Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности ротацизма и параротацизма
1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или 2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в 3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс 4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует, а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут 'Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110. в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых 5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английс
6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на 7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одно- Кроме того, имеется несколько видов параротацизма. У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] Þ [j], [р] Þ [в], [р] Þ [г] — изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрывными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р']. В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное. Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку. Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо-
ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнительные упражнения (приемы). 1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих
2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.* Приемы постановки звука [р] В легких случаях возможна постановка звука по подражанию. Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр». Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением пос- "Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106. леднего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра». Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным. Постановка звука [р] в два этапа На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха. Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены. Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно использовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпатель, черенок чайной ложки. Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...». Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».
В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дыр- pa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п. В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, од-ноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]). Звук [р ' ] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р']. Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма. Дополнительные вопросы 1. Какие анатомические аномалии в строении артикуляци 2. Какова правильная артикуляция звуков [р], [р']? 3. Объясните, к артикуляции каких звуков близка арти 4. В каком возрасте при нормальном речевом развитии по 5. Назовите фонетические и фонетико-фонематические де
6. Сравните правильный механизм образования звука [р] и 7. Опишите приемы, которыми можно добиться правильно 8. Как поставить звук [р] с механической помощью? Каки 9. Отличается ли процесс автоматизации звука [р] от процес 10. Ответьте на вопросы, поставленные в карточках програм
Карточка 8.1. По способу образования звук [р] является:
Карточка 8.2. По месту образования звук [р] является:
Карточка 8.3. Опорными для звука [р] являются звуки:
Карточка 8.4. Фонетическим дефектом звука [р] являются:
Карточка 8.5. Фонетико-фонематическим дефектом звука 1) замена на [в]; [р] являются: 2) двугубный; 3)замена на [л]; 4)горловой; 5)замена на [г]. Практические задания 1. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуля 2. Дайте характеристику звуков [р], [р'] по следующей по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости по участию в артикуляции мягкого нёба по работе голосовых складок по способу образования по месту образования по степени напряжения средней части языка 3. Заполните таблицу.
4. Из книги В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» 5. Раскройте последовательность работы по закреплению и
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.035 с.) |