Система источников налогового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система источников налогового права



Необходимо их расположить по юридической силе

1. Конституция РФ

Принципы налогового права содержатся именно в К РФ. На этом же уровне следует выделить такие акты, как:

I. Международные договоры и соглашения:

1) О взаимодействии налоговых органов государств

2) Об избежании двойного налогооблажения

a. В отношении физических лиц

b. В отношении организаций, осуществляющих международные перевозки

II. Постановления Конституционного Суда

2. ФКЗ

Прямо предусмотрены в К РФ; например, ФКЗ «О правительстве РФ»

3. ФЗ

Их немного в налоговом праве; например, ФЗ «О налогах на имущество физических лиц»

4. Кодексы

Например, налоговый кодекс – единственный источник из кодексов, остальные кодексы – не источники

5. Указы Президент РФ нормативного характера

В 1993 году была ситуация, когда появилось так называемое «указное право», т.е. президенту было предоставлено право восполнять пробелы, регулировать отношения с помощью указов, обладающие нормативным (т.е. обязательным для исполнения) характером. В настоящее время такой ситуации нет. Президент в настоящее время данным правом не пользуется. Поэтому привести примеры нормативных указов Президента в сфере налогового права сейчас нельзя.

6. Постановления Правительства РФ (носят нормативный характер)

Например, постановление о списании безнадежных долгов

7. Нормативные акты МинФина РФ

Например, о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков …

Региональные и муниципальные акты потом рассмотрим.

Теперь происходит следующее. От конституции до указов (с 1 по 4) – 1 группа актов, остальные – 2 группа.

2 группа актов (указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты МинФина) – принимаются только в случаях, прямо указанных в налоговом кодексе РФ.

 

Вопрос 14

 

Действие налогово-правовых актов: в пространстве, во времени, по кругу лиц

Действие в пространстве

ФЗ действуют на территории РФ, региональные законы – на территории субъектов РФ, местные законы – на территории муниципальных образований

Действие во времени

Действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления НПА в силу. Выделяют 2 правила определения этого момента:

Правило

По истечению определенного срока со дня официального опубликования акта.

Общие сроки в налоговом праве не действуют, а установлены статьей 5 НК РФ:

1) Акты, устанавливающие новые налоги и сборы вступают в силу не ранее 1 января года следующего за годом их принятия и не ранее месяца со дня их официального опубликования

2) Акты, изменяющие существующие налоги и сборы, вступают в силу не ранее месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода (по налогам)

Налоговыйпериод – период, за который исчисляется налог

3) Акты, улучшающие положения налогоплательщиков, налоговых агентов плательщиков сборов, могут вступать в силу со дня их официального опубликования

Правило 2

С момента, прямо указанного в самом акте или специально принятом по этому вопросу законе, при условии соблюдения минимальных сроков, установленных в правиле 1

Обратная сила

Налогово-правовые акты, ухудшающие положения налогоплательщиков, налоговых агентов автоматически не имеют обратной силы, а акты, улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают

 

 

Вопрос 15

 

 

Принципы налогового права

Признаки правового принципа:

1. Принцип - это основа

2. Принцип – это высшая степень обобщенности каких-либо явлений

3. Принцип – это результат человеческой деятельности

4. Требования принципа закреплены в нормах права, поэтому их выполнение гарантируется принудительной силой государства

Принципы (из учебника Петрова):

Петрова

 

Основополагающие принципы налогового права можно разде­лить на две группы:

вторая — принципы, определяющие основы пове­дения и правовой статус участников налоговых отношений.

первая — принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и ее субъектами;

1) принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской федерации (п. «и» ст. 72 Конституции РФ);

2) принцип обеспечения единства налоговой политики и нало­говой системы на всей территории Федерации (ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение то­варов, услуг и финансовых средств, п. «н» ст. 72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении феде­рального налогового законодательства, учитывающий потребности развития налогового федерализма и кодификации налоговых вла­стных и имущественных отношений между государством и налого­плательщиками, вытекает из смысла ст. 75 Конституции РФ и оз­начает, что должны быть установлены федеральным законом пра­вовые основы общих принципов налогообложения и сборов в Рос­сии (основы) и кодифицированы нормы, регулирующие возникно­вение и функционирование системы налогов в Российской Феде­рации и налоговых отношений в целом (кодекс);

3) принцип равенства прав субъектов Федерации в принятии собственного налогового законодательства (п. 1, 2, 4 ст. 5 Конститу­ции РФ утверждают равенство и самостоятельность законодатель­ства субъектов Федерации);

4) принцип конституционности актов налогового законодатель­ства (ст. 4 и 125 Конституции РФ предусматривают, что акты, в том числе и налоговые, или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);

5) принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст. 15 Конституции РФ подтверждает действие на территории Федера­ции общепринятых в мировой практике принципов и норм между­народного регулирования торгового оборота и движения капитала); 6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разно­го уровня (ст. 114 Конституции РФ возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках Феде­рации, ее субъектов, местного самоуправления в интересах как еди­ного экономического пространства, так и отдельных регионов);

7) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст. 132 Конституции РФ устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собст­венностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюд­жет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопро­сы).

вторая — принципы, определяющие основы пове­дения и правовой статус участников налоговых отношений.

8) принцип равенства налогоплательщиков перед государст­вом и законом (вытекает из смысла ст. 19 Конституции РФ);

9) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогопла­тельщиков и неотвратимости ответственности за нарушение нало­гового законодательства (ст. 57 Конституции РФ включает обязан­ность каждого платить законно установленные налоги и сборы);

10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обя­зательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (п. 2 ст. 8 Конституции РФ защищает равным образом частную, госу­дарственную, муниципальную и иные формы собственности);

11) принцип предотвращения двойного налогообложения и не­отягощения налогового бремени (хотя он прямо не вытекает из Кон­ституции РФ, но по смыслу ст. 34 и 35 Конституции РФ предпола­гается право на свободное использование своих способностей в пред­принимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно при разумном налоговом бремени; ст. 57 определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы не имеют.

12) принцип публичности и гласности информации в налого­вых отношениях (ст. 29 Конституции РФ гарантирует право граж­дан получать информацию любым законным способом, за исклю­чением сведений, составляющих государственную тайну);

13) принцип социальной ориентированности налоговой поли­тики (ст. 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федера­цию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

14) принцип обеспечения законности и правопорядка в нало­говых отношениях, защиты интересов участников налоговых отно­шений в суде (ст. 123 Конституции РФ закрепляет гласность судо­производства, осуществление его на основе состязательности и рав­ноправия сторон).

 

Вопрос 16

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.008 с.)