Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца



 

  Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц
Возраст    
Портрет    
Родители    
Воспитание    
Отношение к учебе    
Дальнейшее образование    
Образ жизни    
Ведение хозяйства    
Жизненные стремления    
Взгляды на общество    
Отношение к Ольге    
Взаимоотношения    
Самооценка    
Особенности характера    

1. Каково главное желание Штольца: высмеять или спасти Обломова? Обоснуйте свой ответ, используя эпизоды романа.

2. Мог бы Штольц спасти Обломова?

Задание 8. Ответьте устно на вопросы.

1. Что пробудило дремавшие душевные силы Обломова?

2. Можно ли взаимоотношения Обломова и Ольги назвать временным «воскрешением» главного героя?

3. Как преобразился Обломов под влиянием Ольги? Опишите его новый облик, одежду, портрет.

4. Что, по-вашему, стало главным препятствием для любви? Были ли у Ольги намерения расстаться с Обломовым? (финал II гл. третьей части).

 

Задание 9-11 выполняется ПИСЬМЕННО.

Задание 9. Что такое обломовщина и каковы ее основные признаки?

Задание 10. Ознакомьтесь с критическими статьями, представьте и аргументируйте оценку образа Обломова в статьях критиков и заполнить таблицу. Сделайте общий вывод.

Образ Обломова в русской критике

Николай Александрович Добролюбов «Что такое «обломовщина?» Александр Васильевич Дружинин «Роман Гончарова «Обломов» Дмитрий Иванович Писарев «Обломов»
     

Методическая рекомендация

Эссе - прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть

ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть

логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Структура эссе.

Вступление — один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории. Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе. Избегайте таких фраз, как «Это эссе про...» или «Я собираюсь поговорить про...».

Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя. Не допускайте тавтологии.

Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему. Укажите вашу главную мысль.

Задание 11. Написать эссе «В чем опасность обломовщины?»

 

 

Приглашаем в библиотеку!

 

1. Босина Е. Женские образы в романе Гончарова «Обломов»: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына// Литература – Первое сентября. – 2003. - № 21.

2. Вайль П. Обломов и другие/ П. Вайль, А. Генис//Родная речь. Уроки изящной словесности// http://oblomov.omsk.edu/mac/kritika/vajl-genis/

3. Волков С. Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? //Литература – Первое сентября. 2005. - № 9.


Тема 4. Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева. «Записки охотника». Роман «Отцы и дети».

 

 


 

В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры. Ибо что такое культура, как не измерение, накопление и сохранение ценностей. Д.Мережковский

 

Задание 1. Подготовьте сообщение по следующим темам:

- Детство И.С. Тургенева.

- Отрочество. Юность. Учеба.

- Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник».

- Тургенев и Белинский.

- Полина Виардо в жизни Тургенева

- «Записки охотника»

- Возвращение в Россию. Арест и ссылка. Издание романа «Рудин», повести «Ася», романа «Дворянское гнездо»

- Роман «Накануне». Разрыв с «Современником»

- «Дым», «Новь»

-Последние годы жизни Тургенева. Цикл «Стихотворения в прозе»

 

Задание 2. Составьте хронологическую таблицу жизненного и творческого пути писателя по образцу.

Дата Событие
28.10 (9.11) 1818 г. Родился в г. Орле. Детские годы провёл в имении матери Спасском-Лутовинове.
1827-1829 Учеба в пансионе в Москве; затем домашнее образование
 

Задание 3. Устно ответьте на вопросы.

1. Каково происхождение рода Тургеневых?

2. Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И.С. Тургенева?

3. Чем характеризуется эпоха, в которой жил И.С. Тургенев?

4. Каковы общественно-политические взгляды Тургенева?

5. Какие романы были написаны И.С. Тургеневым? Какова их тематика?

6. В чем своеобразие стихотворений И.С. Тургенева?

Задание 4. Письменно ответьте на вопрос: «Что меня поразило в жизни и творчестве И.С. Тургенева?

 

«Записки охотника». Жанр произведения, типы людей в рассказах, образ рассказчика

Задание 5. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, что послужило основой для создания цикла рассказов и почему главными героями рассказов становятся крестьяне.

История работы автора над «Записками охотника»

В январе 1847 года в журнале «Современник» года появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Очерк был принят публикой восторженно. Тургенев решил продолжить работу, тем более что впечатлений от жизни народа у него было много. Сам писатель признавался: «”Записки охотника” накоплялись во мне целых десять лет». А в 1877 году он писал итальянскому учёному и литератору А. Губернатису «…направление моего литературного пути определилось той средой крепостничества, в которой я провёл свою юность и которая вызвала во мне сильнейшую ненависть». Он черпал материал не только из своих поездок на родину, когда охотился, но и из писем матери «к сыну Ивану». В письмах откровенно рассказывалось о драмах, разыгрываемых между крепостными и их госпожой. В течение первых месяцев 1847 года Тургенев написал 4 новых рассказа. А в мае он набросал план будущего цикла. Все рассказы и очерки печатались в «Современнике». Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так определился полный состав «Записок охотника».

Все рассказы и очерки цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных и представляют собой психологические исследования взаимоотношений людей и их характеров. Вслед за Пушкиным и Гоголем он видел в русском народе крепкое живое начало, талант, которые позволят в дальнейшем совершать народу великие дела. Тургеневские типы крестьян очень разнообразны, но и несут в себе общенациональные черты. Это был совершенно новый взгляд на русский народ. Салтыков-Щедрин позднее писал, что Тургенев знакомил читателей с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась какая-то таинственная, недоступная глубь.

Белинский писал в одном из писем, что Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с дворянами.

В рассказах выражено глубокое сочувствие автора-рассказчика к угнетённому крестьянству, которое раскрывается в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина – героя рассказов. Их духовное богатство раскрывается с разных сторон: здесь и хозяйственная сообразительность Хоря, и поиски справедливости Касьяном, и мечтательность тонко чувствующего природу Калиныча, и глубокая человечность долготерпения Лукерьи. Тургенев также показывает разные формы протеста крестьян против крепостного права. Тургенев видел в среде крестьян не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей с рабской психологией, духовно искалеченных и развращённых.

Задание 6. Заполните таблицы:

«Записки охотника» – цикл рассказов

Название рассказа Тема Герои Позиция рассказчика Идеи
«Хорь и Калиныч» Типы крестьян, помещиков. Быт, крестьян. Природа. Хорь, Калиныч, помещик Полутыкин, охотник-рассказчик Активная: знакомится с крестьянами, помещиком, вникает в их жизнь и проблемы. Крестьяне не менее интересны, чем помещики. Они умны, горды, радушны, талантливы.
«Ермолай и мельничиха»        
«Бурмистр»        
  «Певцы»        
«Чертопханов и Недопюскин»        
«Живые мощи»        

«Человеческие типы в «Записках охотника»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.36 (0.093 с.)