Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социального регулирования. Социальные нормы
Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Социальные нормы регулируют наиболее типичные общественные отношения и поведение людей. Социальные нормы – это общепризнанные или распространенные эталоны, образцы, варианты, правила поведения людей в обществе. Признаки социальных норм: – являются общими правилами, т.е. правилами для всех членов общества и исходят из интересов общества, поэтому они обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата); – действуют непрерывно (до изменения или прекращения) и многократно; – всегда результат волевой и сознательной деятельности людей; –направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. Виды социальных норм. Социальные нормы многочисленны и разнообразны, это детерминировано разнообразием общественных отношений, которые они регулируют. По сфере действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические, брачно-семейные и др. Различие между ними определяется конкретной областью общественной жизни, в которой они реализуются. По способу формирования и особенности регулирования можно выделить нормы морали, нормы-обычаи, корпоративные нормы и правовые нормы. Различие между названными видами норм определяется: – процессом формирования; – формой закрепления; – характером регулятивного воздействия; – способами и методами обеспечения. Основные функции социальных норм: 1. Регулятивная функция означает, чтосоциальные нормы устанавливают правила поведения в обществе и тем самым регулируют его жизнь. Они обеспечивают стабильность общества как целого, поддерживая социальные процессы в упорядоченном состоянии. 2. Оценочная функция означает, чтолюбая социальная норма содержит общественную оценку действий. Можно выделить как минимум три варианта оценки: – отрицательная, если норма содержит запрет на то или иное действие; – положительная, если норма говорит о том, что «можно» или «нужно»; – нейтральная, если в норме закреплена возможность для субъектов общественных отношений договориться о варианте поведения самостоятельно (если иное не предусмотрено договором). 3. Информационная функция означает, что любая социальная норма является источником информации о возможном или должном поведении человека.
Особой разновидностью норм являются социально-технические (или технико-юридические) и технические нормы. Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром – природой, техникой. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими, за их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Пример – правила дорожного движения, противопожарной безопасности и другие. В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные (ценностный, директивный, информационный), которые также воздействуют на общественные отношения. Ценностный регулятор определяет поведение людей с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются, прежде всего, в культуре общества и отдельных народов, наций, в профессиональной среде и т.п. Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи. Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т.е. это институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране. Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе и правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие. Соотношение права и морали
Важным вопросом является соотношение права и морали, так как в правоприменительной практике не редко приходится обращаться к нравственным критериям, например, для оценки поведения субъектов права. Мораль – это правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль, почти всегда, несет оценочную нагрузку (плохо или хорошо). Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Однако они остаются самостоятельными регуляторами общественных отношений. Общие черты между правом и моралью: – нормы права и морали – это разновидность социальных норм, т.е. они определяют границы возможного и должного поведения; – у них единый объект регулирования – это общественные отношения, т.е. они решают одну и ту же задачу – упорядочить общественную жизнь; – мораль осуждает практически все правонарушения и особенно преступления; – государство оказывает влияние на формирование морали через политику, идеологию, а также через право. Различия между правом и моралью: – по процессу формирования (нормы права исходят от государства, им же отменяются, дополняются или изменяются, а моральные установки создаются всем обществом в процессе взаимного общения); – по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – в специальных актах, имеющих письменную форму); – по сфере действия (мораль может регулировать практически все общественные отношения, а право – наиболее важные из них); – по времени введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые – в конкретно установленный срок); – по способу обеспечения (моральные обеспечиваются мерами общественного воздействия, а правовые – государственного); – по характеру регулятивного воздействия (нормы права – с точки зрения юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, наказуемого - ненаказуемого, а мораль с позиций внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т.п.); – их требования могут совпадать, а могут и противоречить друг другу. Функции права Функции права – это основные направления воздействия норм права на общественные отношения. Функции права: 1) Регулятивная функция означает упорядочение общественных отношений, путем установления положительных правил поведения. Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни. 2) Охранительная функция означает установление мер юридической защиты и юридической ответственности, за не соблюдение каких либо норм предусматриваются санкции. Специфика охранительной функции: – характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающейся в угрозе санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; – служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану; – показатель политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.
3) Политическая функция означает регулирование отношений власти, отношений между социальными группами и, особенно в регулировании национальных отношений. 4) Воспитательная функция означает воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан. 5) Компенсационная функция выражает существенную особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости. Например, ГКРФ, охраняя честь и достоинство граждан (ст.152), обязывает виновную сторону возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпевшему. 6) Ограничительная функция означает, что право регулирует общественное поведение, а значит предписывает варианты поведения, которые должны соответствовать интересам общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол. 7) Информационная функция означает, что право – это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права. Правовая информация – это властная информация, посредством ее выражается определенное мировоззрение. Не имея изначальной предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества. Дополнительная литература 1. Абрамов, А. И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. № 2. 2. Агешин, Ю. А. Политика, право, мораль // Право / Ю. А. Агешин. М., 1982. 3. Алексеев, С. С. Тайна и сила права / С. С. Алексеев. М. 2009. 4. Бабенко, А. Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Государство и право. 2002. № 7. 5. Баранов, В. М. Корпоративные и правовые нормы: Некоторые проблемы взаимодействия в современной России / В. М. Баранов. Н. Новгород, 1997. 6. Вопленко, Н. Н. Сущность, принципы и функции права / Н.Н. Вопленко. Волгоград, 1998. 7. Головкин, Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного общества / Р. Б. Головкин. Владимир, 1999. 8. Матузов, Н. И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2. 9. Радько, Т. Н.. Функции права/ Т. Н. Радько, В. А. Толстик. Н. Новгород, 1995. 10. Хеффе, Отфрид. Политика. Право. Справедливость / Отфрид Хеффе. М., 1994. 11. Чернобель, Г. Т. Право как мера социального блага // Журнал российского права. 2006.№ 6.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.015 с.) |