Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование произносительной стороны речи
План 1. Обзор методических пособий по обследованию звукопро- 2. Этапы логопедического обследования ребенка. 3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению. Методические указания и дополнительный материал Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей. В настоящее время отработаны приемы выявления неправильного звукопроизношения с учетом принципов деятельно-стного и индивидуального подхода, системного анализа речевых нарушений, что отражено в современной литературе. Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принципы обследования речи детей, в том числе и звукопроизношения, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной. На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения»*. Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования. Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос ро 2) дифференцировочный этап, включающий обследование * См.: Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003; Чиркана Г.В., Чевелева НА., Филичева Т.Б. Основы логопедии. — М., 1989; Большакова С Е. Логопедическое обследование ребенка. — М., 1995 и др. детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта; 3) обследование всех компонентов языковой системы, вклю 4) заключительный (уточняющий) этап, включающий дина При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносятся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:
1. Паспортные данные. 2. Анамнез. 3. Данные объективного обследования специалистов. 4. Состояние когнитивных и сенсорных процессов. 5. Состояние моторики. 6. Строение и подвижность органов артикуляции. 7. Произносительная сторона речи. 8. Состояние фонематических процессов. 9. Результаты обследования лексико-грамматического строя
10. Состояние письма и чтения (для детей школьного воз 11. Проявления заикания (для заикающихся детей). 12. Логопедическое заключение. 13. План коррекционной работы. 14. Результаты исправления речи. При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение. Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях. При заполнении в Речевой карте блока «Обследование произносительной стороны речи» используются следующие условные обозначения (табл. 4.1).
Таблица 4.1
3. Логопедическое обследование ребенка/ Авт.-сост. 4. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 5. Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чирки- 6. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого 7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. 8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о
Дополнительные вопросы 1. Перечислите основные принципы обследования речи де 2. Определите цель беседы с родителями в процессе обсле 3. Объясните, почему в процессе обследования произноше 4. Какие фонетические группы звуков обследуются у детей? Практические задания 1. Оформите альбом для обследования состояния звукопро 2. При посещении ДОУ или школы обследуйте состояние Рекомендуемый библиографический список 1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., 1998. 2. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследова Семинарское занятие № 5 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.026 с.) |