Природа способстей. Задатки и способности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа способстей. Задатки и способности.



Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента и характера.

Наконец, само слово «готовность» еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за пределами навыки, умения, знания.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Способность должна включать в себя различные психические качества и свойства, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Таким образом, понятие «способности» включает 3 признака:

1.индивидуально-психологические особенности;

2. лишь те из них, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

З. такие особенности, которые могут объяснить быстроту и легкость приобретения этих знаний и навыков, т.е. по отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность и проявляются в характеристике динамики формирования знаний, умений и навыков.

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает бурные споры среди ученых. Одна из точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности полностью биологически обусловлены и наследуются. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их проявления, но они всегда проявятся. Доказательство – индивидуальные различия, проявившиеся в детском возрасте, когда влияние обучения и воспитания еще не сказалось. Музыкальная одаренность проявилась: у Моцарта – в 3 года, у Гайдна – в 4 года; художественные способности: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван-Дейка – в 10 лет.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. риверженцы этой концепции в настоящее время создали центры «выращивания» одаренных детей (с 4-5 лет).

Нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Отрицая врожденность способностей, психологи не отрицают врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей называются задатками. Задатки являются предпосылкой развития способностей. Способности – следствие развития задатков.

Например, задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга (возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей), т.е. в том, что Павлов назвал генотипом (это врожденные особенности нервной системы). Развитие интеллектуальных способностей связано также с кровоснабжением мозга.

У человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные). Чтобы способность поднялась на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была оформлена на предыдущем. Этот предыдущий уровень развития выступает в виде своеобразного социального задатка для более высокого. Так, чтобы усвоить высшую математику, надо усвоить элементарную.

Значение задатков для различных способностей неодинаково (например, оно велико для музыкальных способностей). Развитие задатков – социально обусловленный процесс, и зависит от потребности общества в определенных профессиях и от условий, создаваемых обществом. Задатки не специфичны по отношению к конкретному содержанию и формам деятельности, они многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности (хороший слух и чувство ритма позволяют стать дирижером, певцом, танцором, музыкальным критиком, музыкантом, композитором). Однако особенности определенного анализатора (слухового) скажутся на способностях, требующих участия этого анализатора, т.е. задатки в какой-то мере избирательны.

Исследования показывают, что социально-культурные факторы оказывают на развитие способностей гораздо большее влияние, чем биологические.

Виды способностей.

1) общие определяют успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь);

2) специальные определяют успехи в специфических видах деятельности, для осуществления их необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, художественные, лингвистические способности);

3) теоретические определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;

4) практические – к конкретным практическим действиям

(теоретические и практические сочетаются только у одаренных людей)

5) учебные определяют успешность усвоения знаний, умений и навыков, формируя качеств личности

6) творческие – создание новых идей, изобретений, предметов материальной и духовной культуры;

7) способности к общению, взаимодействию с людьми (способность входить в контакт с разными людьми, располагать их к себе, легко адаптироваться к разным ситуациям).

Потенциальные способности – не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при определенных условиях. Актуальные – реализуются в тех или иных видах деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.123.80 (0.005 с.)