Как же возник этот город. Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении глупова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как же возник этот город. Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении глупова.



Как названы основатели города и почему?

С чего они начали наведение порядка?

6. Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?

7. Что принесло головотяпам самовластие?

8. Чем знаменательны градоначальники?

Что общего у всех градоначальников?

10. Расскажите о Д ементии Варламовиче Брудастом.

О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности»? Что должно быть главным в облике градоначальников?

Как вы думаете, почему именно Угрюм-Бурчеев завершает вереницу градоначальников? Чем он опасен?

Что представляют собой глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?

14. Как вы считаете, что же обозначает финал? Опираясь на текст, найдите все "за" и "против".

15. «История одного города» – это сатира на прошлое или настоящее России?

Задание 12. Заполните таблицу-характеристику правителя города – Брудастый, Двоекуров, Фердыщенко, Бородавкин, Прыщ, Грустилов, Угрюм-Бурчеев (по выбору студента)

 

Фамилия, имя, отчество градоначальника  
Внешность и черты характера  
Методы управления  
Жизнь народа в период правления градоначальника  
Исторические аналоги  
Сатирические приемы, использованные автором для создания образа  
Авторская позиция  

Задание 13. Напишите сочинение по одной из тем.

1. Образ русского народа в «Сказках» Салтыкова-Щедрина.

2. Образы помещиков в «Сказках» Салтыкова-Щедрина.

3. В чем ценность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?

4. Нужен ли в наше время Салтыков-Щедрин?

5. Мои размышления о сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору студента).

Приглашаем в библиотеку!

1. Бушмин А.С. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Глава двадцать первая. Л.: Наука, 1980.

2. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., "Худож. литература", 1977.


Тема 9. Творчество Федора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание»

 

 


Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб все, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно…

В.Набоков

Задание 1. Составьте хронологическую таблицу жизненного и творческого пути писателя по образцу.

Даты События в жизни
30 октября (11 ноября н.с.) 1821г. Родился в Москве.
 

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, какая основная мысль всех произведений Достоевского.

Ф.М. Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.

Имя великого писателя Ф. М. Достоевского стоит в ряду выдающихся имён не только русской, но и мировой литературы. Все его произведения пронизаны поисками ответов на «жгучие вопросы жизни». В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, делается попытка разрешить проблемы времени.

Ф. М. Достоевский обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучал каждодневную жизнь, хроники, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью.

Достоевский – писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел увлечь читателя, сделать его свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических ситуаций. Поражает предельная искренность писателя, его честность, умение раскрывать сокровенные тайники человеческого сознания, выразить любовь к человеку и веру в него.

Сосредоточенность Достоевского на духовности как “ последней смысловой позиции личности ” и на глубинных пластах сознания делает из него стратегического мыслителя, рассматривающего основополагающие проекты развития мира “с Богом” и “без Бога ”. Достоевский умеет раскрывать подлинную иерархию главных и второстепенных для личности проблем, распознать иллюзии относительных ценностей и социальных условностей. Истинное плодотворное дело и духовный рост возможны в том случае, если в природе и человеке есть положительные силы добра и зла, которых нет без Бога. В главных своих произведениях Достоевский говорит о том, что и социалисты, и проповедники “разумного эгоизма” оказываются слепыми поводырями, так как опираются в своих суждениях лишь на безумные эгоистические начала деятельности людей. Свобода, по мнению писателя, есть глубочайший метафизический корень, основная ценность, но вместе с тем и крупнейший камень преткновения в жизни людей. По Достоевскому, глупость и злость воли “гордого человека” излечиваются лишь благодатной помощью сознательного преодоления себя и свободной любви к Богу и к ближнему. Оттого в творчестве Достоевского нет “промежуточных” типов – почти все его герои проявляют в своих поступках и характерах следствия либо причастности, либо непричастности к противоположным началам в трагедии человеческой свободы. Романное “пятикнижие” образует два идейных полюса, противопоставленных друг другу во всем: человек и богочеловек, царство дьявола и божье царство, самообожествление или богоутверждение. Центральная же мысль главных произведений Ф.М. такова: без Бога нет и человеческой личности, а в любом гуманизме рано или поздно восторжествует “натура” человека с ее нигилистической гордыней, “капризами” и “фантазиями”. Достоевский тщательно исследует тонкости и неожиданные повороты человеческой души, выводя из этого двусоставность бытия, совмещение элементов величия и ничтожества существования человека (привет Державину – “Я царь, я раб, я червь, я Бог”). Человек то взлетает на нравственную высоту, то падает в грязь. Фундаментальный парадокс человеческой души – забвение идеального измерение бытия и божественного происхождения при условии необходимой опоры на “реалистические” основания, на здравый смысл или разумный эгоизм, и, как, следствие, умаление высший смысл существования человека, идею бессмертия человеческой души, ослабление их связей с землей и друг с другом. Место абсолютного идеала, духовного, занимают его материальные суррогаты и “идолы”. Попытки реализации этого лже-идеала только множат господствующие в мире зло и безумие. Естественная слабость человеческой личности ведет к самопревозношению, соперничеству, исканию “своего права” (Раскольников!). Эти закономерности действуют как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества и исторического развития человечества. Только следование абсолютному духовному идеалу, христоподобной любви, отказ от “натуральных” движений собственной воли позволяет сохранить твердую почву в различии добра и зла, охраняет от увлечения ложными ценностями.

1. Какое произведение сделало Ф.Достоевского литературной знаменитостью?

2. За что Достоевский был арестован и приговорен к смертной казни?

3. Назовите романы Ф.Достоевского, которые воспринимаются как своего рода цикл.

Методические рекомендации

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи мате- риала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая содержание и соотношение текстовой и графической информации.

Содержание информации Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация располагается в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна быть над ней.
Шрифты Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, подчеркивание или курсив. Нельзя злоупотреблять прописными буквами.
Способы выделения информации Следует использовать: рамки, границы, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

III. Репетиция презентации – проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентации

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые отвлекают от самой презентации.
Фон Предпочтительны холодные тона
Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 

Задание 3. Подготовьте презентацию в программе PowerPoint.

Ø Происхождение рода Достоевского. Личная драма кроткой жизни матери Ф.М. Достоевского Марии Федоровны

Ø Знакомство Достоевского с народным творчеством.

Ø Увлечение романами писательницы 18 века Анны Радклиф.

Ø Учеба Достоевского в петербуржском Инженерном училище (1843г).

Ø Арест революционного кружка петрашевцев. Достоевский в Омском остроге (1850г).

Ø Литературная деятельность Достоевского. Повесть «Бедные люди» (1845г). Белинский и Добролюбов об этой повести.

Ø Деятельность Достоевского после каторги «Записки из Мертвого дома» (1861г).

Ø Изображение мира хищников и карьеристов в романе «Идиот» (1868г).

Ø Роман «Братья Карамазовы» (1878-1880гг) – вершина литературного творчества Достоевского. Философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, об атеизме и религии в романе.

Задание 4. Напишите, пользуясь нижеприведенными словами и словосочетаниями, как повлияла на личность и творчество Ф.М. Достоевского казнь на Семеновском плацу.
Он был осужден на «смертную казнь расстрелянием»; холодный декабрьский день; Семеновский плац; «там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги … жить мне оставалось не более минуты…»; в последнюю минуту сообщили об отмене казни; они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти»; «жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла бы быть веком счастья…».

Задание 5.

Прежде чем приступить к изучению романа, устно ответьте на вопросы.

1. Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира?

2. Может ли высокая цель быть достигнута путем преступления и лжи?

3. Каково значение человеческих ценностей в современном мире?

Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, в чем замысел романа «Преступление и наказание».

История создания романа

Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! Во время заграничной поездки Достоевский приступил к написанию романа, который сначала хотел назвать «Пьяненькие», а в центре изобразить драматическую историю семьи Мармеладовых, но замысел изменился.

В сентябре 1865 года Ф. М. Достоевский изложил программу своего произведения, его главную идею в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру … и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... Законы правды и человеческая природа взяли свое … Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело» [3. С. 116].

Таков первоначальный замысел романа. Постепенно он «разрастался», охватывая более широкий круг проблем.

По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю. В. Лебедев) [3].

В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».

О композиции романа.

Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения.

Часть I – подготовка и совершение преступления.

Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.

Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев) [3]. Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.

Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности» [4].

Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.038 с.)