Раздел І. Введение в курс «теория государства и права» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел І. Введение в курс «теория государства и права»



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 


Кафедра теории и истории государства и права

 

Э. В. СУСЛИН, Д. В. РЫБИН

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

 

Рецензенты:

 

Тимофеев М.Т.,

кандидат юридических наук, докторант юридического факультета Центрально-Европейского университета (г. Будапешт, Венгрия)

Павлова С.В.,

кандидат юридических наук, доцент, зам. заведующего кафедрой

теории и истории государства и права СПб юридической академии

Суслин Э.В., Рыбин Д. В.

Теория государства и права: учебное пособие. — СПб.: НОУ СЮА, 2011. с.

Учебное пособиепо дисциплине «Теория государства и права» подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция», квалификация (степень) - бакалавр и раскрывает основное содержание учебной дисциплины.

Данное учебное пособие предназначено для студентов Санкт-Петербургской юридической академии, а также будет полезно для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов России.

 

 

Учебное пособие обсуждено и одобрено

кафедрой теории и истории государства и права
(протокол № 3 от 19 марта 2012 г.)

Содержание

Раздел і. введение в курс «теория государства и права»

Глава 1. Предмет и метод теории государства и права

§1. Объект и предмет науки теории государства и права

§2. Место теории государства и права в системе общественных наук и в системе юридических наук

§3. Функции теории государства и права

§4. Система методов теории государства и права

Дополнительная литература

 

Глава 2. Социально-исторические предпосылки возникновения государства и права. Общая характеристика учений о государстве и праве

§1. Основные теории происхождения государства

§2. Особенности возникновения права

§3. Основные учения о праве

Дополнительная литература

 

Раздел іі. общая теория государства

Глава 1. Социальная природа и понятие государства. Типология государств

§1. Понятие и признаки государства: многообразие подходов

§2. Сущность государства: формальная и содержательная стороны

§3. Государственный суверенитет: понятие, признаки, формы

§4. Понятие типологии государств

§5. Понятие и содержание формационного подхода

§6. Понятие и содержание цивилизационного подхода

Дополнительная литература

Глава 2. Функции государства

§1. Понятие и классификация функций государства

§2. Внутренние функции государства

§3. Внешние функции государства

§4. Формы осуществления функций государства

Дополнительная литература

Глава 3. Форма государства

§1. Понятие «форма государства» и его структура

§2. Форма правления: понятие и виды

§3. Форма государственного устройства: понятие и виды

§4. Политический режим: понятие и виды

Дополнительная литература

Глава 4. Механизм государства

§1. Понятие и структура механизма государства

§2. Понятие, признаки и виды органов государства

§3. Государственный аппарат: понятие, модели, признаки и принципы

§4. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата

Дополнительная литература

 

Глава 5. Гражданское общество и правовое государство

§1. Понятие и признаки правового государства

§2. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы

Дополнительная литература

 

Глава 6. Государство в политической системе общества

§1. Понятие, структура и функции политической системы общества

§2. Государство как самостоятельный субъект политики

§3. Место и функции политических партий, общественно-политических движений, групп давления в политической системе

Дополнительная литература

Раздел ііі. общая теория права

Глава 5. Норма права

§1. Понятие нормы права и ее признаки

§2. Структура нормы права

§3. Способы изложения правовых норм в нормативно-правовых актах

§4. Виды правовых норм

Дополнительная литература

Глава 6. Система права

§1. Понятие и элементы системы права

§2. Предмет и метод правового регулирования

§3. Материальное и процессуальное право

§4. Публичное и частное право

Дополнительная литература

Глава 7. Правовые отношения

§1. Понятие, признаки и виды правовых отношений

§2. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правовых отношений.

§3. Субъекты правоотношений

§4. Объекты правоотношений

§5. Юридические факты

Дополнительная литература

Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно- правовых явлений.

Методы познания государства и права принято располагать по следующим группам:

общефилософские, или мировоззренческие методы;

общенаучные (общие) методы;

частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основой, на которой развивается наука теории государства и права. Среди них выделяют метафизику и диалектику.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди них принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Исторический метод требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в т.ч. с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев, социокультурных корней.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру объекта, например, логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции, санкции.

Синтез, наоборот, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, правового статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений.

Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получить знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканского или монархического правления.

Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и антидемократического режимов возможно определить политический режим конкретного общества.

Системный метод ориентирует на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем. Он дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую системы общества, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.д.

Функциональный метод ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Он дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его норм, функции правосознания и т.д.

Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) наук. К ним относятся конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и др.

Социологический метод состоит в исследовании государственно-правовых явлений посредством таких приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов и документов, проведение социального эксперимента.

Использование социального эксперимента связано с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.

Статистический метод позволяет получить и проанализировать количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В теории права этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, например, правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов.

Кибернетический метод позволяет с помощью системы понятий, законов, технических средств кибернетики познавать государственно-правовые явления(прямая и обратная связь, оптимальность и др.)

Среди них следует выделять два метода, являющиеся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т.д.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Этот метод позволяет также сопоставлять разные отрасли права в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. Этот метод позволяет использовать юридический опыт и практику, определить пути совершенствования государственной системы и системы права.

Дополнительная литература

1. Арзамасов, Ю. Г. Нормография: теория и методология нормотворчества / Ю. Г. Арзамасов. М.: Изд-во Академический проект, 2007.

2. Керимов, Д. А. Философские проблемы права / Д. А. Керим. М., 1986.

3. Козлов, В. А. Проблемы предмета и общей методологии права. /
В. А. Козлов. Л., 1989.

4. Кузнецов, Э. В. Философия права в России / Э. В. Кузнецов. Л., 1989.

5. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. М., 2002.

6. Мальков, Б. Н. Философия права: Курс лекций / Б. Н. Мальков. М., 2006.

7. Мальцев, Г. В. Развитие права: к единению с разумом и наукой /
Г. В. Мальцев. М., 2005.

8. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М., 1981.

9. Юриспруденция XXI века: Проблемы и перспективы развития. Южно-Сахалинск, 2004.

О государстве и праве

Основные учения о праве

С древнейших цивилизаций до новейшего времени сформировалось множество научных воззрений на право. Рассмотрим основные учения о праве, оказавшие значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной правовой мысли.

Естественно-правовая теория (юснатурализм). Появившаяся на свет в V в. до н.э. в трудах античных философов (в первую очередь в трудах Сократа, Платона и Аристотеля),наиболее логически завершенную форму получила в период ХVіі- ХVііі вв. в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, А.Н. Радищева и др.

Основные идеи:

1) разделяются право и закон: наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, которое является критерием права позитивного;

2) отождествляются право и мораль;

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения или даются от Бога.

Достоинства:

– революционная, прогрессивная доктрина, под ее лозунгами происходили революции в Англии и Франции;

– верно отмечено, что законы могут быть неправовыми и должны приводиться в соответствие с правом;

– провозглашает источником прав человека природу либо Бога, предотвращая этим произвол чиновников.

Недостатки:

– уменьшается формально-юридическое значение права, в результате чего теряется критерий законного и противозаконного;

– такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое может быть различным у разных людей.

Историческая школа права логическое завершение получила в ХVііі-начале ХіХ веков (К. Савиньи, Г. Пухта и др.).

Основные идеи:

1) право – историческое явление, которое, как язык, не устанавливается, а возникает, развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права обычного, произрастающего из недр народного сознания;

3) отрицали права человека, т.к. в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства:

– впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

– справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

– верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем, стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

– выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

– ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, а в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права логически завершенную форму получила в ХХ веке. Представители: Р. Штаммлер, Г. Кельзен и др.

Основные идеи:

1) исходным (в частности, для Кельзена) понятием является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) По Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, т.о., не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому юридическая норма должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими и др. оценками;

3) В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже должны включаться в понятие права и которые должны соответствовать основной (конституционной) норме.

Достоинства:

– верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

– нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями и позволяет субъектам знакомиться с ними по нормативным актам;

– признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

– сильный сдвиг к формальной стороне права, что игнорирует его содержательную сторону, недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. излишне очищают от них право;

– преувеличивается роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и необоснованными.

Марксистская теория права завершенную форму получила в ХіХ-ХХ веках. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.

Основные идеи:

1) право – возведенная в закон воля господствующего класса;

2) содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером материальных производственных отношений;

3) право – социальное явление, где классовая воля получает государственно-нормативное содержание. Право- это нормы, установленные и охраняемые государством.

Достоинства:

– право понимается как закон, т.е. формально определенный нормативный акт, выделяются четкие критерии правомерного и противоправного;

– зависимость права от социально-экономических факторов, влияющих на него наиболее существенно;

– тесная связь права с государством.

Слабые стороны:

– преувеличение роль классовых начал в ущерб общечеловеческим;

– жесткая связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права возникла в ХХ веке, труды Л.И. Петражицкого, Росса, Рейснера и др.

Основные идеи:

1) психика людей – определяющий фактор развития общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся из психологических закономерностей – правовые эмоции людей, которые носят императивный характер: чувства правомочия (атрибутивная форма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная форма);

3) все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право выступает подлинным регулятором поведения, поэтому должно развиваться как действительное право.

Достоинства:

– учтены психологические процессы, поэтому нельзя принимать законы, не учитывая психологию индивидов;

– повышает роль правосознания в правовом регулировании;

– источник прав человека выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

– слишком большое значение психологических факторов в ущерб другим;

– подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного критерия, нет четких критериев законного и противоправного.

Социологическая теория права возникла в середине XIX века, представители: Е. Эрлих, Р. Паунд, Л. Дюги, С.А. Муромцев и др.

Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя не так, как в естественно-правовой доктрине. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Закон находится в сфере должного, а право – в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название этой теории – теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая субъектами правотворчества.

Достоинства:

– ориентируют на реализацию права, на сущее, где оно приобретает практическое осуществление;

– совершенно обоснованно подмечают приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой нормой;

Эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

– если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе ре6ализация может быть как законной, так и противозаконной;

– в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Дополнительная литература

1. Берман, Г. Западная традиция права: Эпоха формирования / Г. Берман. М., 1994.

2. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989.

3. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс / Л. Е. Гринин. М., 2007.

4. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права: учеб. пособие / Т. В. Кашанина. М.: Юристъ, 2009.

5. Маркс, К., Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Собр. соч. Т. 21. 2-е изд. С. 28-178.

6. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности / отв. ред. В. А. Попов. М., 1995.

7. Честнов, И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права: Исторические предпосылки и эволюция государства и права: учеб. пособие /
И. Л. Честнов. СПб.,2005.

8. Широков, А. Т. Происхождение государства / А. Т. Широков. Минск, 1998.

Типология государств

Внешние функции государства

Внешние функции государстваэто основные направления его деятельности по выполнению стоящих пред ним внешних задач.

К внешним функциям современного государства можно отнести: оборону страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами и другие.

Функция обороны страны базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам конкретного государства вооруженных конфликтов.

Функция поддержания мирового порядка – это деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, а также сокращению химического и ядерного оружия, усилению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов.

Функция сотрудничества с другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, сочетающих интересы конкретного государства с интересами других государств.

Глава 3. Форма государства

Понятие и признаки права

Право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. В юридической науке и практике традиционно различают право в субъективном и объективном смыслах.

Объективное право (или собственно право) – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Объективное право еще называют «позитивным», т.к. оно устанавливается государством и в этом смысле является искусственным образованием, т.к. формируется государством, которое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Это конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Право (в сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных, установленных и обеспеченных государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе [4].

Признаки права:

волевой характер состоит в том, что в правовых нормах всегда выражена чья-то воля – либо всего общества, либо социальной группы и т.д.;

общеобязательность означает, что принимаемые правовые нормы распространяются на всех субъектов правоотношений, находящихся на территории действия правового акта, в котором содержатся эти нормы;

нормативность означает, что право, прежде всего, состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих общественные отношения;

связь с государством выражается в том, что именно государство издает подавляющее большинство правовых актов, оно же обеспечивает их рализацию с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат: правоохранительные органы, в том числе суды, органы исполнения наказания и т.п. Кроме того, с помощью права государство проводит свою политика, организует выполнение своих задач.;

формальная определенность права означает, что право внешне выражено в письменной форме. При этом вид формы и требования к ней определяются видом правового акта – закон, Указ, Постановление и т.п.;

системность означает, что право не простая совокупность правовых норм, а упорядоченная и взаимосвязанная совокупность, где каждая норма права имеет свое место и играет свою роль.

Виды подзаконных актов:

указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

решения и постановления местных органов государственной власти;

решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных органов;

локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Федерации;

нормативные акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенного длительного действия и временные нормативные акты.

И по кругу лиц

Нормативные правовые акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Временные пределы. Действие нормативно-правового акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

Что считается моментом вступления нормативно-правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоциируется этот момент?

В государственно-правовой теории и практике разных стран нет единого ответа на эти вопросы. В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия и утверждения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в разных странах в чрезвычайных или иных экстремальных ситуациях.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования). Например, в соответствии с законодательством Италии законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное.

В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами или же указывается в других, специально изданных с этой целью актах.

Порядок опубликования и вступления нормативного акта в силу в РФ определяется ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Согласно этому закону ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом, а акты ФС в течение 10 дней после дня их принятия.

Согласно статье 6 данного ФЗ «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

по истечении срока действия акта, на который он был принят;

в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Пространственные пределы. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами.

Государственная территория часть земного шара, включающая сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

По кругу лиц. Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта.

Но из данного правила есть несколько исключений:

1) существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, прокуроров и т.д.);

2) главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом, и к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушения уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях;

3) некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Дополнительная литература

1. Абрамов, А. И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. № 2.

2. Алексеев, С. С. Тайна и сила права / С. С. Алексеев. М. 2009.

3. Алексеева, Н. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6.

4. Бабенко, А. Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Государство и право. 2002. № 7.

5. Байтин, М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М. И. Байтин. Изд. 2-е. М., 2005.

6. Баранов, В. М. Корпоративные и правовые нормы: Некоторые проблемы взаимодействия в современной России / В. М. Баранов.
Н. Новгород, 1997.

7. Богдановская, И. Ю. Прецедентное право / И. Ю. Богдановская. М., 1993.

8. Богдановский, И. Б. Судебный прецедент – источник права? // Государство и право. 2002. № 12.

9. Бошко, С. В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. № 1.

10. Вопленко, Н. Н. Сущность, принципы и функции права /
Н. Н. Вопленко. Волгоград, 1998.

11. Головкин, Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного общества / Р. Б. Головкин. Владимир, 1999.

12. Емельянов, С. А. Право: определение понятия / С. А. Емельянов. М., 1992.

13. Козлихин, Т. Ю. О нетрадиционных подходах к праву // Правоведение. 2006. № 1.

14. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юридическая литература, 1994.

15. Малько, А. В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько.
2-е изд. М., 2004.

16. Матузов, Н. И. Право в системе социальных норм // Правоведение.1996. № 2.

17. Муромцев, Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. № 2.

18. Осипян, Б. А. Процессы взаимодействия обычая и права // Современное право. 2006. № 4.

19. Правокак социокультурная ценность / под ред. Н. С. Соколовой. М., 2001.

20. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.

21. Свечникова Л. Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы // Государство и право. 1998. № 9.

22. Судебная практика как источник права. М., 1997.

23. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат и мусульманская правовая культура /
Л. Р. Сюкияйнен. М. 1997.

24. Чернобель, Г. Т. Право как мера социального блага // Журнал российского права. 2006. № 6.

Общественных отношений

Соотношение права и морали

Важным вопросом является соотношение права и морали, так как в правоприменительной практике не редко приходится обращаться к нравственным критериям, например, для оценки поведения субъектов права.

Мораль – это правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль, почти всегда, несет оценочную нагрузку (плохо или хорошо). Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Однако они остаются самостоятельными регуляторами общественных отношений.

Общие черты между правом и моралью:

– нормы права и морали – это разновидность социальных норм, т.е. они определяют границы возможного и должного поведения;

у них единый объект регулирования – это общественные отношения, т.е. они решают одну и ту же задачу – упорядочить общественную жизнь;

мораль осуждает практически все правонарушения и особенно преступления;

государство оказывает влияние на формирование морали через политику, идеологию, а также через право.

Различия между правом и моралью:

– по процессу формирования (нормы права исходят от государства, им же отменяются, дополняются или изменяются, а моральные установки создаются всем обществом в процессе взаимного общения);

– по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – в специальных актах, имеющих письменную форму);

– по сфере действия (мораль может регулировать практически все общественные отношения, а право – наиболее важные из них);

– по времени введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые – в конкретно установленный срок);

– по способу обеспечения (моральные обеспечиваются мерами общественного воздействия, а правовые – государственного);

– по характеру регулятивного воздействия (нормы права – с точки зрения юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.18 с.)