Состояние героя до и после преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние героя до и после преступления



Состояние Критерии До преступления После преступления
1. Физическое состояние 2. Душевное состояние 3. Отношение к родным 4. Отношение к людям 5. Отношение к старухе-процентщице 6. Отношение к награбленному 7. Смысл преступления    

 

Работа с иллюстрацией.

Задание 18. Найдите в произведении портретную характеристику следователя Порфирия Петровича. Прочитайте ее.

- Что связывает Раскольникова с этим персонажем?

- Сколько встреч было у Раскольникова с Порфирием Петровичем?

- Что интересовало Раскольникова во время первой этой встречи?

- Что читатели узнают о деятельности Порфирия Петровича?

- Что происходит во время этих встреч и что происходит с Раскольниковым?

Путь к наказанию. Покаяние.

Работа с иллюстрацией.

Задание 19. Найдите в произведении портретную характеристику Сони Мармеладовой. Прочитайте ее.

- Что поддерживало Соню в ее бесчестном и позорном положении?

- Как «правда» Сони противопоставлена бесчеловечной теорииРаскольникова о сверхчеловеке?

- Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.)

- Что значат для Раскольникова эти встречи? С какой целью пришел Раскольников к Соне? Почему Раскольников приходит именно к Соне?

Задания 20 – 21 выполняется ПИСЬМЕННО.

Задание 20. Ответьте на вопросы письменно.

1. В чем же сила Сонечки? Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?

2. Как к Родиону относятся каторжане? А к Соне? Почему?

3. Можно ли сказать, что именно каторга «подарила» преступнику очищение? И подарила ли?

Задание 21. Прокомментируйте слова Раскольникова: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

Задание 22. Подготовьте сообщение в сопровождении презентации.

1.«Символика цвета в романе»

2.«Символика имен в романе»

3.«Символика пространства в романе»

4.«Символика чисел в романе»

5. «Библейская символика в романе»

Задание 23. Напишите эссе «Согласны ли вы с утверждением Ф. м. Достоевского, что красота спасёт мир?»

Приглашаем в библиотеку!

1. «Ф.М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под ред. Нечаевой. М., 1972.

2. Распопин В.Б. «Изучение в школе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Методические указания для учителей – словесников национальных школ. Ижевск, 1971.

3. «Летописи жизни и творчества Ф.М. Достоевского».

В 3-х тт. – М., 1993-1996.

4. Айзерман Л.С. Письмо шестое. – РЯШ, №1,2.,1998


 

 

Тема 10. Творчество Льва Николаевича Толстого. Роман-эпопея «Война и мир»

 

 


Величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святости.

А. Блок

Задание 1. Подготовьте одну из тем в виде презентации в программе Рowerpoint.

1. Родовое гнездо Л.Н. Толстого

2. Детство. Отрочество Л.Н. Толстого

3. Юность. Молодость на Кавказе

4. Л.Н. Толстой – участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы»

5. Общественная и политическая деятельность Л.Н. Толстого

6. Религиозно-этические взгляды Л.Н. Толстого

7. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого

8. Духовный кризис 70-80 гг. Уход из Ясной Поляны

9. Воспоминания современников о Л.Н. Толстом

10. Портреты Л.Н. Толстого в творчестве русских художников

Задания 2- 4 выполняются УСТНО.

Задание 2. Прочитайте отрывки из «Дневниковых записей» Л.Н. Толстого. Выделите главные, на ваш взгляд, правила жизни писателя. Какие проблемы волновали писателя тогда? Какие правила жизни вам близки и понятны?

1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...”

 

Задание 3. Прочитайте следующие высказывания Л.Н. Толстого. Как вы понимаете эти высказывания, какие грани характера писателя они открывают?

v “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”.

v “Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.”

v «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Задание 4. Подготовьте устное сообщение: «Значение творчества Л.Н. Толстого для русской литературы».

Роман-эпопея «Война и мир»

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, — все есть в этой картине! Критик Н. Страхов

Задание 5. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос, почему в ходе работы над романом изменился первоначальный замысел писателя.

История создания романа. Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. Сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II) накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. — времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора — 1812 год. Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. — еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, — «Война и мир».

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во 2-м томе — 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; 3-й том — 1812 г., 4-й том — 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Задание 6. Письменно выполните следующие задания.

1. Из толкового словаря русского языка выпишите определения понятий «мир», «война».

2. Объясните смысл названия романа.

3. Разделите героев (семья Курагиных, семья Болконских, Ростовы, Пьер Безухов, Кутузов, Наполеон, Александр I, Анна Шерер, Каратаев и т.д.) на два типа: 1 – люди «мира», 2 – люди «войны.

4. Прокомментируйте данные высказывания. Как вы думаете, почему сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом?

§ «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Л. Н. Толстой.

§ «... Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная... это быль, и быль семейная». Н. Страхов

§ «...оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов». И. С. Тургенев

5. Пользуясь литературоведческим словарем, дайте определение понятия «роман-эпопея».

6. Выделите признаки романа и признаки эпопеи в произведении «Война и мир»:

Признаки романа Признаки эпопеи
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3.

7. Перечислите проблемы, отраженные в романе.

8. Выделите и запишите особенности композиции романа.

Задание 7. Охарактеризуйте высший свет в романе.
Часть А. Устно ответьте на вопросы.

1) Какой эпизод открывает первый том романа-эпопеи?

2) Перечислите имена героев, с которыми вы познакомились в первой части романа?

3) Как изображает Л.Толстой гостей в салоне Шерер? Какие литературные приемы использует автор при описании гостей?

4) Кого Л.Н. Толстой выделяет среди гостей Шерер? Свои ли они в великосветской гостиной? Что их отличает от других?

5) Для чего в роман вводится французский язык?

Часть Б. Кратко перескажите эпизод «Семья Ростовых. Именины».

Задание 8. Составьте сравнительную характеристику двух эпизодов: вечер в салоне Анны Шерер и именины у Ростовых

 

  Вечер у А. П. Шерер Ростовы
1. Старшее поколение Ведут себя  
2.Отношение в семье между взрослыми и детьми    
3.Отношение к гостям    
4.Темы разговоров    
5.Отношение к войне    

Задание 9. ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ в романе.

Задание выполняется студентами устно по вариантам.

1 вариант - изображение войны 1805-1807 гг. (2, 3 части 1 тома)

1. Какие новые герои входят в роман?

2. С какой целью вступило в войну русское правительство?

3. Понимают ли солдаты цели войны? (ч. 2 гл. 2) Считают ли их справедливыми?

4. Готова ли русская армия к войне? Что показал смотр под Браунау?

5. Почему Кутузов стремился удержать армию от столкновений?

6. Была ли для Кутузова эта война священным делом и необходимостью?

7. Как бы мог поступить в этом случае другой главнокомандующий?

2 вариант - ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ:

1. Кратко охарактеризуйте план Кутузова.

2. Расскажите о роте Тимохина, о батареи Тушина.

3. Сравните поведение в бою Долохова и капитана Тушина.

 

3 вариант - АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (часть 3, гл.11-19)

1. Для чего было задумано Аустерлицкое сражение?

2. Каково было настроение солдат? (гл. 14)

3. Как ведет себя Кутузов накануне сражения? (гл.15)

4. Чем закончилось сражение?

5. Осталось ли прежним отношение к Наполеону главных героев романа?

6. Почему рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, рисующие женитьбу Пьера на Элен?

7. Чем объясняет Толстой проигрыш Аустерлицкого сражения и всей войны, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса храбрости и героизма?

 

4 вариант - БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

5. О нравственной победе русских (гл. 39).

6. Охарактеризуйте партизанскую войну. Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

7. Роль Отечественной войны 1812 года в судьбе героев романа.

 

Работа с иллюстрациями

Задание 11. Сравните двух полководцев, обращая внимание на иллюстрации, заполните таблицу:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.045 с.)