Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и уровни развития способностей.⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Структура способностей определяется конкретной деятельностью, поэтому мы может говорить о ведущих и вспомогательных способностях. В разных видах деятельности мы можем выделить и те, и другие. Рубинштейн выделяет общие и вспомогательные способности. Специальные способности, по Рубинштейну, определяются специальными видами деятельности. Внутри тех или и иных специальных способностей проявляются общие, т.е. те, которые являются общими для разных видов деятельности. Леонтьев выделяет два ряда способностей: 1) способности природные (естественные) в своей основе биологические. Они формируются на основе задатков в ходе развития деятельности. Их развитие идет по пути «вовлеченности» задатков в деятельность, их развития требует сама деятельности. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга; 2) специфические человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Они являются прижизненным новообразованием. Они фиксированы в продуктах человеческой деятельности (материальных и идеальных), но человек должен ими овладеть, он не обладает к ним задатками, они могут видоизменяться. Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения способностей – проблема компенсации способностей. Так, недостающая способность может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».
Способности могут различаться не только по направленности, но и по своему уровню и масштабу. Общие способности, обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Она может проявляться в различных видах деятельности (интеллектуальной, творческой, в сфере общения и т.д.). Одаренных людей отличают внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, высокий интеллект. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Одаренность не является единственным фактором успешности в деятельности, помимо нее человек должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками.. Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов (математика, история, иностранные языки., общественная работа). Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талант», «гениальность». Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. В большей мере связано с репродуктивной, производственной деятельностью. Однако это не сумма соответствующих умений и навыков, мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческому решению проблем. Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно. Слово «талант» впервые встречается в Новом Завете. Имел значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина и зарыл в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль («зарыть свой талант в землю»). Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено и зависит от потребностей и задач общества (в условиях расцвета государства пробуждаются таланты музыкальные и литературные, в военное время – полководческие). Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Одна способность, даже высокоразвитая, не может быть названа талантом.
О гениальности (высший уровень развития способностей) говорят, когда творческие задатки человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры (не более 400 человек за всю историю человечества). Высокий уровень одаренности гения неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи). Так сферы интересов М.В. Ломоносова: химия, математика, астрономия, изобразительное искусство, литература, языковедение. Однако каждый гений имеет свой «профиль», какие-то способности ярче проявляются в его творчестве. Существует множество попыток объяснить гениальность. Одной из них является теория «патологичности» гения: гениальность связана с нарушениями психики. Итальянский психиатр Ч. Ломброзо считает, что лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, гордость, стремление к цели, отсутствие угрызений совести) – типичные характеристики гения. Гете и Байрон сравнивали те состояния, когда они отдавались творчеству, с грезами лунатиков. С другой стороны, психологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга у нормального человека работают лишь 3-5 %, человеческий мозг имеет огромные резервы. Следовательно, гениальность – не отклонение, не аномалия человеческого ума, а высшая полнота его проявления. Противоположный полюс – патологическое снижение способностей (олигофрения). Имеет разную степень выраженности дефекта: легкую (дебильность), среднюю (имбецильность), глубокую (идиотия), в зависимости от которой создаются программы во вспомогательных школах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.004 с.) |