Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Используемые в практике семейной психотерапииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Техника указаний (директив) Прямые и четкие указания психотерапевта о необходимости определенных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов. Директивы должны касаться конкретных действий. Выделяют три вида директив: указание членам семьи делать что-то; указание делать нечто иначе, чем до сих пор; указание не делать того, что они до сих пор делали. В работе с домашним насилием в ряде случаев прямые и четкие указания со стороны психотерапевта бывают необходимы и обязательны. Это касается, в первую очередь, ситуаций жестокого обращения, угрожающего жизни одному или нескольким членам семьи, когда терапевт должен указать клиентам на необходимость немедленного обращения в милицию, посещения кризисного центра, ухода из дома и временного переселения в социальную гостиницу, к родственникам и т. д. Но и в менее тяжелых случаях директивы бывают абсолютно необходимым способом воздействия на дисфункциональную семью. Техника «Семейная дискуссия» Обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни и способов решения различных проблем и задач. Дискуссия может преследовать различные цели. Среди них: • коррекция ложных и иррациональных представлений о спосо • обучение членов семьи приемлемым формам межличностной • формирование адекватного представления о том или ином ас Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье Помощь жертвам насилия в форме длительного... сопровождения
Техника «Обусловленное общение» Группа психотерапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные, устоявшиеся семейные взаимоотношения вводится какой-то новый, необычный для семьи элемент. Часто, в качестве такого нового элемента вводятся определенные правила взаимодействия. Примером является техника, предложенная С. Кратох-вилом «конструктивный спор» или «честная борьба». Эта техника применяется в работе с конфликтными супружескими парами. Перед тем как ввести данный элемент взаимодействия в повседневную жизнь, психотерапевт обучает супругов определенным навыкам эффективной коммуникации (техника «я-высказывания», техники активного слушания и пр.). Правила «честной борьбы»: • нельзя откладывать прояснение конфликтной ситуации и, по • тот, кто начинает спор, должен ясно представлять себе цель, • обе стороны должны принимать активное участие в споре; • спор должен касаться только того предмета, с которого он на • не допускается применение аргументов, болезненных для одно Техники, формирующие умения и навыки Особенность методик данной группы состоит в том, что перед членами семьи ставятся задачи формирования определенных умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия друг с другом, и сообщается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось. В данном случае можно говорить о проведении своеобразных «семейных тренингов». В семьях, для которых характерно проявление насилия со стороны некоторых членов, особую значимость приобретает тренировка самоконтроля агрессивных импульсов и провоцирующего агрессию поведения. Отсутствие контроля за импульсами и недостаточная терпимость часто бывают связаны с крайне заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, негативной «Я-концепци-ей». Агрессивность одновременно является проявлением бессилия, которое чувствует человек и тем единственным проявлением силы, которое он способен продемонстрировать окружающим. Агрессия также часто бывает связана со страхом. В свою очередь, поведение, провоцирующее насилие, является следствием эмоциональной депривации в раннем детстве, когда ребенок мог обратить на себя внимание старших исключительно с помощью непослушания, капризов, истерик, грубости и т. д. Техники саморегуляции Исследование данных психотерапевтических процедур позволяет члену семьи, осуществляющему акт насилия, удерживаться от поведенческих проявлений гнева. Однако в большинстве случаев коррек- ции внешних проявлений бывает недостаточно, и терапевт обращается к методам коррекции внутриличностных конфликтов отдельных членов семьи. Техники проигрывания семейных ролей Ролевая игра является одним из ведущих методов семейной психотерапии. Она имеет разнообразные формы и применяется при решении широкого спектра проблем и задач. Одной из наиболее эффективных является техника обмена ролями, заимствованная из классической психодрамы. Суть метода заключается в том, что одни члены семьи проигрывают роли других, тех, с кем они находятся в конфликте. Например, родители в процессе проигрывания роли своего ребенка могут осознать неадекватность некоторых предписаний и правил, которые они ему навязывают, что может значительно снизить уровень их агрессивности по отношению к нему. Достаточно часто в практике терапевтической работы используется метод проигрывания альтернативного сценария в конфликтной ситуации. Участникам ролевой игры необходимо инсценировать обычный для семьи конфликт, но при этом они должны с самого начала игры стараться вести себя не так, как привыкли. При использовании данного метода в семьях, в которых практикуется насилие, членам семьи, склонным к проявлению агрессии и насильственным действиям, предписывается парадоксальное поведение в ситуациях, провоцирующих гнев. Например, вместо того чтобы смотреть на члена семьи, вызвавшего своим поведением гнев, отвернуться от него и продолжать разговор, стоя к нему спиной. Механизм психокоррек-ционного воздействия данного метода в работе с ситуациями домашнего насилия основан на том, что в большинстве случаев член семьи, совершающий насильственные действия, хотел бы научиться социально приемлемым формам поведения в семье, даже если он этого не осознает. МЕТОД ПСИХОДРАМЫ Исторически первым методом социально-психологической работы с лицами, пережившими насилие, как известно, является метод психодрамы, разработанный американским психологом Я. Морено [51]. Психодрама является групповым методом, который используется для инсценирования значимых жизненных событий участников. В ходе драматизации создаются условия для спонтанного выражения чувств и прояснения отношений с людьми, выработки более глубокого самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих и эмоциональных стереотипов. Я. Морено, создатель метода психодрамы, считал, что, исполняя различные роли, человек может творчески работать над собственными конфликтами и проблемами.
Раздел I. Помощь лицам, пережившим насилие в семье Основу психотерапии составляют понятия спонтанности и креативности. Спонтанность тесно связана с тревожностью: с повышением спонтанности уровень тревоги падает. Участники «театра спонтанности» разыгрывают сценки, взятые из собственного жизненного опыта, провоцируя таким образом эмоциональный катарсис. В психодраме человек разыгрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или же вымышленных персонажей [68]. Ассистенты, принимающие участие в психодраме, оказывают содействие клиенту, представляясь в различных качествах или ролях. В ходе разыгрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение благодаря катарсису от накопленных негативных переживаний и новое видение своей жизненной ситуации как следствие озарения-инсайта. Процесс психодрамы включает три этапа: подготовительную фазу (разогрев), разыгрывание драматического действия и обсуждение. На первом этапе используются игры-задания, дискуссии, «живые скульптуры», которые активизируют участников и создают свободную творческую атмосферу [19]. Выделяется желающий стать главным действующим лицом психодрамы — протагонистом. Протагонист рассказывает свою ситуацию и назначает других участников на дополнительные роли. Ведущий предлагает протагонисту организовать пространство для драматического действия. Участники, оставшиеся без роли, садятся на ме-стадля зрителей. При драматическом действии ведущий обычно использует следующие методы: монолог, обмен ролями, второе Я, зеркало, реплики в сторону и др. На завершающей стадии зрители и участники сначала вербализуют свои чувства, рассказывают о личных ассоциациях, возникших в процессе драматизации. В ходе такого эмоционального обмена уровень напряжения в группе снижается, и создаются условия для интеллектуального обсуждения проигранной ситуации. Один сеанс психодрамы длится обычно около четырех часов. Таким образом, данная техника достаточно эффективно позволяет лицу, пострадавшему от насилия, справиться с саморазрушительными тенденциями самобичевания за неспособность быть «не хуже других». В практике групповой работы часто используются только отдельные игры, предложенные Морено, Киппером и др. психотерапевтами для подготовительной стадии психодрамы. Это телефонный разговор с воображаемым собеседником, волшебный магазин, встреча с репертуаром ролей, необитаемый остров, суд, персонификация животных и др. _______ Помощь жертвам насилия в форме длительного... сопровождения_______ АРТ-ТЕРАПИЯ Арт-терапия является специализированной формой психотерапии, психокоррекции и развивающей психологии, основанной на творческом самовыражении посредством различных видов искусства (живопись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические технологии широко используются в работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-под-хода. Во-первых, он ориентирован преимущественно на невербальное общение, что особенно ценно в работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в словесном выражении своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму. Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия в арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит, хотя и в символической (создание рисунка, разыгрывание сценки с использованием кукол, сочинение сказки и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь состояния катарсиса — освобождения, очищения от негативного эмоционального опыта, дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают процесс лечения психосоматических заболеваний [46]. В-третьих, творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, подвергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, арт-терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию. Специалист, использующий арт-терапевтические технологии в работе с жертвами насилия, обязан уделять особое внимание обеспечению атмосферы психологической безопасности. Творческие задания ни в коем случае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать на пробле-
Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье Компетентность как условие эффективности... работы с жертвами насилия
мы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме. К творческим видам терапевтической практики можно отнести методы музыкотерапии и библиотерапии [51].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.01 с.) |