Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципиальные различия в способах расчета налогового бремени юридического лицаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под налоговым бременем на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя. В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне - валовой внутренний продукт, на уровне фирмы - добавленная стоимость. На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения - параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовому внутреннему продукту. Исходя из размера этой ставки на основе мирового опыта обычно вносятся следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога: если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод; если полная ставка налогообложения 20-35%, то - пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ; если полная ставка налогообложения 40-50%, то используется налоговое планирование активного характера, характерны проведение налоговых экспертиз и наем налоговых консультантов. Базируясь на том, что в современных условиях уровень налоговых изъятий в большинстве стран не превышает 40%, хозяйствующим субъектам целесообразно прибегать к налоговому планированию при любом уровне данных изъятий, так как это позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции и возможную налоговую ответственность руководства. Используя имеющиеся теоретические разработки по вопросам налоговой нагрузки и практические подходы к ее расчету, необходимо иметь модель налогового бремени на уровне хозяйствующего субъекта, чтобы на ее основе можно было производить расчеты изменений размера налогового бремени в зависимости от различных факторов и оценивать эффективность процесса налогового планирования. Различие методик определения налогового бремени проявляется в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период. Основная идея каж дои методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Также каждая из методик учитывает влияние изменений количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта. В этом и проявляется практическая ценность каждой методики. Тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер, для ее определения необходимо учитывать не только экономические, но и политические факторы. В настоящее время основными направлениями дискуссии о методике расчета налогового бремени на уровне хозяйствующего субъекта являются следующие: 1) включать ли в расчет налогового бремени хозяйствующего субъекта налог на доходы физических лиц? Утяжеление налогового бремени за счет данного налога будет являться элементом двойного счета, так как бремя несут и работник, и организация; 2) учитывать или нет в расчете косвенные налоги, исходя из их «перелагаемое™» на конечного потребителя? Считаем обязтельным учет данных налогов, однако - в строгом соответствии с методикой их расчета. 3) использовать ли при учете в расчете налоговой нагрузки косвенных налогов налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость. Следует отметить, что большинство отечественных авторов в своих формулах расчета налогового бремени не учитывают существование налоговых вычетов по НДС, что заведомо приводит к завышению уровня налогового бремени; 3) принципиальное значение имеет решение вопроса по определению базы, с чем сравнивать сумму уплаченных хозяйствующим субъектом налогов при расчете налогового бремени. В качестве такого показателя предлагается: 4) прибыль. Такой подход принципиально неверен, во-первых, так как прибыль является далеко не единственным источником уплаты налогов. Во-вторых, так как использование данного показателя приводит к явному завышению значения • добавленная или вновь созданная стоимость. При всей привлекательности данного показателя следует отметить, что ряд налогов имеют более широкую налоговую базу: налог на имущество; • выручка. При использовании данного показателя необходимо определить методологические подходы к обоснованию того, какую же выручку целесообразно использовать: используется объем реализованной продукции, включая выручку от про • по отношению к рыночной стоимости бизнеса. Однако в связи с тем, что теория и практика финансового менеджмента в России в настоящее время находится только на стадии становления, такой расчет пока что невозможно осуществить для большинства хозяйствующих субъектов. 5) какую выручку необходимо использрвать для сравнения: только выручку от реализации или прибавить к ней и другие доходы экономического субъекта; выручку-брутто или выручку-нетто. Для определения налогового бремени необходимо использовать показатель налоговых доходов брутто, т. е. сформированный по правилам налогового учета, включающий как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, увеличенные на сумму косвенных налогов. Применение такого подхода позволит рассчитать, сколько же налогов уплачено в бюджет и внебюджетные фонды при продвижении товара, работы, услуги к конечному потребителю. Как показывает практика, для бюджетных организаций в знаменатель формулы расчета налогового бремени целесообразно включать сумму целевогофинансирования, чтобы не допускать завышения значения данного показателя. При использовании данного показателя необходимо также учитывать отраслевые особенности, прежде всего это относится к строительству, транспорту, торговле, сельскому хозяйству, финансовым посредникам и др.; 27. Методики определения налоговой нагрузки на предприятии В экономической литературе предлагаются различные модели математически формализованного расчета налогового бремени, которые возможно сгруппировать в две основные группы: 1) суммовые и 2) мультипликативные. 28. Расчеты по методике Министерства финансов РФ. В соответствии с методикой, разработанной специалистами Министерства финансов РФ, предлагается оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.Данное отношение описывается следующей формулой: НБ = (Нобщ/Вобщ)х100% где НБ - налоговое бремя, Нобщ — общая сумма налогов. Вобщ- общая сумма выручки от реализации.Показатель налогового бремени позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта,поскольку не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации. 29. Расчеты по методике М.Н. Крейниной. Методика заключается в сопоставлении налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого уплачиваются налоги, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Данная методика опровергает мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себестоимость, выгоден экономическому субъекту, так как позволяет уменьшить сумму прибыли и, соответственно, сумму налога на прибыль. Автор методики считает, что снижение прибыли, с одной стороны, ограничивает свободные средства экономического субъекта, а с другой стороны, бюджет недополучает налог на прибыль. Кроме того, с правовой точки зрения, коммерческие организации, основной задачей которых является получение прибыли, не достигают ее в полном объеме. Интегральным показателем в данной методике выступает прибыль экономического субъекта, к которой приводится сумма всех налогов. Для проведения расчетов по этой методике необходимо использовать следующую формулу: НБ= (В-СР-ПЧ)/(В-Ср)х100%, где НБ - налоговое бремя, В — выручка от реализации. Ср - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов, Пч - фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта. Данные формулы показывают, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта. Отличием подхода к оценке налогового бремени является то, что косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы) не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на размер прибыли экономического субъекта. Для оценки налогового бремени предлагается соотносить эти налоги либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса за расчетный период. Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние экономического субъекта. В то же время, при таком подходе недооценивается влияние косвенных налогов на финансовое состояние экономического субъекта. А эти налоги, хотя и в меньшей степени, чем прямые, тоже влияют на величину прибыли экономического субъекта. Поэтому применение этой методики на практике должно обязательно происходить в сочетании с оценкой влияния косвенных налогов на налоговую нагрузку экономического субъекта Экономические субъекты, уплачивающие косвенные налоги, включают их в цену товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ, и, перекладывают их на потребителей. При этом цены на товары (работы, услуги) могут повышаться не бесконечно, а до тех пор, пока это позволяет платежеспособный спрос. Если цена товара с учетом косвенных налогов оказывается слишком высокой, то спрос сокращается, поскольку часть покупателей переходит на товары-заменители, а другая часть - на аналогичные товары других производителей. Поэтому чтобы сохранить потребителей, экономический субъект вынужден сдерживать уровень цен, выполняя налоговые обязательства перед бюджетом и уменьшая свою прибыль. Как видно, косвенные налоги влияют на цену продукции и, как следствие, на спрос.Данная модель явно недооценивает влияние косвенных налогов (НДС, акцизов) и предлагает в качестве базы для расчета налогового бремени показатель чистой прибыли, что на практике явно будет приводить к необоснованно завышенному значению величины налоговой нагрузки. 30. Расчеты по методике А. Кадушина и Н. Михайловой. Методика А. Кадушиным и Н. Михайловой является количественной. В соответствии с этой методикой предлагается оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добав- ленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Добавленная стоимость, является источником дохода экономического субъекта и, следовательно, источником уплаты налогов. Поэтому целесообразно сравнивать каждый налог с источником уплаты. Такие налоги, как налог на имущество, имеют своим источником более широкую базу, чем добавленная стоимость. Однако этот показатель позволяет «усреднить» оценку налоговой нагрузки для различных типов производства, т. е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур, что является несомненным достоинством данной модели. Валовая выручка по этой методике представляется в виде разбивки на следующие компоненты: • материальные затраты (МЗ); • добавленная стоимость (ДС), включающая амортизационные отчисления (АМ); • затраты на оплату труда (ЗП), с учетом взносов во внебюджетные фонды и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • налог на добавленную стоимость (НДС); • прибыль (П). Поскольку долевое распределение представленных компонентов на различных предприятиях различно, авторы вводят следующие структурные коэффициенты: Ко - доля добавленной стоимости в валевой выручке, К0 = ДС/В; Кзп - доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости (зарплата с ЕСН): Кзп = ЗП0/ДС (коэффициент, учитывающий трудоемкость производства); Кдм-доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости: КАМ = АМ/ДС (коэффициент, учитывающий фондоемкость производства). По расчетам А. Кадушина и Н. Михайловой, предприятие должно уплачивать следующие налоги: 1) налог на добавленную стоимость (НДС) - 18% / 118% х ДС; 2) начисления (платежи) к заработной плате = 30%/130%х Кзп х ДС; 3) налог на доходы физических лиц = 0,13 х (1 - 30/130) х КзпхДС; 4) налог на прибыль (20%) = 0,2 х (1 - НДС - Кзп - КАМ) х ДС = 0,2 х (0,847 - Кзп - КАМ) х ДС. Сложение всех перечисленных налогов позволяет получить следующее выражение отчисляемой государству доли добавленной стоимости: НБ = (сумма всех налогов/чистые активы)/ (чистая прибыль/чистые активы). Этот показатель одновременно является функцией типа производства по критерию доли в составе валовой выручки материальных, трудовых или амортизационных расходов. Применение этой методики позволяет сравнить количественные изменения доли налогов в добавленной стоимости в зависимости от типа производства и рентабельности. Сопоставление сумм с величиной добавленной стоимости уместно, поскольку добавленная стоимость является источником дохода экономического субъекта, и, следовательно, показателем его развития. По величине добавленной стоимости, остающейся в распоряжении экономического субъекта после уплаты налогов, можно судить о возможностях его дальнейшего развития. По формулам, предложенным в этой методике, изменяя переменные (материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость и т. д.), можно получать долю налоговой нагрузки в добавленной стоимости экономического субъекта. Также при использовании этой методики появляется возможность просчитать влияние повышения или понижения налоговых ставок и увеличения льгот на темпы развития экономического субъекта. Недостаток описанной методики заключается в том, что в ее расчетные формулы не вошли такие налоги, как налог на имущество, влияние которого на финансовое состояние экономического субъекта сложно признать незначительным. 31.Расчеты по методике Е.А. Кировой. Е.А. Кирова считает, что некорректно применять такой показатель, как выручка от реализации, в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки. Автор методики предлагает различать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку экономического субъекта: абсолютный и относительный. Абсолютная налоговая нагрузка экономического субъекта-это налоги и сборы, подлежащие перечислению в бюджет, то есть абсолютная величина налоговых обязательств перед государством. В этот показатель включаются фактически перечисленные в бюджет налоговые платежи и страховые взносы, а также суммы недоимок и пеней по ним. При этом в расчет не принимается налог на доходы физических лиц, поскольку его плательщиками являются физические лица - сотрудники экономического субъекта, а экономический субъект выступает в роли налогового агента, удерживающего и перечисляющего этот налог в бюджет. В отличие от налога на доходы физических лиц, единый социальный налог является обязательным платежом и поэтому учитывается при расчете налогового бремени экономического субъекта. Косвенные налоги, по мнению автора данной методики, тоже участвуют в расчете налоговой нагрузки, поскольку являются необходимым элементом ценообразования экономического субъекта. Однако показатель абсолютной налоговой нагрузки не отражает напряженности налоговых обязательств экономического субъекта, поэтому дополнительно рассчитывается показатель относительной налоговой нагрузки. Относительная налоговая нагрузка экономического субъекта - это отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, то есть доля налогов с учетом недоимки и пеней во вновь созданной стоимости. Источником уплаты налоговых платежей признается добавленная стоимость - стоимость товаров, работ и услуг за вычетом промежуточного потребления, то есть за вычетом потребления ради последующего производства. В состав добавленной стоимости включаются амортизационные отчисления, поэтому при исчислении величины налоговой нагрузки экономического субъекта не учитывается объективное различие доли амортизации в ее объеме. Например, при одинаковой напряженности налоговых обязательств на фондоемком предприятии и в банке расчет налоговой нагрузки к добавленной стоимости является не вполне корректным. Поэтому для исключения влияния амортизационных отчислений на величину налоговой нагрузки экономического субъекта автор методики предлагает налоговые платежи соотносить со вновь созданной стоимостью, которая определяется путем вычитания из добавленной стоимости сумм амортизации. Вновь созданная стоимость рассчитывается по следующим формулам: ВСОВ - МЗ - А+ВД - ВР; ВСС = ОТ + СО + П + НП где ВСС - вновь созданная стоимость, В - выручка от реализации товаров (работ, услуг), МЗ - материальные затраты, А - амортизационные отчисления, ВД - внереализационные доходы, ВР - внереализационные расходы без учета налоговых платежей, ОТ - оплата труда, СО - отчисления во внебюджетные фонды, П - прибыль, с учетом налоговых платежей, НП - налоговые платежи. Относительная налоговая нагрузка рассчитывается по формуле: Дн = НС+СО/ВСС*100% = (НП+СО)/(ОТ+СО+П+НП)*100% где Дн - относительная налоговая нагрузка. Достоинством данной методики является, то, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные экономические субъекты вне зависимости от их отраслевой принадлежности, поскольку налоговые платежи соотносятся именно со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов. Кроме того, формирование вновь созданной стоимости не привязано к уплачиваемым налогам. Однако эта методика не учитывает влияние таких показателей, как фондоемкость, трудоемкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов, и не позволяет прогнозировать изменение деловой активности экономического субъекта в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот, что является ее недостатком. 32. Расчеты по методике М.И. Литвина. Он связывает показатель налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизмом взимания налогов. В соответствии с данной методикой показатель налоговой нагрузки рассчитывается по следующей формуле: Т = (SТ/ТУ)х100% гдеТ - налоговая нагрузка,SТ - сумма налогов.ТУ- размер источника средств уплаты налогов. В общую сумму налогов необходимj включать все уплачиваемые налоги, в том числе и налог на доходы физических лиц, поскольку все налоги перечисляются за счет денежных средств экономического субъекта, степень перелагаем ости которых непостоянна. В качестве источника средств уплаты налогов признается доход экономического субъекта в различных формах: выручка от реализации, прибыль в процессе формирования, прибыль в процессе распределения, доход работников и т. д. Помимо общего показателя налоговой нагрузки в методике активно используются частные показатели, определяемые как соотношения отдельных налогов и групп налогов с конкретным источником платежа. С помощью этих показателей можно определять оптимальную налоговую нагрузку в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта. Эта методика позволяет собрать ценные сведения по конкретному экономическому субъекту. Например, позволяет увидеть, какая доля добавленной стоимости уходит в бюджет в виде налогов и сколько прибыли расходуется на уплату налогов. Также данная методика позволяет учесть особенности деятельности конкретного экономического субъекта, то есть долю амортизационных отчислений, трудозатрат и материальных затрат в добавленной стоимости. Однако включение в расчет налогового бремени таких показателей, как налог на доходы физических лиц и доход сотрудников, выглядит, по мнению авторов, некорректно. 33. Расчеты по методике Т.К. Островенко. В соответствии с ней характеризующие эту нагрузку показатели подразделяются на частные и обобщающие. К обобщающим показателям, характеризующим налоговую нагрузку экономического субъекта, относятся следующие показатели: налоговая нагрузка на доходы (НБд): НБд=НИ/Вр; налоговая нагрузка на финансовые ресурсы (НБф): НБф=НИ/ВБсреднегод налоговая нагрузка на собственный капитал (НБск): НБск = НИ/СК среднегод; налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения (НБп):НБп = НИ/П;• налоговая нагрузка в расчете на одного работника (НБр): НБр=НИ/Р, где НИ - налоговые издержки, Вр - выручка от реализации, ВБсредввеод. — среднегодовая валюта баланса, СКсреднегод. — среднегодовая сумма собственного капитала. П - прибыль до налогообложения, Р- количество работников. Более конкретные и информативные частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта, вычисляются по источникам возмещения: себестоимости, выручки от реализации, финансовых результатов, чистой прибыли. Налоговая нагрузка в данном случае определяется как соотношение налоговых издержек к соответствующей группе по источнику покрытия. В соответствии с вышеизложенным, выделяются следующие частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта: -налоговая нагрузка на реализацию (НБр); -налоговая нагрузка на затраты по производству товаров (работ, услуг) (НБС); -налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения (НБфр); -налоговая нагрузка на чистую прибыль (НБчп). Для расчета этих показателей применяются следующие формулы: НБр=НИр/Вр; НБс=НИс/СР; НБфр=НИфр/ФР; НБЧП=НИЧП/ЧП, где НИР - налоговые издержки, относимые на счета реализации. Вр - выручка от реализации, НИс - налоговые издержки, относимые на себестоимость реализованных товаров, работ, услуг. Ср - себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), НИфр - налоговые издержки, относимые на счета финансовых результатов, ФР - положительный финансовый результат от реализации товаров, работ, услуг, НИЧП - налоговые издержки, относимые на чистую прибыль, ЧП - чистая прибыль 'экономического субъекта. При необходимости, по данной методике может быть рассчитана налоговая нагрузка в расчете на одного работника. Этот показатель, сравниваемый с показателями средней заработной платы и прибыли на одного работника, позволяет оценить вклад отдельного работника в формирование прибыли, налоговых платежей в бюджет. Достоинством методики является то, что она позволяет с различной степенью детализации рассчитать налоговую нагрузку, а также то, что она может применяться экономическими субъектами любых отраслей народного хозяйства. Кроме того, при расчетах по этой методике используются показатели, отражаемые в отчетности экономического субъекта, что значительно сокращает процесс расчетов. Планирование налога на добавленную стоимость Для планирования НДС необходимо: Во первых надо рассмотреть возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих организаций не превысила в совокупности 2 млн. руб. Во-вторых, хозяйствующим субъектам, занимаясь налоговым планированием налога на добавленную стоимость, целесообразно рассмотреть возможность осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 Налогового кодекса РФ. Блок 1 - это реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. применение льгот по которым является обязательным, например; реализация ряда медицинских товаров; медицинские услуги; ритуальные услуги; услуги и сфере образования и др; услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования; присужденных налогоплательщик;, подлежащих тот же бюджет. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанною заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства. При нарушении установленных сроков, па сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.015 с.) |