Понятие налога, его признаки и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие налога, его признаки и функции.



Существуют различные доктринальные определения налога, разработанные представителями как юридической, так и экономической науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на целый ряд общих признаков, характерных для данного института:

 

· отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

 

· законность установления и введения налога;

 

· обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

 

· индивидуальная безвозмездность;

 

· внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

 

· отсутствие целевого назначения.

 

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладаю­щие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

Функции налога -это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

 

 

Выделяют основные и дополнительные функции

Основные функции налогов:

1. Фискальная

Название происходит от фиска – казна. Налоги предназначены для пополнения бюджета (доходной части казны), которые в свою очередь предназначены для удовлетворения потребностей общества.

Нужно отметить стабильность фискальной функции, которая означает не просто формирование перечня поступления в бюджет, а определение механизма этих поступлений на постоянной и стабильной основе, которая обеспечивает централизованное взимание налоговых платежей

2. Регулирующая

Обычно ее называют дополнительной к фискальной. Она затрагивает регулирование, как производства, так и потребления, причем регулирующий механизм существует объективно независимо от желания государства

3. Контрольная

Она реализуется через регламентацию государством финансово-хозяйственной деятельности организации, получении доходов гражданами, использовании физическими и юридическими лицами имущества

Дополнительные функции налогов:

1. Распределительная

Является отражением фискальной функции, т.е. наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. На стадии распределения она тесно связана с регулирующей, т.е. в одном действии проявляются обе функции.

Например, косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для распределения средств одних плательщиков в пользу других. Это позволяет говорить о существовании первичного и вторичного распределения с помощью налогов.

2. Стимулирующая/дестимулирующая

Создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности, как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот. Обычно ее называют подвидом регулирующей функции.

3. Накопительная

Она представляет собой обобщение всех указанных выше функций в одну главную в плане реализации целей государства в налоговой системе.

На первый взгляд наиболее общей функцией является фискальная. Однако она носит лишь временный характер, т.е. гарантирует насыщение доходами бюджеты на определенный период. Конечной же целью налогов является не только формирование бюджета, но и обеспечение реализации целей и интересов в распределении средств плательщиков, т.е. создание условий для накопления юридическими и физическими лицами. Речь идет об активном накоплении, которое выражается в развитии мощностей производства и т.п. Осуществить это можно путем дифференциации или снижении имущественных налогов, предоставлении льгот при целевом использовании средств. Таким образом, эта функция тесна связана со стимулирующей, но является более емкой или общей: если стимулирующая связана с процессом или с деятельностью плательщиков, то накопительная ориентирована на конечный результат, который определяет цели их деятельности и имеет более статичный характер.

 

 

Вопрос 4.

ПОНЯТИЯ СБОРА. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПОШЛИНА,СБОР,НАЛОГ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения

 

 

Основным условием, характерным для уплаты сборам является совершение для плательщика со стороны государства юридически значимых действий, а именно предоставление определенных прав (право на управление транспортным средством), выдача разрешений \ лицензий и другие.

Общие признаки налога и сбора:

· Обязательность уплаты. В отношении сбора есть две стороны: она оплачивается добровольно, но если её не уплатить государство не совершит юридически значимое действие.

· Поступление в бюджеты и другие фонды.

· Изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.

· Возможность принудительного изъятия.

· Контроль посредствам единой системы налоговых органов.

Признаки различия налога и сбора:

По значению разграничиваются:

1) Налоги – основной источник бюджетных доходов (до 80%).

2) Сборы имеют гораздо меньшее значение.

По цели:

1) Налоги взымаются для удовлетворения публичных потребностей, потребностей общества в целом.

2) Сборы взымаются для покрытия затрат государственных учреждений.

По обстоятельствам:

1) Налоги – это безусловные платежи

2) Сборы уплачиваются в обмен на услугу.

По характеру обязанности:

1) Уплата налога обязательна, это конституционная обязанность

2) Для сбора характерна добровольность уплаты, хотя и относительная

По периодичности:

1) Для налога свойственна уплата в течении периода времени (налогового периода)

2) Сборы носят разовый характер.

Количество сборов и пошлин должно уменьшаться., и развитой общество (не эта страна) характеризуется тем, что количество сборов и пошлин меньше, чем количество налогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.011 с.)