Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемные ситуации в мышлении.
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз. Первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации. На втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта). На четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач. Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы. Шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач: ориентировочные действия; исполнительные действия; нахождение ответа. Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи. На процесс решения задачи большое влияние оказывают (приводя к ложным решениям): 1) Безотчетные (неосознаваемые) представления человека о том, что нужно искать (поисковая модель) и где это нужно искать (поисковая область). Эти представления ориентируют поиски решения и часто становятся препятствием к нахождению истинного решения. 2) Беглость ознакомления с условиями задачи. В результате условия представляются как обычные, не требующие обстоятельного анализа, а некоторые существенные условия вообще не учитываются. Более обстоятельный анализ условий задач начинают обычно только после серьезных неудач. 3) Беспорядочная эмиссия догадок – догадки возникают не по мере анализа задачи, а совершенно спонтанно. Выхватываются отдельные моменты, и по отношению к ним делается предположение. Неудачную догадку субъект неоправданно быстро отбрасывает и не делает ее основательного анализа, который позволил бы выяснить причину неудачи, тем самым уточнив условия задачи, а также не указанные в условиях скрытые связи. Выяснение причин неудач – важный путь к правильному решению.
Проблемные ситуации Задача может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов. Однако человек может зайти в тупик — ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация может стать возникновением новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаще происходит обратное: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека - умение видеть проблемы там, где они есть. Деятельность мышления состоит в том, чтобы найти связи, отношения между элементами проблемной ситуации: исходными данными и теми, которые в ней участвуют, но не даны, а должны быть выявлены мыслящим субъектом. Какое-то из этих познаваемых в процессе решения задачи отношений и будет основным, искомым. Оно позволяет перекинуть мостик от неизвестного к тому. что требуется узнать. «Поиск решения» - это отыскание принципа, логики решения в соответствии с которым и будут выполняться те или иные действия. Однако сказать, приведут ли эти действия к окончательному результату, нельзя. Качества мышления. Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.
Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса. Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного. Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей. Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов. Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность. Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы. Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые. Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону. Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения. Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.232 (0.006 с.) |