Систематизация законодательства: понятие, цели, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематизация законодательства: понятие, цели, виды



Систематизация это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Систематизация важна для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования, устранения устаревших и неэффективных норм, ликвидации пробелов и т.п.

Современная юридическая практика использует различные виды систематизации:

1.Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Цель инкорпорации – обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Она лишена правотворческой природы, но акты публикуются в сборниках и собраниях не в первоначальной редакции, а с учетом последующих изменений и дополнений, в том числе в новой редакции. Однако такая внешняя обработка нормативного акта не затрагивает собственно нормативного содержания акта. Таким образом, отличительная черта инкорпорации – сохранение неизменным нормативного содержания акта. Принципы инкорпорации: хронологический, тематический и др.

Инкорпорация подразделяется на официальную, официозную и неофициальную (в зависимости от того, кто подготовил сборник). Официальным сборник считается в двух случаях: если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание, сборник; или если правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом. На официальную корпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов (например, Собрание законодательства РФ).

Официозными признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одобрения. Например, в свое время издавалось Собрание действующего законодательства СССР, которое подготавливалось Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР, но отдельные тома не были утверждены соответствующими органами.

Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Эти издания не являются официальными изданиями и, следовательно, на них нельзя ссылаться при правоприменении.

2. Консолидация – это сведение множества нормативных актов в один укрупненный акт. Он заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет соответствующие реквизиты.

Основные черты консолидации:

– не меняется содержание правового регулирования, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменений или проводится лишь их редакционное усовершенствование, например, удаляются повторы, противоречия, тождественные нормы и т.д.;

– объединенные акты утрачивают свою силу, а вместо них действует новый акт;

– работа осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых (а не чужих) актов, т.е. имеет место «авторское упорядочивание актов»;

– чаще всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения, административной ответственности, охраны природы и т.п.

3.Кодификация – это систематизация действующего законодательства, направленная на его коренную переработку путем подготовки принятия нового кодификационного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация в то же время имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений определенного вида или конкретной сферы деятельности. Кодификация – один из видов правотворческой работы, характеризуемый новизной регулирования общественных отношений.

Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию. Примером всеобщей кодификации принято считать Свод законов (с 1995 г. в России ведется подготовка Свода законов Российской Федерации). Отраслевая кодификация охватывает определенную отрасль или подотрасль, наиболее распространенный вид такой отраслевой кодификации – кодекс. Специальная кодификация группирует нормы права определенного института или нескольких институтов, например, Образовательный кодекс.

Российская правотворческая практика пошла по пути создания кодексов. Они представляют собой крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных общественных отношений. Кодексы удобны в использовании, содержат большое число конкретных норм, которые менее абстрактны, чем, например, нормы Конституции или Основ законодательства. Кодексы решают проблему множественности нормативных правовых актов.

Другой вид кодификационных актов – Основы законодательства. Эти крупные нормативные акты содержат принципы правового регулирования общественных отношений и применимы в федеративном государстве, поскольку создают единое правовое пространство.

К числу кодификационных актов относят также уставы, регулирующие деятельность в конкретной сфере, например, железнодорожного транспорта; положения, своего рода сводные акты, регулирующие статус определенного государственного органа или организации; правила, которые регламентируют порядок организации и структуру, нередко содержат предписания.

Преимущества кодификации:

– придает законодательству компактность, согласованность;

– укрепляет системность законодательства, его юридическое единство;

– имеет сводный характер, обеспечивает преемственность в правовом регулировании;

– имеет сложную структуру, которая обеспечивает рациональную организацию правового материала;

– регулирует общественные отношения на основе единых принципов, что обеспечивает устойчивость такого регулирования.

Также выделяют и такую форму упорядочивания, как учет, который состоит в хранении, поддержании в рабочем состоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия. Основная задача данного вида систематизации возможность находить нужную правовую информацию. Данный вид систематизации проводится почти всеми государственными органами, юридическими лицами, а также различными юридическими учреждениями и организациями.

С развитием информационных технологий появилась еще одна специфическая возможность упорядочивания, приведения в определенную систему законодательства – это электронная система классификации правовых актов. Системность расположения информации, удобный поиск нормативного акта имеет несомненные преимущества по сравнению с традиционным учетом. Примером электронной системы классификации являются правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».

Юридическая техника

Юридическая техника система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях повышения их эффективности.

При формулировке правовых норм, издании нормативно-правовых актов законодатель использует определенные правила, которые призваны обеспечивать высокий уровень последних. Уровень юридической техники отражает юридическую культуру законодателя. Все это, в конечном итоге, обеспечивает эффективность права.

Правила юридической техники:

ясность, четкость, доступность языка правовых актов;

сочетание лаконичности текста с полнотой содержания соответствующих норм;

последовательность в изложении информации;

внутренне единство и согласованность правового материала.

Средства юридической техники:

юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта); законодатель использует три вида юридических терминов: общеупотребительные, специально юридические и специально неюридические;

юридические конструкции (специфическое строение правового материала по особому типу связей составляющих его элементов);

текст документа с его реквизитами и структурой; к реквизитам относятся – наименование, дата и место принятия, подписи и т.д., элементами теста правового акта, как правило, служит преамбула, общая и особенная части[5], нормативный материал группируется в разделы, главы.

Технико-юридические приемы выражения и изложения законодательной воли подразделяются на абстрактный и казуистический.

При использовании абстрактного приема вся совокупность возможных юридических фактов и связей выражается обобщенными родовыми понятиями.

При использовании казуистического приема фактические обстоятельства формулируются перечислением либо с помощью указания на конкретные, индивидуальные признаки.

Дополнительная литература

1. Дмитриев, Ю. А. Референдум в системе народовластия/ Ю.А. Дмитриев, В. В. Комаров. М., 1995.

2. Закон: создание и толкование. М., 1998.

3. Игнатенко, В. В. Региональное правотворчество и законодательство: Основные понятия и термины / В. В. Игнатенко. Иркутск, 1996.

4. Крестьянинов, Е. В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. № 12.

5. Малков, В. П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

6. Масловская, Т. С. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации / Т. С. Масловская. Сургут, 1999.

7. Окуньков, Л. А. Вето Президента /Л. А. Окуньков, В. А. Рощин. М., 1999.

8. Поленина, С. В. Правотворчество в Российской Федерации / С.В. Поленина. М., 1996.

9. Суслин, Э.В. Юридическая техника: учебное пособие / Э.В. Суслин / Под общ. Ред. С.Ф Зыбина. СПб.: НОУ СЮА, 2009.

10. Троицкий, В. С., Морозова, Л. А. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. № 4.

11. Шувалов, И. И. Цели и средства в правотворческой деятельности // Закон. 2005. № 5.

Глава 5. Норма права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.01 с.)