Наука в контексте социокультурной динамики и кризиса техногенной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука в контексте социокультурной динамики и кризиса техногенной цивилизации



Социокультурная динамика – фундаментальная проблема современной гуманитарной науки, исследованию которой посвящены работы многочисленных отечественных и зарубежных ученых. Особую актуальность она приобретает в условиях резких, кардинальных перемен в жизни общества, когда возникает необходимость осмысления общих закономерностей развития культур, причин их расцвета и упадка, перехода из одного качественного состояния в другое.

Человечество живет в период одного из наиболее глубоких и, несомненно, наиболее быстрых преобразований в истории своего существования. Происходящие ныне преобразования по глубине не уступают тем, которые привели от средних веков к современной индустриальной эре, но происходят не в течение столетий, а всего лишь за десятилетия. В XX столетии в результате научно-технического прогресса население планеты увеличилось почти вдвое, но ценой этому стало опустошение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Сокращение промышленного производства в России нарушило экономику страны и ее регионов. Экономические и экологические проблемы вызвали социальные. Что ждет нас в будущем? Будем ли мы жить в странах с «переходной экономикой»? К какой системе мы переходим? Как решить экономические, социальные и экологические проблемы? Как обеспечить устойчивый баланс между человеком, производством и окружающей средой? Современные рыночные условия, созданные стремлением человечества к экономическому росту, отличаются от условий, сложившихся в средние века. Чтобы жить и действовать в новых условиях, необходимы иное мышление и иной образ действий. Из-за быстроты, с которой грядущий век обрушился на нас, наше поколение просто не успело выработать адекватную логику, ценности и практические навыки.

По мере повышения потребности в источниках различных ресурсов и сокращения запасов имеющихся ресурсов и других предметов жизненной необходимости развивается критическая их нехватка. Современный человек не задумывается, какими ресурсами будет пользоваться его потомок. Миф об открытой экологической системе бесконечной емкости поддерживался до тех пор, пока природа предоставляла все новые нетронутые ресурсы и стоки для отходов, казавшиеся бездонными. Но к концу XX века этот миф пошатнулся. Дело в том, что мы не просто разводим костер, чтобы приготовить себе пищу или обогреть свое жилье, и выбрасываем в окружающую среду не только отходы от ведения домашнего хозяйства, мы вносим в почву, реки и моря десятки тысяч тонн химических соединений, загрязняем миллионами тонн твердых и жидких отходов океаны, выпускаем в воздух миллиарды тонн СО2 поднимаем уровень радиоактивности в воде, почве и атмосфере.

Данные тенденции, происходящие в мире, наглядно свидетельствуют о кризисе современного цивилизационного развития человечества.

Кризис современной цивилизации в своей основе есть обессмысливание тех целей и ценностей, которые явились в свое время ее движущей силой. Прежде всего, это культ техники, как следствие прометейства. Специфика техногенной цивилизации состоит не в том, что здесь используются машины и технологии, но в самом характере отношения к ним. Это отношение, при котором технологические процессы и использование машин приобретают самоценный характер. Стратегия техногенной цивилизации ориентирована на совершенствование производственных и социальных технологий, на решение частных проблем, связанных с удовлетворением материальных потребностей людей. Результатом такой стратегии является рассогласование между основными сферами общественной жизни.

Технологический императив становится опасным, когда кривые экономического роста выходят на плато, рынок насыщается товарами, окружающая среда достигает пределов, при которых она может поглощать загрязнения, а энергетические и материальные ресурсы становятся скудными и дорогими.

Дефицит самого необходимого не только приводит к скачкообразному снижению материального стандарта жизни неимущих слоев населения, но и с высокой вероятностью порождает внезапные кризисы всей мировой системы: голод, охватывающий значительные территории, массовые миграции и распространяющиеся эпидемии, а все ухудшающиеся условия жизни приводят к социальному напряжению среди населения. Отсюда и социальным и политическим беспорядкам, терроризму, войнам.

Катастрофы, воздействуя на развитие цивилизации, сыграли важную роль в формировании социально-политического облика современного общества. Большинство опасностей в той или иной степени обусловливается эволюцией общества, уровнем производительных сил и производственных отношений. В частности, если для отсталых в социально-экономическом плане государств наиболее характерными бедствиями в XX в. были голод и болезни, то для наиболее развитых - техногенные аварии и экологический кризис.

Есть серьезные основания полагать, что масштабность влияния бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим, но локальным сбоям в размеренном функционировании общественных структур. Тот порог системной адаптации, которая позволяет системе (в данном случае - обществу) демпфировать отклонения от допустимых параметров жизни и сохранять при этом свое качественное содержание, по-видимому, пройден уже в XX в.

Основным источником опасности для всего живого на земле стала созданная человеком техносфера. Происходящие в ней аварии приводят не только к человеческим жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, природных ресурсов, их необратимой деградации, а это, в свою очередь, вызывает генетические изменения человеческого организма. Таким образом, между человеком, между человеком и природой быстро углубляются серьезные противоречия.

Основные глобальные противоречия современного мира, как самоорганизующиеся системы, сложились:

между репродуктивными возможностями биосферы, способностью отрабатывать антропогенные воздействия, поддерживать состояние, приемлемое для цивилизации, и стратегией использования биосферы, принятой мировым сообществом;

между интересами нынешнего поколения, проводящего политику расширенного воспроизводства, и будущими поколениями, которых такая политика лишает приемлемых условий;

между «первым миром», потребляющим более 80% мировых ресурсов, и эксплуатируемых им «третьим миром», обеспечивающим его благосостояние и развитие.

Нынешняя ситуация заставляет говорить о кризисе «рыночно-потребительской цивилизации», системном тупике, для выхода из которого в обществе должны произойти радикальные перемены.

Контекст – общий смысл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.007 с.)