Структура и уровни развития способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и уровни развития способностей.



Структура способностей определяется конкретной деятельностью, поэтому мы может говорить о ведущих и вспомогательных способностях. В разных видах деятельности мы можем выделить и те, и другие.

Рубинштейн выделяет общие и вспомогательные способности. Специальные способности, по Рубинштейну, определяются специальными видами деятельности. Внутри тех или и иных специальных способностей проявляются общие, т.е. те, которые являются общими для разных видов деятельности.

Леонтьев выделяет два ряда способностей:

1) способности природные (естественные) в своей основе биологические. Они формируются на основе задатков в ходе развития деятельности. Их развитие идет по пути «вовлеченности» задатков в деятельность, их развития требует сама деятельности. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга;

2) специфические человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Они являются прижизненным новообразованием. Они фиксированы в продуктах человеческой деятельности (материальных и идеальных), но человек должен ими овладеть, он не обладает к ним задатками, они могут видоизменяться.

Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения способностей – проблема компенсации способностей. Так, недостающая способность может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими.

При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Способности могут различаться не только по направленности, но и по своему уровню и масштабу.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Она может проявляться в различных видах деятельности (интеллектуальной, творческой, в сфере общения и т.д.). Одаренных людей отличают внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, высокий интеллект. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Одаренность не является единственным фактором успешности в деятельности, помимо нее человек должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками..

Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов (математика, история, иностранные языки., общественная работа). Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талант», «гениальность».

Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. В большей мере связано с репродуктивной, производственной деятельностью. Однако это не сумма соответствующих умений и навыков, мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческому решению проблем. Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.

Слово «талант» впервые встречается в Новом Завете. Имел значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина и зарыл в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль («зарыть свой талант в землю»). Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено и зависит от потребностей и задач общества (в условиях расцвета государства пробуждаются таланты музыкальные и литературные, в военное время – полководческие). Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Одна способность, даже высокоразвитая, не может быть названа талантом.

О гениальности (высший уровень развития способностей) говорят, когда творческие задатки человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры (не более 400 человек за всю историю человечества). Высокий уровень одаренности гения неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи). Так сферы интересов М.В. Ломоносова: химия, математика, астрономия, изобразительное искусство, литература, языковедение. Однако каждый гений имеет свой «профиль», какие-то способности ярче проявляются в его творчестве.

Существует множество попыток объяснить гениальность. Одной из них является теория «патологичности» гения: гениальность связана с нарушениями психики. Итальянский психиатр Ч. Ломброзо считает, что лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, гордость, стремление к цели, отсутствие угрызений совести) – типичные характеристики гения. Гете и Байрон сравнивали те состояния, когда они отдавались творчеству, с грезами лунатиков.

С другой стороны, психологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга у нормального человека работают лишь 3-5 %, человеческий мозг имеет огромные резервы. Следовательно, гениальность – не отклонение, не аномалия человеческого ума, а высшая полнота его проявления.

Противоположный полюс – патологическое снижение способностей (олигофрения). Имеет разную степень выраженности дефекта: легкую (дебильность), среднюю (имбецильность), глубокую (идиотия), в зависимости от которой создаются программы во вспомогательных школах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.004 с.)