Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Твердых и мягких согласных звуков
План 1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков. 2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости со Методические указания и дополнительный материал При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков. Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу. Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть: — неправильная форма твердого нёба, когда оно оказыва — слабость мышц языка; — несформированность фонематических процессов; — снижение физического слуха. Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков: а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твер б) смягчение твердых согласных, замена их парными мяг в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с Если первые два варианта по своей структуре относятся к фо-нетико-фонематическим дефектам, то третий вариант являет- ся фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно. Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков —выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков. Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами {па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама — амя, афа — афя и т.д.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.
Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата — атя, am — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными. Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают: — длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; — при наличии смягчения несколько раз повторить тот — перейти к звукосочетанию апи, которое следует про — закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'], можно — затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в']. В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н']. Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.
Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т]. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [P'], [л']. Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. — М., 1958). «гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда. После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). Дополнительные вопросы 1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву 2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со 3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения 4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас 5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения 6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения 7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг 8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в']. В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д']; [н] к [н']. Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т]. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [p'], [л']. Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. — М., 1958). «гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда. После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). Дополнительные вопросы 1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву 2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со 3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения 4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас 5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения 6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения 7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг 8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
Карточка 11.1. Не имеют мягкой пары звуки: Карточка 11.2. Не имеют твердой пары звуки: Карточка 11.3. Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, являются: Карточка 11.4. Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков определяется: Карточка 11.5. Возможны следующие виды дефектов твердости и смягчения звуков: 1) [н]; 2) [ш]; 3) [х]; 4) [ж]; 5) [ц]. 1) [ч]; 2) [ж]; 3) [щ]; 4) [ш]; 5)[й]. 1) прогения; 2) слабость мышц языка; 3) короткая подъязычная связка; 4) снижение физического слуха; 5) узкое, высокое твердое нёбо.
1) работой голосовых складок; 2) наличием преграды в ротовой полости; 3) подъемом средней части языка к нёбу; 4) участием в артикуляции мягкого нёба; 5) способом образования звука.
1) замена мягких звуков их твердыми вари 2) замена одних мягких звуков другими
3) излишнее смягчение; 4) искажение твердого звука и его мягкого 5) смешение твердого и мягкого звуков в речи. Практические задания 1. Составьте таблицу твердых и мягких звуков русского языка:
2. Нарисуйте профили артикуляции следующих звуков: 3. Заполните таблицу:
4. Подготовьте сообщение о причинах, вызывающих недо 5. Составьте комплекс артикуляционных подготовительных 6. Придумайте или подберите из имеющихся пособий игры Рекомендуемый библиографический список 1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.,2002. 2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. 3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого 4. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. Семинарское занятие №12 НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.054 с.) |