ТОП 10:

Родоначальниками концепций «человеческих отношений» считают Элтона Мэйо и Мэри Паркет Фоллет.



Значительный вклад в развитие интереса менеджмента к человеческому фактору, помимо уже упомянутого социального эксперимента Оуэна, сыграли и ранние эмпирические исследования человеческих аспектов. Так, в 1891г. немецкий студент теологии Пауль Гехр устроился на фабрику, чтобы исследовать рабочие условия. Он выявил, что бОльшая производительность труда зависела от чувства принадлежности к определенной группе, команде; и что трудовая группа всегда оказывала определенное давление в целях приверженности ее нормам.

Американка Мери Паркер Фоллетт разделяла идеи немецкого философа Иоганна Фихте, который полагал, что свобода индивидуума должна подчиняться группе. Потенциалы индивидуума так и остаются возможностями, пока они не реализуются в групповой жизни. Человек открывает свою истинную натуру, завоевывает настоящую свободу только посредством взаимодействия в группе. Фолетт также пришла к выводу, что путем группового опыта индивид может достичь наилучшего высвобождения своих собственных творческих сил.

Именно она определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Настаивала на необходимости совместного решения проблем путем общения, дискуссий, чем предвосхитила идею вовлечения работников в управление, так называемый «партисипативный менеджмент», «кружки качества» и другие командные подходы вовлечения персонала в диагностику, анализ и решение проблем.

Развивала идею «власти с» вместо «власти над». Роли «босса», наделенного властью, отдающего приказы и «подчиненного» создают барьеры для эффективной совместной деятельности. Приказания, повиновение человеку нужно заменить повиновением «законам ситуации»: «Человек не должен отдавать приказы другому, они оба должны согласиться с тем, что таких действий требует ситуация». То есть, по сути, упор должен делаться на важности задания, а не правах одной персоны по отношению к другой.

Главным основоположником доктрины человеческих отношений в рамках менеджмента, традиционно считаетсяЭлтон Мейо (1880-1949) – американский социолог и психолог. Теория «человеческих отношений» была сформулирована им в ходе знаменитых экспериментов, которые проводились в течение 13 лет, начиная с 1924 в городе Хоторне вблизи Чикаго.

Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Мотивами поступков людей являются потребности, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег.

Хотторнские исследования прежде всего выявили значимость неформальной группы в структуре производственного процесса. Отношения между членами такой группы оказывали ощутимое воздействие на ритмику и производительность труда. Группе присуще стремление разрабатывать свои собственные нормы, ценности и позиции, устанавливать строгий социальный контроль над поведением отдельных членов коллектива в процессе труда.

В целом, доктрина «человеческих отношений» основывается на том, что:

• человек – это «социальное существо», которое может быть свободно и счастливо только в группе. Люди ощущают собственную индивидуальность только благодаря своим отношениям с другими людьми;

• человек обладает гораздо бОльшими способностями, чем можно из него выжать при «машинной модели» организации;

• труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра, если он интересен и содержателен;

• роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными;

• производственная организация – это не только сфера приложения трудовой деятельности, но и сфера удовлетворения социальных потребностей человека и даже решения социальных проблем общества (проблема установления всеобщей социальной гармонии и сотрудничества – это дело не только государства и общества, но и производственной организации).

• принципы управления, основанные на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, ошибочны поскольку они противоестественны и противоречат природе человека.

Данные взгляды послужили основанием для создания новой модели организации, согласно которой нормальное ее функционирование зависит от удовлетворения потребностей работников и максимально полного использования их потенциала, благоприятного социально-психологического климата.

Что касается категорического отрицания роли формальных структур, иерархии, властных полномочий и идеализации самоорганизационных процессов и неформальных отношений было, то со временем они были пересмотрены. На последующих этапах эта гуманистическая модель уже рассматривалась скорее как общая перспектива развития организаций, чем как точный образец для их построения.

Но все равно, важная задача менеджмента стала состоять в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами коллектива развивались плодотворные неформальные контакты.

В начале 50-х годов Дуглас Макгрегор (1906-1964) впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Дуглас Макгрегор утверждал, что существует два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на «теории X», а второй - на «теории Y». Теория X гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Следовательно, менеджмент вынужден прибегать к жестким (тотальный контроль и система наказаний) и мягким (убеждение и поощрение) формам принуждения. Но оба эти метода ошибочны, потому что упускают из вида причину нежелания трудиться: дело в том, что человеку мало достойного вознаграждения за труд, ему необходима возможность самореализации, а любая форма принуждения этому препятствует. Теория Y гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть.

В дальнейшем (40-60-е гг. XX вв.) идеи школы человеческих отношений легли в основу так называемой школы поведенческих наук или иными словами, бихевиаристского направления.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.007 с.)