Постнеклассическая научная картина мира. Понятие «глобальный эволюционизм». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постнеклассическая научная картина мира. Понятие «глобальный эволюционизм».



Образ постнеклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика - разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого укола, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов.

Постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии (рефлексия – обращение внимания субъекта на самого себя и свое сознание, а также какое-либо переосмысление) над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. В эволюционировании неравновесных, открытых и саморазвивающихся систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленности изменений возможен эффект ответвления. В постнеклассической картине мира понятия упорядоченность, структурность, закономерность так же объективны, как неопределенность, стохастичность, многоальтернативность. В ее основу легли концепции нестабильного, неравновесного мира, глобального эволюционизма, принцип возникновения порядка из хаоса и другие. В постнеклассической картине мира хаос понимается не как источник деструкции и отсутствие всякого порядка, а как состояние, которое в результате различных взаимодействий может стать причиной спонтанного структурогенеза.

Основу постнеклассической науки составляют термодинамика неравновесных, нелинейных открытых систем (синергетика), идея универсального эволюционизма и теория систем. Принципы синергетики. С целью достижения лучшего понимания принципов синергетики представим новое (постнеклассическое) знание в старой, привычной форме, в форме принципов классической философии. Для этого разделим эти принципы на онтологические и гносеологические – принципы бытия и познания.

Онтологические принципы:

- Бытие есть эволюционирующие системы. Эта формулировка следует традиции, заложенной еще древними греками, иногда продолжаемой и в Новое время. Пифагор: все есть число. Фалес: все есть вода. Парменид: бытие есть, небытия нет. Платон: все есть идеи. Аристотель: все есть форма и материя. Гегель: все есть абсолютная идея.

- Любая система открыта, обменивается с окружающей средой веществом, энергией, информацией.

- Каждая система эволюционирует к более устойчивому состоянию (аттрактору).

- Эволюция подчинена ведущим параметрам порядка. Бытие мира, каким оно представляется человеку в современной картине мира, бесконечно и многообразно, но еще более сложным образованием он предстанет в будущей картине мира, основы которой закладывает современная постнеклассическая картина мира.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – это учение, объединяющее биологическую и культурную эволюции в понятии «коэво­люция», которое основывается на единстве человека и природы, а также естественных и гуманитарных наук, признающих универ­сальный характер эволюционных процессов и, как следствие, фундаментальный харак­тер законов развития Вселенной. В этом уче­нии раскрывается единый процесс эволю­ции – от появления химических элементов до возникновения человека. Проект объединения биологической и социальной эво­люции был предложен еще Вернадским, по­лучил выражение в его теории биосферы и ноосферы, а затем был развит Т. де Шарденом, тогда как собственно концепция глобального или универсального эволюцио­низма была разработана И. Пригожиным, Э. Янгом, Н. Н. Моисеевым в рамках синер­гетики. Глобальный эволюционизм может рассматриваться и в более широком смыс­ле, а именно как отрицание предзаданности законов природы и в этом смысле как преодоление теологической модели творения. Глобальному эволюционизму как научной парадигме предшествуют три этапа разви­тия науки:

- Отрицание эволюционизма вообще, ха­рактерное для классической науки, и в част­ности для физики. На данном этапе призна­ется неизменность законов природы и невоз­можность развития материи: мир не имеет начала во времени, а все живые организмы возникают одновременно.

- Принятие эволюционизма как господ­ствующей модели объяснения в отдельных науках (биологии и астрономии). При этом допускается самоорганизация на определен­ных уровнях материи, которая возникает случайно.

- Глобальный эволюционизм, признаю­щий изменчивость даже законов природы. Важнейшими в этом отношении являются следующие положения: мир имеет начало во времени, существуют уровни организа­ции материи, которые с необходимостью возникают друг из друга, тем самым имеют предзаданную форму и предполагают иерар­хию – элементарные частицы, атомы, моле­кулы, организмы, социальные структуры, структуры мышления. Этот тип эволюцио­низма разрабатывал В. И. Вернадский. Кар­тина мира, которую формирует глобальный эволюционизм, включает в себя не только физическую картину мира, но и науки о жиз­ни, науки о человеке.

В формировании концепции глобального эволюционизма особую роль сыграли два научных открытия: открытие самоорганизу­ющихся систем (системы, которые форми­руются из хаоса и изменяют свою структу­ру под воздействием спонтанных процессов обмена информацией с внешней средой) и антропного принципа (появление челове­ка во Вселенной согласно этому принципу не является случайностью, но следствием формирования благоприятной ситуации, иными словами, появление человека явля­ется закономерным результатом развития Вселенной). Совмещение этих открытий может быть произведено следующим обра­зом: для того чтобы во Вселенной возникли необходимые условия для появления наблю­дателя, нужно представить ее как самораз­вивающуюся систему, которая развивается по тем же законам, что и другие подобные системы. Этот тезис обосновывается за счет экспериментов, проводимых в термодинами­ке и биологии. Появление разума с точки зрения глобального эволюционизма являет­ся закономерным событием в эволюции Все­ленной.

Последователи глобального эволюцио­низма предполагают, что ученые могут ре­конструировать процесс развития Вселен­ной от ее появления и до образования со­временного этапа развития человеческой цивилизации, и связывают в единый процесс космогенез, геогенез, биогенез и антропосоциогенез. Такой проект может быть осу­ществлен только при взаимодействии раз­личных областей научного знания с опорой на происходящие в науке интеграционные процессы. Цель глобального эволюциониз­ма – создать теорию, которая объединила бы различные концептуальные системы знания. Однако интеграционные процессы связаны с определенными трудностями. Так, процес­сы самоорганизации живых организмов свя­заны с качественными изменениями, услож­нением структуры, поэтому данную модель невозможно применять к процессам неор­ганической природы; в силу этого из про­цесса интеграции выпадают такие науки, как, например, механика или неорганическая химия. Наличие этого несоответствия ста­вит под сомнение саму возможность форму­лировки общего закона развития. Кроме того, глобальный эволюционизм ставит про­блему будущего Вселенной. В классической науке ее не существовало, поскольку счита­лось, что Вселенная бесконечна. Также ос­тается открытым вопрос о роли человече­ства в ее судьбе.

Существуют две точки зрения: 1) фатали­стическая, согласно которой мир представ­ляет собой пространство, в котором разво­рачиваются эволюционные процессы; и че­ловеческое существование также обусловле­но этими процессами, поэтому человече­ство не может влиять на судьбу Вселенной и не может предотвратить собственную ги­бель; 2) волюнтаристская, которая предостав­ляет человеку возможность влиять на процес­сы эволюции Вселенной; это становится воз­можным, когда законы ее развития каким-то образом связаны с разумом; кроме того, имен­но от человеческой деятельности зависит, будет ли Вселенная существовать или исчез­нет. Финалистические концепции оформля­ются в биологии, физике, химии и других науках, они формулируются как теории «смерти Все­ленной». Концепция вечно развивающейся Вселенной разрабатывается в и русском кос­мизме (К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.006 с.)