Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запоминание: виды, условия эффективного запоминания.
Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации. Виды. 1) По степени активности протекания выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) запоминание. П роизвольное -ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия, специальные приемы. Важно не только прочитать или прослушать и понять, но и поставить себе цель запомнить. Для эффективного запоминания важно не только поставить общую задачу на запоминание, но и уточнить специальную задачу: запомнить только суть воспринимаемого материала, запомнить только главные мысли и основные факты или запомнить дословно. Непроизвольное - запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило след в коре головного мозга. Мы многое запоминаем каждый день, хотя и не прикладываем к этому каких-либо усилий. Лучше запоминается то, что связано с деятельностью человека, его целями и потребностями, поэтому даже непроизвольное запоминание имеет избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему. 2) По степени осмысления материала: осмысленное (логическое) и неосмысленное (механическое). Механическое - информация запоминается в результате простого повторения без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание исторических дат, таблицы умножения и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности, то есть одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней по времени. Для установления такой связи необходимо многократное повторение материала. Л огическое - устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений. Эти два вида запоминания тесно связаны: с одной стороны, заучивая даже бессмысленный материал, мы пытаемся установить логические связи его элементов друг с другом или с прошлым опытом (форточка). С другой стороны, даже осмысленный материал (стихотворение) для точного запоминания требует механического заучивания.
Приемы осмысленного запоминания: 1. Выделение главных мыслей и группировка их в виде плана. 2. Выделение смысловых опорных пунктов, при этом каждая смысловая часть заменяется каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала, затем составляется план. Каждый пункт плана - обобщенный заголовок определенной части текста. Установлено, что учащиеся, которые составляют план при запоминании, лучше усваивают материал, чем те ученики, которые при заучивании планов не составляют. 3. Сравнение - нахождение сходства и различия между предметами, явлениями и событиями. Вариант - сопоставление изучаемого материала с уже усвоенным. 4. Конкретизация материала - пояснение общих положений и правил примерами, решение задач, проведение лабораторных работ. 5. Повторение - это сознательно контролируемый или неконтролируемый процесс циркуляции информации. Повторение - это универсальный способ запоминания. Для того, чтобы сделать заучивание эффективным, необходимо учитывать ряд закономерностей: 1. Заучивание имеет неравномерный характер. Учитывая этот факт, нужно повторять материал через некоторое время. Повторное заучивание, как правило, улучшает результат запоминания. 2. Запоминание в процессе заучивания имеет скачкообразный характер (идет своеобразное «накопление» следов от воспринятого материала). Поэтому заучивание должно быть распределено во времени с постепенным увеличением временных интервалов: например, через 5 мин, через 30 мин, через 2 часа, через несколько часов. Можно выделить 13 мнемических приемов запоминания, предполагающих мыслительную обработку запоминаемого материала: 1) группировка; 2) выделение опорных пунктов; 3) план; 4) классификация; 5) структурирование; 6) схематизация; 7) аналогия; 8) мнемотехнические приемы; 9) перекодирование; 10) достраивание; 11) серийная организация материала; 12) ассоциации; 13) повторение.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.031 с.) |