Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией



План

1. Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией.

2. Специфика постановки звуков при дизартрии.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темойизучение особенностей звуко­произношения и специфики работы над постановкой звуков при дизартрии.

Ответ по первому пункту плана начните с определения ди­зартрии как нарушения произносительной стороны речи, обус­ловленного недостаточностью иннервации речевого аппара­та. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение зву­копроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

По локализации очага поражения центрального отдела рече-двигательного анализатора различают корковую, экстрапира­мидную, бульварную, псевдобульбарную, мозжечковую фор­мы дизартрии.

Наиболее распространенной формой дизартрии является псев-добулъбарная. Эта форма проявляется в центральных параличах и парезах артикуляционной и фонационной мускулатуры. В силу измененного мышечного тонуса и паретичности подвиж­ность артикуляционных мышц резко ограничена, что приводит к нарушению произношения как согласных, так и гласных зву­ков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо. Е.М. Мастюкова указывает, что особенностью псевдобульбарной дизартрии является наличие синкинезий. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических.

При корковой дизартрии наблюдается избирательный цент­ральный парез мышц артикуляционного аппарата (чаще все­го — языка), что приводит к ограничению наиболее тонких изо­лированных движений кончика языка вверх, в результате чего нарушается произношение переднеязычных звуков.

При бульварной дизартрии отмечаются диффузные перифе­рические параличи речевой мускулатуры. Особенностями на-


рушения звукопроизношения при этой форме являются грубое искажение произношения всех губных звуков; приближение смычных согласных к щелевым, а гласных — к нейтральному звуку; оглушение звонких согласных.

Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсут­ствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизноше­ния, которые зависят от:

— резких перепадов мышечного тонуса в речевой муску­
латуре;

— наличия насильственных движений (гиперкинезов);

— нарушения эмоционально-двигательной иннервации.
Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность

между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь при этой форме замедленная, толчкообразная, скандированная, с нару­шенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. От­мечается трудность воспроизведения и удержания артикуляци­онных укладов. В фонетическом отношении страдает произно­шение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (пере­днеязычные звуки), а также достаточная мышечная сила

(взрывные звуки).

При подготовке ответа на второй вопрос используйте работы Г.В. Чиркиной, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Е.Н. Ви-нарской, Е.Ф. Соботович, К.А. Семеновой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой. Начните ответ с формулировки основных задач по коррекции произносительной стороны речи у детей с

дизартрией:

1) развитие моторики артикуляционного аппарата;

2) формирование навыков правильного произношения и раз­
личения звуков;

3) преодоление затруднений, связанных с произношением

слов со сложной слоговой структурой.

Работу над произношением традиционно начинают с подго­товительного этапа, который включает в себя:

— массаж;

— использование непроизвольных движений;

— пассивную, пассивно-активную, активную артикуля­
ционную гимнастику, дыхательные и голосовые уп­
ражнения;

— формирование фонематических представлений.


Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ос­лабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференциро­ванно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускула­туры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина).

При гипертонусе, спастичности мускулатуры проводится расслабляющий массаж поверхностными, поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинает­ся с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мускулатуры рук. Затем осуществля­ется расслабляющий массаж лицевой и губной мускулатуры, расслабление мышц языка.

При выраженной вялости мускулатуры артикулярного ап­парата используется укрепляющий массаж, тонизирующий оральную мускулатуру: поглаживание, растирание, глубокое разминание, вибрация. Массаж начинается с легкого погла­живания по направлению от средней линии лица к ушам. При гипотонусе последовательность воздействия на массируемые области следующая: мышцы лица, губ, языка и при необхо­димости — слизистых оболочек рта и мышц верхнего клю­чевого пояса.

При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов — перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой). У детей с тяжелой степенью дизартрии рабо­ту над речевой моторикой начинают с использования непро­извольных движений: зевание, жевание, глотание, покашли­вание (Г.В. Чиркина, М.В. Ипполитова). Непроизвольные дви­жения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелы­ми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1) для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого
на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;

2) для выработки движений языка в сторону положить ку­
сочек сахара между щекой и зубами;


3) для выдвижения языка вперед к губам ребенка протяги-вают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлек­торных сокращений путем раздражения корня языка шпате­лем. Закрепление осуществляется произвольным покашлива­нием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произволь­ному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зева­ния.

Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, ког­да ребенок производит движение только при помощи механи­ческого воздействия — под нажимом руки логопеда или соот­ветствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производят­ся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, ме­ханическая помощь сокращается: происходит переход к пас­сивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, язы­ка, произвольно менять их, переходят к активной гимнасти­ке (Г. В. Чиркина).

Упражнения для нижней челюсти:

1) с механической помощью: движения нижней челюсти
вправо — влево, вверх — вниз (логопед держит ребенка за под­
бородок). Все движения выполняются перед зеркалом;

2) открывание рта через рефлекторное зевание. Облегчен­
ный прием — открыть рот в положении слегка запрокинутой
головы; закрыть — в положении наклона головы;

3) активные движения: открывание и закрывание рта, щел­
канье зубами, удержание рта открытым под счет.

Упражнения для губ:

1) удержание губами различных предметов (например, пла­
стмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра
предмета;

2) вытягивание губ «хоботком» — растягивание губ при
сжатых челюстях (сначала с механической помощью);

3) вытягивание губ — растягивание в улыбку при раскры­
тых челюстях;


4) вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толка­
ет верхнюю губу);

5) втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;

6) прикусывание нижней губы верхними губами;

7) вытягивание верхней губы за нижнюю;

8) вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».
Упражнения для языка:

1) движения языка вперед — назад производят захватыва­
нием кончика языка через стерильную салфетку;

2) прикусывание кончика языка;

3) движения языка вправо — влево (выполнять сначала с ме­
ханической помощью);

4) поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается меж­
ду губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы ото­
двигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь —
получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);

5) присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются
сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю
челюсть ребенка.

Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться). Отработка диффе­ренцированных произвольных движений, контроль за положе­нием органов артикуляции затормаживают насильственные движения (акцент не на динамике, а на статике движений).

Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонемати­ческих представлений.

По мере отработки отдельных движений артикуляционно­го аппарата начинается постановка звуков. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Существует не­сколько приемов постановки звуков при дизартрии. Г.В. Чир-кина отмечает, что наиболее распространенным является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артику­ляционным признакам с эталоном привильной речи, но вмес­те с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребен­ка с дизартрией определенной ступенью на пути к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука доста-


точно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время ра­боты по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина, 1969). Особенностями лого­педической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:

— значительно более длительные сроки работы над каж­
дый звуком;

— необходимость одновременной работы над нескольки­
ми звуками, принадлежащими к разным артикуляци­
онным группам;

— опора на компенсаторные возможности ребенка (со­
хранные анализаторы, правильно произносимые зву­
ки, непроизвольные движения, звукосочетания);

— соблюдение определенной последовательности в рабо­
те над звуками.

Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

— степенью доступности звуков для произношения и по­
степенностью перехода от меньших произносительных
трудностей к большим;

— артикуляционной и акустической близостью звуков;

— возможностью подбора речевого материала, включаю­
щего звуки.

Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия от­дельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считают­ся следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степе­ни уменьшения видимых элементов артикуляции).

По легкости артикуляции самыми простыми принято счи­тать гласные звуки и среди них — [а], который образуется про­движением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка. Среди согласных взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Среди взрывных самый легкий звук — [п]. Сре­ди фрикативных самые легкие звуки — [ф], [в], [х].

Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или аку­стическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по артикуляционным и акустическим при­знакам звуков должна быть рассредоточена во времени.


Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изуча­ются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] — более легкий.

Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно со­четается с работой над совершенствованием интонационной вы­разительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001).

Дополнительные вопросы

1. Дайте общую характеристику дизартрии как речевого на­
рушения.

2. Перечислите основные проявления нарушений произно­
сительной стороны речи при корковой, псевдобульбарной, буль-
барной, экстрапирамидной и мозжечковой формах дизартрии.
Результаты оформите в виде таблицы.

3. Назовите основные направления логопедической работы
по устранению недостатков звукопроизношения при дизарт­
рии.

4. Перечислите и охарактеризуйте этапы логопедической
работы по формированию интонационной выразительности
речи при дизартрии.

Практические задания

1. Подготовьте материал по коррекции звукопроизношения
у ребенка с дизартрией.

2. Изготовьте пособия по развитию артикуляционной мото­
рики детей с дизартрией.

3. Разработайте рекомендации для родителей, у которых
есть дети, страдающие дизартрией, по развитию у ребенка са­
моконтроля за реализацией звукопроизношения.

4. Составьте планы-конспекты логопедических занятий по
формированию у детей произносительных умений в различных
ситуациях общения.

5. Подберите серию упражнений по совершенствованию од­
ного из компонентов интонации (на выбор).

Рекомендуемый библиографический список

1. Блыскина И.В., Ковшиков ВЛ. Массаж в коррекции арти­
куляционных расстройств. — СПб., 1995.

2. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М., 2002.


3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых
нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизарт­
рии). — СПб., 2001.

4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у
детей с церебральным параличом. — М., 1977.

5. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред.
Г.В. Чиркиной. — М., 2002.

6. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

7. Pay Е.Ф., Синяк ВА. Логопедия. — М., 1969.

8. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы лого­
педии. — М., 1989.

9. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

 

10. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного
аппарата. — М., 1969.

11. Чиркина Г.В. К методике обучения детей с псевдобуль-
барной дизартрией// Дефектология. — 1973. — № 4. —
С. 45-50.




Таблица 15.1

СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Семинарское занятие №15

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

План

1. Состояние звукопроизношения у детей с нарушениями
интеллектуального развития.

2. Особенности логопедической работы по устранению нару­
шений произносительной стороны речи у детей с интеллекту­
альным недоразвитием.

Методические указания и дополнительный материал

Освещая первый вопрос плана, дайте определение поняти­ям «нарушение интеллектуального развития», «дизонтоге-ния», «умственная отсталость». Обоснуйте положение о том, что дефекты речи у детей с нарушениями интеллектуального раз­вития носят системный характер и обусловлены прежде всего недоразвитием познавательной деятельности.

При ответе на этот вопрос важно изучить структуру речево­го дефекта у данного контингента детей (табл. 15.1).

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальным недоразвитием

1. В связи с недоразвитием познавательной деятельности
оказываются несформированными познавательные процессы,
направленные на овладение звуковым составом речи (операции
анализа и синтеза).

2. Более позднее развитие фонематического восприятия, ко­
торое является сложным видом психической деятельности.

3. Большая распространенность нарушений звукопроизно­
шения у детей со стойким нарушением познавательной дея­
тельности в значительной степени обусловливается общим мо­
торным недоразвитием, особенно речевой моторики.

4. Дефекты звукопроизношения у умственно отсталых де­
тей достаточно часто обусловлены аномалиями в строении ор­
ганов артикуляции.


* N — в норме, не страдает.

Нельзя не отметить, что чаще всего нарушения звукопроиз-ношения у детей с нарушениями интеллектуального развития обусловлены комплексом этиологических факторов.

В целом дефекты произношения у данного контингента де­тей характеризуются:

1) стойкостью симптоматики;

2) сложным, полиморфным характером проявлений;

3) значительной распространенностью; по данным Г.А. Ка­
ше (1957), у учащихся, обучающихся в первых классах специ­
альных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, дефекты звукопроизношения наблюдаются в 65% случа­
ев; к 3 классу данный показатель снижается до 30%;

4) трудностью использования в самостоятельной речи име­
ющейся артикуляционной установки;

5) вариативностью проявлений: один и тот же звук в одних
случаях дети произносят правильно, а в других — пропускают
или искажают, что зависит от характера звуко-слоговой струк­
туры слова и места данного звука в слове;


6) значительно более частым в сравнении с нормой, отра­жением на письме нарушений произносительной стороны речи.

Во всех случаях полиморфного нарушения звукопроизношения у описываемого контингента детей встречаются разнооб­разные виды искажений и замен звуков. Выделяют два основ­ных типа замен звуков у детей с нарушениями интеллектуаль­ного развития (Р.И. Лалаева, 1988):

I тип: замены звуков, близких артикуляционно ([ш] — [с];
[ж] — [з]; [л] — [р] и др.);

II тип (встречается в два раза чаще): проявляется в замене
звуков, близких акустически и артикуляционно ([ц] — [с];
[т'] — [ч]; [с] — [с'] и др.).

Отвечая по второму пункты плана, четко усвойте, что по­становка звука у детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется теми же способами, что и у детей без особых отклонений в развитии, но с некоторой спецификой, которая, с одной стороны, обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности и психологическими особенно­стями, с другой — особенностями речевого развития и струк­турой речевой патологии, которая носит сложный диффузный характер.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном уч­реждении VIII вида:

— коррекция нарушений звукопроизношения у детей с
нарушениями интеллектуального развития — более
сложный и длительный процесс, чем у детей без откло­
нений в развитии;

— необходимость индивидуализации логопедической ра­
боты;

— с учетом системного характера нарушений речи рабо­
та по устранению дефектов звукопроизношения долж­
на проводиться параллельно с коррекцией нарушений
других компонентов речи;

— характерным для работы над произносительной сторо­
ной речи у детей с нарушениями интеллектуального
развития является частая повторяемость логопедичес­
ких упражнений, но с включением элементов новиз­
ны в содержание и форму;


 

— практическое закрепление произносительных навыков, усвоенных на логопедических занятиях;

— учитывая быструю утомляемость, склонность к охра­
нительному торможению данного контингента детей,
необходимо проводить частую смену видов деятельно­
сти, переключение ребенка с одной формы работы на
другую;

— в рамках комплексного психолого-медико-педагоги­
ческого подхода к устранению речевых нарушений,
занятия по коррекции звукопроизношения необходи­
мо проводить в тесном контакте с медицинским пер­
соналом и психологической службой образовательного
учреждения.

Дополнительные вопросы

1. Раскройте основные причины, обусловливающие особен­
ности дефектов звукопроизношения у детей с нарушениями
интеллектуального развития.

2. Каковы особенности фонетической стороны речи у детей
с нарушениями интелектуального развития?

3. Охарактеризуйте специфику логопедической работы по
коррекции звукопроизношения в специальном (коррекцион­
ном) образовательном учреждении VIII вида.

Практические задания

1. Составьте план логопедической работы по исправлению звукопроизношения у ребенка, имеющего заключение психо­невролога: «Олигофрения в степени дебильности наследствен­ного генеза». При обследовании произношения выявлено нару­шение фонематических процессов и смешение свистящих/ши­пящих звуков.

Рекомендуемый библиографический список

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Под ред.
Т.М. Лифановой. — М., 1995.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы
коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. —
М., 1991.

3. Каше ГЛ. Логопедическая работа в 1-м классе вспомога­
тельной школы. — М., 1957.


 




4. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их кор­
рекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988.

5. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М.,2002.

6. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомога­
тельной школы и пути коррекции// Обучение во вспомогатель­
ной школе. — М.-Л., 1973.

7. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной
школы. — М., 1977.

8. Синяк ВА. Особенности речевого развития умственно от­
сталых детей// Синяк ВЛ. Логопедия. — М., 1985.

9. Слепович Е.С. Формирование речи у школьников с задерж­
кой психического развития. — Минск, 1989.


Содержание

Введение....................................................................................................................... 3

Семинарское занятие № 1

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ..................................................... 4

Семинарское занятие № 2

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ...................................................... 15

Семинарское занятие № 3

ДИСЛАЛИЯ........................................................................................................... 23

Семинарское занятие № 4

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ...... 28

Семинарское занятие № 5

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ...................... 32

Семинарское занятие № 6

СИГМАТИЗМ....................................................................................................... 39

Семинарское занятие № 7

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ СИГМАТИЗМА........ 44

Семинарское занятие № 8

РОТАЦИЗМ И МЕТОДЫ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ.......................................... 49

Семинарское занятие № 9

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л] И [Л1]................................ 58

Семинарское занятие № 10

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

СРЕДНЕ- И ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ...................................................... 65

Семинарское занятие № 11

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ............................................. 70

Семинарское занятие № 12

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ............................................. 76

Семинарское занятие № 13

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ПРИ РИНОЛАЛИИ.............................................................................................. 84

Семинарское занятие № 14

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ............................................................................... 90

Семинарское занятие № 15

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.... 98


Библиотека практикующего логопеда

Елена Николаевна Российская, Лариса Алексеевна Гаранина

Произносительная сторона речи

Практический курс

Главный редактор И.Ю. Синельников

Ответственный за выпуск В.Е. Дремин

Редактор И.В. Сецкая

Дизайн обложки СО. Вашакидзе

Корректор Н.В. Филиппова

Верстка СИ. Чорненький

Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001. Подписано к печати 26.12.2002

Формат 60x90/16. Гарнитура Школьная. Объем 6,5 л.л. Печать офсетная. Бумага типографская 1. Тираж 5000 экз. Заказ № 1078.

Издательство «АРКТИ» 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, к. 2. Тел.: (095) 742-1848

Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.105 с.)