Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития и исторические формы классической научной рациональности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - понятие, характеризующее специфический строй человеческого мышления, опирающийся на принципы классической картины мира, классической логики, физики и евклидовой геометрии. Возникновение рационалистического строя мысли относится к эпохе между 800 и 200 гг. до н.э., которую К. Ясперс назвал осевым временем. Античное мышление, питавшее европейскую культуру, было глубоко рационалистичным. Однако возникновение современного научного метода связано с научно-технической революцией XVII—XVIII вв. и трудами Коперника, Ф. Бэкона, Галилея, Декарта, Ньютона. Система мышления, сложившаяся на основании новых научных данных, и получила название К.р., или классической общенаучной парадигмы. Наиболее важным для этой системы мышления принципом, возможно, был провозглашенный Ф. Бэконом девиз «Knowledge itself is power», известный у нас в неточном переводе «Знание — сила». Человек, занимавший в Англии высший государственный пост канцлера, наверняка имел в виду другой, более важный смысл многозначного английского слова power — власть. «Знание — само по себе власть» — именно в такой форме этот принцип определил целевые установки К.р. Человек Нового времени ощутил себя полновластным хозяином земли, а орудием своей власти сделал науку и технику. Оценивая место человека в системе мира с точки зрения К.р., иногда пишут: человек — лишь сторонний наблюдатель того, что происходит во Вселенной, отодвинутый на периферию Универсума. Это мнение справедливо только отчасти. Верно, что разум человека трактовался как дистанцированный от мира вещей, от природы. Но если человек и выступал как наблюдатель по отношению к этому миру, то лишь в том смысле, что наблюдение рассматривалось как неотъемлемая часть экспериментального метода познания, открывавшего человеку тайны природы и служившего основой технических способов подчинения этой природы человеку. Согласно методу, введенному в науку Ньютоном, построение теории, которая описывает реальное устройство мира, состоит из трех фаз. На первой из них реальная ситуация предельно упрощается, строится сравнительно простая математическая модель. Именно так поступал сам Ньютон, когда вводил силу тяготения, не обсуждая физического механизма этой силы, и предполагал, что Луна движется вокруг Земли по круговой орбите, которая не искажается под действием других планет. На второй фазе выполняется сравнение результатов вычислений по упрощенной модели с наблюдениями. И наконец, на третьей фазе результаты этого сравнения используются для построения усовершенствованной теории. Так, в качестве орбиты Луны был выбран эллипс. Разработанный Ньютоном метод прочно вошел в исследовательский арсенал естествознания. Девизом исследовательского метода Ньютона стало изречение — «Гипотез не измышляю». Вместо априорных гипотез Ньютон выдвинул физику принципов. «Не должно требовать в природе других причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений», — писал он. Речь шла об открытии наиболее общих закономерностей на основе наблюдений и опытов. Это был индуктивный метод познания природы. Полагая, что основоположник классического естествознания сузил методологические возможности науки, Энгельс отозвался о нем недопустимо резко, назвав его «индуктивным ослом». Энгельс просто не разобрался в этом вопросе. Ньютон не отвергал ни дедуктивного метода, ни гипотез. Он категорически осуждал практику гипотез необоснованных, которыми злоупотреблял Декарт, «объяснявший», например, вкус соли тем, что ее частицы имеют игольчатую форму. В работах самого Ньютона гипотез, имеющих форму физических принципов, достаточно много; вспомним хотя бы его представления об абсолютном пространстве и времени. Расходясь с Декартом в отношении к гипотезам, Ньютон был солидарен с ним в другом — в признании абсолютных истин и в возможности абсолютно достоверного знания. Эти принципы — прямое наследие учения средневековой науки о божественном Абсолюте. Вселенная представлялась Ньютону истинным храмом Бога. Исследуя природу, полагал он, человек познает безграничную мудрость Творца. Инструментом познания служила наука, а высшим критерием истинности полученных знаний — авторитет самого разума, ведущего исследование научным методом. Логическим завершением системы К.р. явился жесткий принцип лапласовского детерминизма, провозгласивший верховную власть строгих механистических законов над миром природных явлений. Человек мог управлять этим миром только одним способом — познавая эти законы и изобретая технологии, основанные на их следствиях. Случайность изгонялась из Вселенной, которая становилась подобной огромному механизму. Связь причины и следствия в этом мире была необходимой и однозначной. Естественным дополнением присущих К.р. механистических взглядов было стремление к редукционизму, к анализу по преимуществу малых систем, или механических устройств, характеризуемых небольшим числом элементов и внутренних связей. Этот категориальный подход послужил одной из основ практических успехов классического естествознания. А следствием его оказалось пренебрежительное отношение к классу сложных систем. Возможно, здесь сказывалось также унаследованное от средневековой теологии отношение к системе как к жесткой заранее заданной схеме. Полемика со средневековым наследием вынуждала философов XVIII в. высказывать резко негативные суждения о системности: «Следование системе — это патология мышления» (Фонтенель); «Самый изобретательный способ стать идиотом — следовать системе» (Шефтсбери); «Если вы желаете серьезно предаться изучению природы, то следует начинать с того, чтобы не создавать никакой системы» (Вольтер). Классический тип научной рациональности. Рождение феномена научной рациональности связано с коренным реформированием европейской философии в Новое время, выразившимся в её сциентизации и методологизации. Основателем этой реформы принято считать Р. Декарта, побудившего человеческий разум освободиться от оков мистики и откровения, от рассудочной ограниченности схоластики. Цель основателей рациональности состояла в утверждении науки (прежде всего математики и математизированного естествознания) как безоговорочного единственного лидера. Наука Нового времени лишила легитимности любые апелляции к теологическим связям при объяснении явлений природы. Декарт и его последователи считали, что Бог является "первой", истинной, но не единственной субстанцией. Благодаря ему приходят к единству две другие субстанции - материальная и мыслящая. В материальной субстанции человек способен разобраться, познавая созданное свыше. Рационализм в широком смысле - это уверенность в способности разума, особенно разума просвещенного, руководимого правильным методом (с позиций эмпиризма рассуждал Ф. Бэкон, а с позиций рационализма - Р. Декарт), разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого человека и непременно с помощью разума постигать Бога. Философы Нового времени с помощью здравого смысла пытались решать практические жизненные задачи и в конечном счете переустроить общество на разумных началах. В отличие от Абсолюта человеческий разум - сомневающийся, ищущий, способный к заблуждениям и иллюзиям. Классическая парадигма была первоначально связана с поисками "правильной" методологии научного исследования, которая должна привести к построению точной картины природы. Изменчивость и вариантность - признак заблуждения, возникающего в силу субъективных привнесений ("идолов" или "призраков", как их называл Бэкон). Субъект познания при таком рассмотрении как бы выносился за скобки. Согласно этому представлению, принципы рационального высказывания должны были быть подчинены критической рефлексии, точному расчету и идеологической непредвзятости. Считалось, что они должны сохранять свое значение в любую эпоху, в любом культурно-историческом регионе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.009 с.) |