Отношение к воображению православной аскетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение к воображению православной аскетики



Никодим Святогорец говорит, что первозданный Адам создан от Бога невоображательным. Ум его, чистый и без-видный (без-образный) не принимал сам вида или образа от воздействия чувств и образов. Но, не употреляя этой низшей силы воображения и не воображая ни очертаний, вида, размера, цвета и т.д, высшейю силою души созерцал одни чистые идеи вещей.

Из этих слов видно, что при принятии в себя образа, ум сам принимает форму этого образа. А так как ум создан по подобию Божию, то его первоначальной свойство – быть простым, не принимать формы, но каким-то иниы способом познавать.

Первым фантазером (греч.), воображателем (русск.) назван и св. Никодима Люцифер, который ниспал от простого безвещественного ума в многовидное, многосоставное и дебелое воображение. По сей то причине диавол называется у отцов живописцем, фантазером. И человека он совратил воображением. «Будите как Боги» - плод воображения. И Ева не подозревала иллюзорности происходящего. Изгнания из рая – потрея своего наличного состояния. Образы вытягивают человека из настоящего.

Распущенная воображательная способность становится роком человечества.

После грехопадения Господь призвал человека к труду в поте лица, и в том числе теперь необходимо использовать воображательную способность для труда.

Архиманадарит Софроний (Сахаров) выделил 4 проявления воображательной способности.

1. Способность создавать образы страстей (и грубых, и тонких). Свт. Филарет говорит, что, не имея средств для достижения плотского наслаждения, ум находит его в мыслях посредством воображения. Похоть ограничивает ум посредством воображени1, основанных на прошлых ощущениях.

2. Мечтание. Уводит человека от реального положения вещей и погружает в сферу потенциальностей. Такие потенциальности могут носить благочествивый характер, но от этого ихз ценность не прибавляется.

3. Способаность размышлять над разрешением конкретных проблем, над осуществлением практических целей.

4. Способность создавать образу высокого уровня абстрагирования.

Человек обречен на воображение в рамках своего земного существования. Но человек должен знать, что есть путь отказа от воображения.

Св. Никодим Святогорец говорил, что воображение – прекрасная способность человеческого естества, но для тех, кто ревнует пребыватьс Богом, она является лишней. По своей природе воображательная способность не может пребывать в единении с Богом.

 

25. Приемы преобразования в процессах воображения.

Диагностика воображения.

Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы.

Агглютинация –соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности. Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги.

Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей. Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.

Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ. Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.

Схематизация сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Аналогия – процесс создания нового по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Для диагностики развития воображения применяются специально разработанные задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.004 с.)