Проблемные ситуации в мышлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемные ситуации в мышлении.



В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.

Первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации.

На втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.

На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта).

На четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач.

Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы.

Шестой - проверку гипотезы.

Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач: ориентировочные действия; исполнительные действия; нахождение ответа.

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения.

Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

На процесс решения задачи большое влияние оказывают (приводя к ложным решениям):

1) Безотчетные (неосознаваемые) представления человека о том, что нужно искать (поисковая модель) и где это нужно искать (поисковая область). Эти представления ориентируют поиски решения и часто становятся препятствием к нахождению истинного решения.

2) Беглость ознакомления с условиями задачи. В результате условия представляются как обычные, не требующие обстоятельного анализа, а некоторые существенные условия вообще не учитываются. Более обстоятельный анализ условий задач начинают обычно только после серьезных неудач.

3) Беспорядочная эмиссия догадок – догадки возникают не по мере анализа задачи, а совершенно спонтанно. Выхватываются отдельные моменты, и по отношению к ним делается предположение. Неудачную догадку субъект неоправданно быстро отбрасывает и не делает ее основательного анализа, который позволил бы выяснить причину неудачи, тем самым уточнив условия задачи, а также не указанные в условиях скрытые связи. Выяснение причин неудач – важный путь к правильному решению.

Проблемные ситуации

Задача может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов. Однако человек может зайти в тупик — ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами.

Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация может стать возникновением новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаще происходит обратное: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека - умение видеть проблемы там, где они есть.

Деятельность мышления состоит в том, чтобы найти связи, отношения между элементами проблемной ситуации: исходными данными и теми, которые в ней участвуют, но не даны, а должны быть выявлены мыслящим субъектом. Какое-то из этих познаваемых в процессе решения задачи отношений и будет основным, искомым. Оно позволяет перекинуть мостик от неизвестного к тому. что требуется узнать. «Поиск решения» - это отыскание принципа, логики решения в соответствии с которым и будут выполняться те или иные действия. Однако сказать, приведут ли эти действия к окончательному результату, нельзя.

Качества мышления.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы. Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения. Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.232 (0.006 с.)