Эффект финансового рычага (ЭФР) и принятие управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект финансового рычага (ЭФР) и принятие управленческих решений



Факторы, влияющие на размер прибыли, возможно, допол­нить группой факторов, являющихся

результатом решений, принимаемых менеджером по налоговому планированию. В рамках управления чистой прибылью рассматривается показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использо­вания заемных средств, который получил название эффекта фи­нансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = (1 - НП)*(ЭР-СРСП)* ЗС/СС где: ЭФР - эффект финансового рычага, %:

НП - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью:

ЭР - коэффициент валовой рентабельности активов при условии отсутст­вия кредитных ресурсов (отношение прибыли к средней стоимости активов), %;

СРСП - средний размер ставки процентов за кредит, уплачиваемых пред­приятием за использование заемного капитала, %;

ЗС - средняя сумма используемых предприятием заемных средств;

СС - средняя сумма собственных средств.

1) Показатель (1 - НП) называется в экономической литера­туре «налоговый корректор», «налоговый щит».

2) Налоговый фактор оказывает влияние и на плечо рычага - ЗС / СС. В условиях низких ставок налога на прибыль или ис­пользования создаваемым предприятием налоговых льгот по
прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капита­ла снижается. Это связано с тем, что эффект налогового коррек­тора при использовании заемных средств уменьшается. В этих
условиях более предпочтительным является формирование ка­питала создаваемого предприятия за счет собственных источни­ков. В то же время при высокой ставке налогообложения повышается эффективность привлечения капитала из заемных ис­точников'.

3) Налоговое планирование оказывает также влияние на дифференциал эффекта финансового рычага, так как увеличение прибыли в результате налогового планирования методами по­зволяет увеличить значение ЭР и соответственно положитель­ное значение ЭФР. Страны ЕС определяют приемлемое для них соотношение заемных и собст­венных средств, например, в Великобритании допустимо соотношение 1:1, в Нидерландах 1:5,67.

Привлекая кредитные ресурсы, хозяйствующие субъекты должны иметь в виду:

• уровень экономической рентабельности, которая для по­лучения положительного эффекта финансового рычага должна быть больше, чем ставка процента, под который им предлагает­ся кредит;

• предельную ставку по кредиту, на которую можно согла­ситься, имея даже отрицательный эффект финансового рычага и доводя чистую прибыль до нуля.

Организациям, рассматривая вопросы привлечения кредит­ных ресурсов, необходимо сравнивать уровень предлагаемой процентной ставки как с экономической рентабельностью, так и с предельной ставкой по кредиту.

Если целью деятельности организации не является получе­ние максимальной суммы чистой прибыли, то у них есть все ос­нования более активно заниматься увеличением эффекта финан­сового рычага, в том числе и путем налогового планирования.

Таким образом, налоговое планирование оказывает много­плановое влияние на оптимизацию денежных потоков. При принятии предпринимательских решений на каждой стадии на­логового планирования решаются также вопросы оптимизации налогового бремени. Необходимо различать направления нало­гового планирования в зависимости от того, является или нет целью деятельности получение максимальной чистой прибыли. От этого зависит выбор того или иного варианта предпринима­тельского решения. Можно также сделать вывод, что наиболь­шее влияние на конечные результаты деятельности хозяйст­вующего субъекта оказывают относительные показатели изме­нения налогового бремени по доходам, нежели по расходам. Следовательно, налоги, влияющие на уровень доходов, оказы­вают большее влияние на конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта, чем налоги, влияющие на уровень расходов
23. Правовая регламентация налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта

При реформировании налоговой системы необходимо ори­ентироваться на стимулирование деловой активности, пополне­ние казны, упрощение налоговой системы. Налоговое планиро­вание не является самоцелью хозяйствующего субъекта, а слу­жит развитию собственного дела и экономическому росту. Ре­шение инвестиционных и финансовых задач с уменьшением на­логового бремени создает предпосылки для текущего улуч­шения показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций, и для увеличения поступлений в бюджет, в последствии.

Обеспечение необходимых темпов роста невозможно без стимулирования предпринимательской активности. Этому должно способствовать продуманное создание и эффективное функционирование свободных экономических зон в нашей стране, отсутствие поспешности в отмене льгот и стимулов для инвестиционной деятельности.

Принятие налоговых решений строится на глубоком знании налогового законодательства всех его уровней.

Созданию благоприятного инвестиционного климата и стремлению к легализации доходов, бесспорно, способствует проводимое в России снижение налоговых ставок. Но, в услови­ях крайней изношенности основных фондов, недостаточных темпов экономического роста вряд ли можно признать оправ­данной полную отмену льгот по финансированию капитальных вложений в сфере материального производства.

В условиях реформирования налоговой системы России на­логовое планирование также постоянно развивается и совер­шенствуется. Одним из направлений такого совершенствования является процессный подход к проблемам внутрифирменного менеджмента.

Целевая подсистема устанавливает цели и задачи процесса налогового планирования на основе постоянного повышения качества налогового планирования, маркетинговых исследова­ний, формирования конкурентных преимуществ предпринима­тельских решений в результате применения методов налоговой оптимизации (например, обоснование мнимого характера осво­бождений по НДС).

Обеспечивающая подсистема определяет ресурсы и требова­ния к ним, а также инструменты процесса и порядок его докумен­тального контроля. Она предназначена осуществить методиче­ское, информационное, правовое, организационно-технологическое обеспечение процесса налогового планирования.

Функциональная подсистема регулирует функции процесса и порядок их совершения. В рамках этой подсистемы должны решаться вопросы мотивации процесса налогового планирова­ния, его организации и регулирования, учета и контроля.

Управляющая подсистема определяет участников процесса и их функциональные обязанности, а также контрактные, зако­нодательные и другие обязательные требования для налогового

планирования.

Обратная связь между входом и выходом процесса налого­вого планирования обеспечивается постоянным мониторингом за его осуществлением и анализом изменения критериев, харак­теризующих его эффективность.

Порядок выполнения налогового планирования, соответст­вует законодательным, контрактным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и дру­гих заинтересованных сторон и устраивает организацию, если:

четко определены цели процесса, результат и ресурсы;

определена необходимость осуществления каждой функ­ции выполняемого процесса- «ее нельзя не делать

все делается там, где «и должно быть»;

все делается тогда, когда это необходимо, «не раньше и непозже»;

все делает тот, кто должен, и не стоит поручать это другим
людям;- все делается рационально, и нет лишних «движений».

Для решения перечисленных задач целесообразно разраба­тывать внутренние правила - принятые организацией нормы, соответствующие законодательным, требованиям, регламенти­рующие процесс с целью качественного и своевременного полу­чения результата.

Внутренне правило является внутренним нормативным до­кументом, который регламентирует и устанавливает:

цели процесса; результат процесса; ресурсы и требования к ним;

инструменты процесса и порядок документального кон­ троля процесса;

функции процесса и порядок их совершения; участников процесса и их функциональные обязанности;

• контрактные, законодательные и другие обязательные требования;

• мониторинг и критерии измерения качества и эффективно­сти процесса.

Целью процесса налогового планирования является макси­мизация чистой прибыли хозяйствующего субъекта (оптимиза­ция налогового бремени) и удовлетворение потребностей собст­венников организации в размере, сроках и других параметрах налоговых платежей, которые соответствуют их ожиданиям.

Результатом процесса налогового планирования является чистая прибыль (налоговая экономия), получаемая хозяйствую­щим субъектом за соответствующий период.

Ресурсы процесса включают методическое, информацион­ное, правовое, организационно-технологическое обеспечение процесса налогового планирования. Здесь же целесообразно учитывать возможные затраты на налоговое консультирование.

Инструменты процесса и порядок документального контро­ля процесса определяются на основе правовых баз данных по налоговой тематике; арбитражной и общегражданской судебной практики; разъяснений налоговых и финансовых органов, спе­циализированных консалтинговых компаний и аудиторов; спе­циальной литературы; обычаев делового оборота.

Основными функциями процесса налогового планирования являются:

систематический мониторинг нормативно-правовой базы, обычаев делового оборота и комментариев специалистов по на­логовой тематике;

составление прогнозов налоговых обязательств организа­ции и последствий планируемых схем сделок;

разработка вариантов схем налоговых составляющих де­нежных, документарных и товарно-материальных потоков;

оценка риска различных вариантов оптимизации налого­вого бремени;

• контроль за своевременностью и правильностью исполне­ния налоговых обязательств;

• составление графика соответствия исполнения финансово-хозяйственных, в том числе налоговых, обязательств и измене­ния финансовых ресурсов организации;

• исследование причин резких отклонений от среднестати­стических показателей финансово-хозяйственной деятельности организации и налоговых последствий проводимых сделок;

• оценка эффективности применяемых схем налогового планирования.

Участники процесса налогового планирования. Порядок оп­ределения участников процесса основывается на предположени­ях:

выполняя свои функции, участники процесса фиксируют факт их выполнения в соответствующих документах;

регламент документа, раскрывающий его характеристику,
порядок создания, использования, хранения и архивации, позво­ляет определить участников процесса.

Под участником процесса понимается структурное подраз­деление или конкретный специалист. Для определения участни­ков процесса устанавливается регламент каждого из докумен­тов, обеспечивающих контроль этого процесса. Путем выборки структурных подразделений (специалистов), которые составля­ют, согласовывают, подписывают, утверждают и регистрируют документ, определяются ключевые участники процесса; а путем выборки структурных подразделений (специалистов), которые не участвуют непосредственно в процессе, а представляют ин­формацию для анализа и обобщения, определяются вспомога­тельные участники процесса.

В развитых странах имеется практика создания самостоя­тельных высококвалифицированных и хорошо оснащенных на­логовых подразделений ведущими банковскими, страховыми, промышленными и другими предприятиями. В России создание таких подразделений еще не стало правилом даже для крупней­ших предприятий и финансово-промышленных групп.

Вопросы налогового планирования необходимо решать на основе системного междисциплинарного подхода, объеди­няющего специалистов самых различных профессий: руководи­телей, внешних и внутренних аудиторов, бухгалтеров, ин­женеров-технологов, главных специалистов, ревизоров, пред­ставителей акционеров, консультантов, юристов, менеджеров-управленцев и т. д.

Схема носит достаточно условный характер. На конкретных предприятиях, отличающихся объемом деятельности, организа­ционно-правовой формой, она может включать других участни­ков и либо расширяться, либо сужаться в зависимости от задач, стоящих перед предприятием.

Идеальной является такая ситуация, когда все работники высшего и среднего звена организации привлекаются к обсуж­дению и составлению планов. Высший менеджмент должен сде­лать процесс налогового планирования доступным и понятным для каждого сотрудника организации, должен максимально во­влекать в него своих работников.

Другая функция высшего руководства заключается в разра­ботке стратегии фирмы и принятии решений по стратегическо­му планированию, в том числе налоговому.

Руководство среднего звена, а также специалисты подразде­лений, как правило, занимаются разработкой оперативных нало­говых планов. В обязанности специалистов входят также анализ внутренней и внешней среды организации, составление прогно­зов. Роль и задачи участников процесса налогового планирова­ния, с одной стороны, являются типовыми, а с другой - разли­чаются в силу специфики деятельности.

Бухгалтерия проводит расчеты вариантов отражения произ­водственных и обслуживающих процессов в бухгалтерском уче­те, используя нормы налогового законодательства, правила бух­галтерского учета, рассчитывает суммы различных налогов, формулирует возможные процедуры, требующие юридического обоснования.

Работники финансового отдела дают информацию по фак­тическим условиям предпринимательства и обслуживающих процессов и результатам, которые планируется получить после их завершения, проводят расчеты вариантов финансового обес­печения сделок за счет собственных, привлеченных и заемных средств, организуют управленческий учет.

Юридическая служба анализирует сделки по производству и обслуживающим процессам с точки зрения правовой защищен­ности, готовит документы необходимые для ее исполнения.

Плановый отдел увязывает плановые расчеты по различным направлениям деятельности предприятия в единый стратегиче­ский план.

Служба внутреннего аудита обеспечивает достоверность используемой участниками информации, осуществляет вариа­ционный анализ форм и методов осуществления операций и сделок и их отражения в бухгалтерском и налоговом учете.

Критериями измерения качества и эффективности налогово­го планирования могут быть показатели снижения налогового бремени, полная автоматизация процесса налогового планиро­вания, расширение анализируемых показателей и периодов, за которые производится сравнение.

Результатом описания порядка выполнения процесса явля­ются утвержденные и принятые к исполнению Внутренние пра­вила (стандарты), которые регламентируют процесс с целью ка­чественного и своевременного получения результата. К основ­ным положениям, которые регулируют обращение Правил в ор­ганизации, относятся: порядок подготовки и оформления доку­мента; порядок согласования и утверждения документа; порядок доведения документа до пользователей; порядок хранения до­кумента; порядок проверки; порядок изменения; порядок пере­издания документа; порядок отмены документа; лиц, имеющих полномочия для принятия решения о ликвидации документа; процедуры уничтожения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.04 с.)