мотивов.

3. Принятие решения. Для волевого процесса специфична особая ситуация принятия решения – когда каждый из мотивов сохраняет свою актуальность. Решение принимается не потому, что нет других возможностей. Человек ощущает себя источником возможных поступков – тогда выделяется в отдельный осознанный акт и сопряжено с повышенным чувством собственной ответственности. Сущность принятия решения – в сознательном изменении побудительной силы своих мотивов.

4. Исполнение решения. Планирование конкретных этапов реализации решения, необходимых ресурсов. Характерно состояние готовности, которое при отсрочке превращается в намерение. Намерение – кризисный момент осуществления решения (откладывание нового решения может приводить к пробуждению отверженного мотива), поэтому сущностью волевого акта является практическое осуществление выбранного мотива. При этом спланированное действие не осуществляется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

 

Волевая регуляция деятельности и ее совершенствование.

Волевая регуляциявозникает тогда, когда человек встречает­ся с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, уста­лость, страдания). На этом уровне личность становится субъектом деятельности. В этом случае человек вынужден создавать дополни­тельные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ра­ди первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким образом, волевая регуляция - это подключе­ние к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравствен­ных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.

Функцио­нальная структура процесса волевой регуляции состоит из трех ком­понентов:

1) мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы);

2) исполнительское звено (способы действий и поведения как вне­шние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные са­мим;

3)оценочно-результативное звено (результаты действий и ре­зультаты самоизменения субъекта).

Волевые качества личности.

Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.

Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.

Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.

Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс» - толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки.

Мужество и смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.

Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.

Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы. Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца). Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)

Подчинение непосредственных импульсивных действий сознательному регулированию предполагает новое отношениемаленького человека к миру. Человек становится независимым от импульсов непосредственной ситуации. Это означает, что поведение человека не детерминируется прямо его непосредственным окружением. Детерминация становится опосредованной. Волевое действие опосредовано через сознание личности.

Воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к собственным влечениям. Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими собственными влечениями, отвлекаясь от них, осознать себя как «Я», как субъект, у которого могут быть те или иные влечения, но который может производить сознательный выбор между ними и даже подавлять их. Таким образом возникновение воли связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно определяет свое поведение и отвечает да него. Субъектом, способным к самосознанию и самоопределению человек становится через осознание своих отношений к другим людям.

Возникновение способности к овладению собственным поведением знаменует возникновение личности. Личность — это самоопределяющийся субъект, это выделение себя из мира, выделение и осознание своих отношений с миром, подчинение своей жизнедеятельности этим отношениям в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. Человек благодаря своей воле начинает управлять своей активностью в мире, строить свои отношения с миром и на этой основе строить индивидуальную картину мира в самом себе, формировать свой внутренний мир.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.006 с.)